Autonews
Статьи Алина Распопова

Можно лишиться и машины, и денег: новая ловушка официальных дилеров

Суд отобрал у водителя купленный у официального дилера хэтчбек Ford Fiesta. Автосалон заложил несколько машин для получения кредита, но сразу их продал. В момент банкротства обман вскрылся, крайними оказались покупатели
Фото: Shutterstock
Автосервисы
Autonews
Искать больше не нужно.
Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис

Автовладелец из Подмосковья остался без купленного хетчбэка Ford Fiesta. Выбрав для покупки официальный дилерский центр, он не ожидал, что за долги и обман дилера отвечать в итоге придется клиентам. Николай Иванов (имя изменено) присмотрел модель Fiesta в июне 2017 года дилерском центре «Техцентр Автомир-Сервис» в Ульяновске. Новый автомобиль предлагался по рыночной стоимости и полностью устроил покупателя. Владелец пользовался машиной без каких-либо проблем до конца 2018 года – вплоть до получения судебной претензии одного из крупных банков, который требовал передать автомобиль в его распоряжение.

Как продали новый автомобиль в залоге


Оказалось, что еще в апреле 2017 года дилерский центр обратился в банк для получения кредита в размере 70 млн рублей. В качестве залога автосалон предложил девять новых машин со склада: кроссоверы Ford Ecosport и Ford Kuga, а также семь хэтчбеков Ford Fiesta. Согласно заключенному договору между банком и автосалоном, при неисполнении обязательств по кредиту банк получал право получить удовлетворение за счет залогового имущества в первоочередном порядке перед другими кредиторами. По этой причине дилер не имел права распоряжаться залоговым имуществом без согласия кредитной организации.

Однако буквально через пару месяцев продал один автомобиль Иванову. А позже, по словам его адвоката, старшего управляющего партнера юридической компании PG Partners Петра Гусятникова, и все остальные. Машины покупали без использования кредитных средств, поэтому дополнительной банковской проверки документы не проходили.

Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Вскоре у компании начались финансовые проблемы, и она не смогла выплачивать свои долги по кредитам. В итоге банк обратился в суд, который признал дилера банкротом и назначил конкурсного управляющего. На тот момент компания оказалась должна уже почти 115 млн рублей. Чтобы получить свои деньги, банк потребовал выдать ему залоговое имущество, включая новые автомобили. Тогда-то и вскрылся факт незаконной сделки – оказалось, что машины уже давно проданы. Владельцев удалось легко идентифицировать, пробив VIN-номер автомобилей по базе ГИБДД. И к каждому из них, включая Иванова, банк предъявил требование вернуть принадлежащее ему на законных правах имущество.

Автовладелец посчитал, что он добросовестный приобретатель, поскольку купил новую машину в официальном автосалоне и с претензиями не согласился. Тогда решение вопроса перешло в Раменский городской суд Мособласти. Рассмотрение всего дела растянулось до 2020 года: водитель доказывал, что покупатели при обращении в дилерские центры автомобильных марок мирового уровня не могут заранее подозревать компанию в обмане.

«Автомобиль покупался по полной стоимости, он ничем не отличался от других, не было каких-то подозрительных скидок, благодаря которым машину можно было купить дешевле. Ситуация с покупкой абсолютно классическая, а подвох оказался в том, что машина в залоге. Мало кому придет в голову в такой ситуации заняться проверкой «чистоты» такого приобретения. Это ведь новый товар, который принадлежит дилеру», - отметил Гусятников в беседе с Autonews.ru.

Фото: Shutterstock

Почему суд признал покупателя недобросовестным

Исследуя материалы дела, суд признал, что дилер недобросовестно заверил покупателя в отсутствии каких-либо обременений в отношении спорного автомобиля, зная о том, что это имущество находится в залоге. Одновременно с этим суд указал, что машина значилась в реестре уведомлений о залоге движимого имущества. Эти данные находились в открытом доступе – их можно было также получить в Федеральной нотариальной палате.

«При должной степени заботливости и осмотрительности добросовестное поведение Иванова предполагало принятие им всех разумных мер для проверки наличия находящихся в открытом доступе сведений о залоге имущества в реестре уведомлений о залоге движимого имущества, - говорится в решении суда (есть в распоряжении Autonews.ru). - На момент совершения сделки по приобретению автомобиля Иванов не предпринял мер по получению общедоступной информации о наличии обременений на автомобиль в виде запрета на совершение сделок, залога, в связи с чем, ссылки ответчика на добросовестность действий при приобретении автомобиля не нашли своего подтверждения».

Как указал суд, наличие у продавца подлинного ПТС, который не содержал сведений о залоге или иного обременения, а также отсутствие ограничений в органах ГИБДД при регистрации права собственности нельзя считать основанием для признания Иванова добросовестным приобретателем, «поскольку для учета залога недвижимого имущества предусмотрен специальный порядок путем его регистрации в реестре уведомлений о залоге движимого имущества».

Фото: drishtimagazine.com

При таких обстоятельствах в марте 2020 года суд признал покупку автомобиля недобросовестной и поддержал передачу Fiesta в распоряжение банка. Также Иванову придется заплатить банку еще 6 тыс. рублей, чтобы покрыть некоторые судебные издержки.

Как дилер стал банкротом

Согласно открытой информации, «Техцентр Автомир-Сервис» выходит в структуру ульяновской компании «АМС Груп». До недавнего времени компания была официальным дилером Volvo, Land Rover, Honda, BMW, Mazda, Ford и Renault. В эту структуру также входит и ульяновский автозавод BAW. Бизнес стал разваливаться, из официальных марок к 2016-2017 гг. оставались лишь Renault и Ford. Оказалось, что кредит на 70 млн рублей – не единственный. Как сообщали ульяновские СМИ, организация получила еще один крупный кредит, а в залог также передала автобусы BAW, автомобили Ford и Renault, шины, аккумуляторы, двигатели и прочие автозапчасти. Товары, оцененные в более чем 286 млн рублей, должны были обеспечить исполнение обязательств по кредиту со стороны заемщика.

Другие оставшиеся без автомобилей также обратились в суды, но безрезультатно. В возбуждении уголовного дела по факту мошенничества им отказали.

«Я купила автомобиль Ford Fiesta за 736 000 рублей, - рассказывала «Ульяновской правде» Марина Албутова - В автосалоне нам выдали сервисную книжку, подлинник ПТС, но ни в этих документах, ни в договоре купли-продажи не было упоминания о том, что машина в залоге».

Статьи 14 августа Примеры обмана: как битые машины продают под видом «идеальных»
Видео 24 августа 2018 «Даже в новых машинах из салона бывают скрытые дефекты»

«Этот салон работал на рынке с 2005 года, как мы могли сомневаться в нем, - возмущалась Ольга Павловская. - Мы покупали у них уже третью машину. Сначала был Renault, потом Honda, и вот, Ford. Мы внимательно читали договор; специально обратили внимание на пункт, гласящий, что нам предоставлена полная информация о данной машине, что она не в залоге, что это обязанность продавца - передать покупателю автомобиль, свободный от прав третьих лиц. Мы еще спросили у менеджера: что значит «свободный от третьих лиц»? Нам объяснили: «Это значит, что никто больше на эту машину претендовать не может».

Можно ли вернуть деньги и как не попасть в ловушку

У обманутых автомобилистов есть единственный выход вернуть заплаченные деньги – предъявить гражданский иск к банкроту. Однако по словам адвоката Гусятникова, шансы на получение полной суммы от должника практически нет. С кредиторами будут расплачиваться в порядке очереди и имущества вряд ли хватит на всех. Даже если деньги найдутся, выплаты будут минимальными.

В ситуации, когда не все дилеры смогли успешно пережить кризис и спад продаж из-за коронавируса, эксперт советует перепроверять все документы даже при обращении в проверенные официальные автосалоны. Ведь некоторые из них в ближайшее время могут объявить себя банкротами.