branding imagebranding image
Autonews
Видео Давид Акопян
Подписаться на Telegram-канал

«Даже в новых машинах из салона бывают скрытые дефекты»

Как выбрать автомобиль без проблем, где его проверять и почему большинство перекупщиков — обманщики. Об этом рассказал эксперт по подбору машин с пробегом Ильдар Сибгатуллин, более известный как Ильдар Авто-подбор
«Даже в новых машинах из салона бывают скрытые дефекты»

— Почему в нашей стране автоподбор стал таким распространенным явлением? Люди окончательно потеряли доверие к trade-in и прочим торговым площадкам? Ведь, например, в США и Европе он не столь популярен.

— И в Европе, и в Америке автомобильную историю очень легко найти. А у нас — нет. В этом и заключается основная проблема нашего вторичного рынка. Этим и вызвана быстрая популяризация такого явления, как автоподбор. Если бы у нас ситуация обстояла хотя бы как в Европе, то все было бы иначе. Обмана на вторичке было бы гораздо меньше.

Например, есть же база CarFax. Из нее можно узнать практически всю историю о любом автомобиле на рынке. Соответственно скручивать пробег на машинах или пытаться скрыть еще какие-то изъяны себе дороже. Потому что там вдогонку за это еще и статья светит. В зависимости от страны и региона есть и административная, и уголовная ответственность. А у нас — нет.

Подвести действия перекупщиков под мошенничество крайне сложно. Ну и плюс у нас менталитет такой. Если можно обмануть, то люди обманывают. Более того, на личном опыте есть яркие примеры. Были люди, которым мы подбирали хорошие «чистые» автомобили на вторичке, они ездили на нем год-два, а потом скручивали пробег и продавали. И самое смешное, что потом приходили к нам и хвастались.

— То есть проблема не только в юридической плоскости?

Безусловно, проблема комплексная. Частично это и наш менталитет, частично и юридические аспекты, частично и технические возможности государства. Вот, например, в нашей стране до сих пор не могут ввести электронный ПТС, хотя каждый год обещают. И тут тоже есть проблема.

Страна большая, не во всех регионах хватает технического оснащения, чтобы ввести электронный ПТС. Хотя, уверен, мы к этому придем. Просто нужно время. Потому что государству тоже невыгодно, когда его граждане теряют деньги, покупая некачественный автомобиль на вторичке. Опять же, те же самые перекупщики не платят налоги. И государство теряет огромное количество денег на этом. В общем-то всем, кроме перекупщиков и мошенников, было бы выгодно, чтобы сделки по купле-продаже машин на вторичке были чистыми.

— Кстати, о перекупщиках. Очень многие из них поменяли амплуа и теперь работают в вашем поле, называя себя автоподборщиками, хотя по-прежнему пытаются таким способом обмануть людей и наживаться на их незнании. Как не попасть на удочку таких «экспертов»?

— Не проходит и недели, чтобы ко мне не обратились или не написали в соцсетях с жалобой о том, что какой-то перекупщик, представившись автоподборщиком, их обманул и подобрал проблемный автомобиль. Признаюсь, это было понятно с самого начала, что в какой-то момент перекупщики ринутся в сегмент автоподбора. Как их распознать — я сам не знаю.

На самом деле в подробной и обстоятельной беседе такого человека можно раскусить. Особенно если у вас у самих есть хоть какой-то багаж знаний об автомобилях и их конструкции. Но как обычному человеку не попасться — не могу сказать. Универсального рецепта, увы, нет. Просто нужно быть осторожным.

«Даже в новых машинах из салона бывают скрытые дефекты»

— А если говорить об автоподборщиках, которые все же дорожат своей репутацией и работают честно. В чем их преимущество? Ведь даже на машину из trade-in дают какую-то небольшую гарантию? За что берут деньги автоподборщики?

— Честные и порядочные автоподборщики, как правило, тоже дают гарантию. В том числе и мы в нашей компании даем двухмесячную гарантию. И если с машиной за этот период случается какая-то поломка, то ремонт автомобиля мы берем на себя и производим его в партнерском сервисе.

— А как автоподборщики проверяют юридическую чистоту автомобиля?

— Буквально лет пять-семь назад проверить юридическую чистоту автомобиля было гораздо сложнее, чем сейчас. Приходилось находить информацию через знакомых в каких-то структурах, через приятелей у дилеров по VIN-коду и так далее. А сейчас стало проще. Есть ряд сервисов, в которых, заплатив 200-300 руб., можно очень легко получить информацию об автомобиле. И все они, как правило, очень простые в использовании. Сейчас машину может проверить любой человек, у которого есть смартфон и интернет.

— Есть же сложные случаи. Например, угнанные автомобили с перебитыми номерами, которые за взятку встали на учет…

— По обычным базам никогда нельзя проверить, машина в угоне или нет. Если автомобиль угоняется, то никто и никогда не будет этот автомобиль продавать в таком же виде. На нем даже передвигаться опасно, не то что продавать. Его VIN-код перебивают под другие документы — чистые. И если пробивать этот новый VIN-номер, то он будет чистым по всем базам. Но принадлежит ли этот VIN-код этому конкретному автомобилю — вот в чем главный вопрос. В таком случае требуется профессиональный криминалист.

— А что с кредитными машинами?

— А вот с кредитными машинами стало проще с 2014 года. Сейчас любой человек может защититься от покупки кредитного автомобиля на вторичке. Вообще единой базы по кредитным машинам нет, но если сделать запрос в разные базы, то можно получить полную картину от том, куплена ли машина в кредит и выплачен ли он. Проверка по кредиту — это совокупность проверок по разным базам.

Фото: Global Look Press, РБК Статьи 14 августа 2018 «Мы теряем деньги, но поделать ничего нельзя». Что будет с ценами
Фото: РБК Новости 21 мая 2018 В России назвали самые популярные подержанные автомобили

Плюс всегда можно позвонить дилеру, который продавал этот автомобиль новым, и по VIN-коду уточнить, покупался ли он в кредит. И опять же, если в базе автомобиль будет значиться, как купленный в кредит, а продавец будет утверждать, что кредит закрыт, то можно позвонить в банк и выяснить, закрыты ли обязательства по этому займу.

Самый надежный вариант для частного покупателя — обратиться к профильному нотариусу. Нотариус сам пробивает машину и выдает бумагу о том, что автомобиль не находится под кредитными обязательствами. Даже если потом выяснится, что она все-таки в кредите, бумага, выданная нотариусом, оставит автомобиль у вас. В нашем гражданском кодексе есть такой термин — добросовестный приобретатель. Это тот, кто, покупая автомобиль, предпринял все попытки проверить его, и он оказался чистым. В таком случае никто не сможет вам предъявить претензии и уж тем более взыскать машину.

— Почему у людей изменилось отношение к trade-in у официальных дилеров? Все меньше людей доверяет и им. В чем проблема?

— Машины в trade-in «официалов» стоят дороже, чем у частников. Это нужно учитывать. Но если говорить глобально, стоит ли доверять официальным trade-in или нет, то, безусловно, стоит. Хотя бы потому, что в этом случае работает закон о защите прав потребителя.

Даже если вас обманут, вы всегда сможете отстоять свои права в суде. Потому что имеете дело с крупной фирмой и конкретным юридическим лицом. С перекупщиком или частным лицом закон формально тоже работает, но де-факто найти человека и привести его в суд при выявлении какого-то обмана практически невозможно. Например, если на машине сразу после покупки обнаружится скрытый дефект.

«Даже в новых машинах из салона бывают скрытые дефекты»

— Кстати, о скрытых дефектах. Зачастую они встречаются и у новых машин. Можно ли специалиста по автоподбору пригласить на процедуру акта прием-передачи нового автомобиля?

— Да, и в последнее время такое бывает нередко. Это довольно неплохая практика, на мой взгляд. Потому что немало новых автомобилей в салонах имеют скрытые дефекты. И необязательно ему падать с автовоза при транспортировке или участвовать в ДТП во время какого-то перегона.

Дефекты могут появляться даже от простоя машины на складе. Они не всегда критичны. То есть, если при осмотре специалистом выявляется какая-то неисправность или несоответствие, то необязательно от него отказываться. Но за подобные вещи у дилера всегда можно попросить дополнительную скиду или опцию.

— Ты занимаешься автоподбором с 2012 года. Как за этот период изменился вторичный рынок и какие тренды на нем наблюдаются сейчас?

— Поменялся очень сильно. И в первую очередь из-за скачка курса доллара. Многие люди до сих пор живут старыми ценами. Увы, времена поменялись. И некоторые машины, которые стоили условные 300-400 тыс. руб. несколько лет назад, сейчас стоят значительно дороже, даже несмотря на то, что стали старше. Из-за этого очень много обмана на вторичке.

Люди не ориентируются в изменениях цен и ищут определенные машины по своим представлениям. Такие, как правило, и попадаются на перекупщиков, которые по очень заманчивым ценам предлагают машины в удручающем состоянии. За последние три-четыре года было несколько скачков цен. И, кстати, сейчас автомобили на вторичке опять дорожают.

— А что изменилось в вашей работе — экспертов по подбору автомобиля?

— В последнее время рынок адаптируется к автоподбору. Перекупы начинают тщательнее готовить автомобили к продаже и тщательнее маскировать себя. Если раньше перекупа легко было определить еще на стадии звонка, то сейчас даже находясь у автомобиля, не всегда можно их вычислить.

Еще появилась проблема сговора некоторых автоподборщиков и перекупщиков. Когда перекупщики дают откат подборщику за рекомендацию клиенту убитого в хлам автомобиля или же в сговоре с подборщиком завышают цену на машину, которая на рынке стоит совсем других денег.

— А как, на твой взгляд, будет меняться вторичный рынок в дальнейшем? Например, в ближайшие 2-3 года.

Уверен, что в моей сфере работы произойдет спад. Автоподбор как услуга уже не будет так сильно востребован. Потому что в наш сегмент уже и так ринулись все перекупщики, и теперь и у нас полно обмана. Но в ближайшие два года его будет еще больше, и люди потеряют доверие к автоподбору. Они будут точно незащищены от обмана, как сейчас во многих автосалонах.

Хотя сама идея автосалона изначально была гениальна. Когда человек может, не заморачиваясь, приехать и сдать свой автомобиль, сразу получив за него свои деньги. Автосалон при этом проводит диагностику, доводит его до кондиции и продает следующему собственнику. Получается, что выигрывают все. Выигрывает продавец — он не тратит на продажу свое время и силы.

«Даже в новых машинах из салона бывают скрытые дефекты»

Выигрывает автосалон, потому что он зарабатывает на этом свои деньги. И выигрывает покупатель, потому что он приобретает проверенный автомобиль с гарантией от автосалона. Как видите, идею исковеркали у нас в стране. Автосалоны не доводят автомобиль до нормального состояния, а маскируют их, чтобы впарить как можно больше машин.

То же самое будет с рынком подбора. Изначально отличная идея помощи при покупке подержанного автомобиля будет коверкаться недобросовестными людьми. Автоподбор, в принципе, появился из-за того, что салоны перестали справляться со своими обязательствами. Так вот сейчас подбор будет двигаться к тому же, к чему пришли автосалоны. Начнется повальный обман в этой сфере, и востребованность услуги пойдет на спад. Люди перестанут обращаться, потому что поймут, что в этом нет смысла. Точно так же, как сейчас большинство отказываются от поиска подержанной машины в неофициальных салонах.