branding imagebranding image
Autonews
Статьи Дмитрий Александров
Подписаться на Telegram-канал

Дедушка Jeep. Копаемся в истории легендарного Willys MB

План Пентагона, ультиматум «Форда», «бантик» охраны Жукова и подарок маршалу Коневу — вспоминаем историю главного внедорожника Великой Отечественной войны
Фото: jeep.com.ec
Фото: jeep.com.ec

По ленд-лизу в Советский Союз поставлялись не только боеприпасы, военная техника, лекарства и сырье, но и автомобили. В памяти сразу же всплывают легендарные «Студебекеры» и, наверное, самый узнаваемый внедорожник Второй мировой войны — Willys.

Как создавался Willys

История внедорожника Willys началась в 1940 году, когда огонь мировой войны захватывал все новые и новые страны. США выступать в конфликт не торопились, но к боевым действиям активно готовились. По одной из легенд, именно тогда Пентагон распорядился создать маневренный внедорожник, который подходил бы как для разведки, так и для перемещения командного состава.

Выполнением армейского заказа на конкурсной основе занялись сразу три американские компании: American Bantam, Willys-Overland Motors и Ford. Но успех в этом деле сопутствовал именно небольшой фирме «Бантам», которая потратила на создание первого прототипа всего 49 дней. Внедорожник Bantam BRC 40 армейскому руководству понравился, однако большие сомнения у военных вызвали промышленные мощности компании из Пенсильвании. Тогда, по одной из версий, армейское командование просто передало необходимые чертежи и документацию «Виллису» и «Форду» для создания собственных внедорожников. Также есть мнение, что инженеры этих автомобильных гигантов участвовали в совместных испытаниях Bantam BRC 40 и просто скопировали ряд конструктивных особенностей этих машин.

Сержант Америка. Тест-драйв Jeep Renegade и Willys MB Тест-драйвы 20 июня 2016 Сержант Америка. Тест-драйв Jeep Renegade и Willys MB
От «джипа» до «пигмея»: легковушки Второй мировой Статьи 22 июня 2011 От «джипа» до «пигмея»: легковушки Второй мировой

Как бы то ни было, но вскоре «Виллис» выпускает свой внедорожник МА, а инженеры Ford показывают модель Pygmy. Стоит признать, что все три варианта автомобилей были почти идентичными и отличались лишь мелкими деталями. Контракт в итоге был подписан с Willys. А одним из ключевых факторов стала самая низкая себестоимость производства этой машины.

Что касается Bantam, то он все же решился выпустить BRC 40 партией в 2605 единиц. Внедорожники в армию США не поступили, но были отправлены союзникам по программе ленд-лиза. В 1941 году небольшая партия машин, получивших ласковое прозвище «бантик», оказались и в СССР. По утверждениям некоторых историков, на начальном этапе войны внедорожники активно использовались охраной Георгия Жукова, во время его перемещения по фронтам.

Фото: autowp.ru
Фото: autowp.ru

Почему он был особенным

Сразу после улаживания необходимых формальностей Willys запускает на своем заводе производство модели Military серии В. Сборка машины стартовала в ноябре 1941 года, в это же время войска Вермахта уже подходили к Москве.

Автомобиль массой в 1020 кг вмещал четверых человек и при желании мог транспортировать легкое артиллерийское орудие. Внедорожник на основе лонжеронной рамы оснащался четырехцилиндровым бензиновым двигателем объемом 2,2 литра и трехступенчатой коробкой передач от легковой модели Overland. Мощность двигателя составляла 60 л. с., а максимальная скорость на хорошей дороге могла достигать 105 км в час. Отличительными особенностями внедорожника стало отсутствие дверей, тент вместо крыши, капот, откидывающийся на лобовое стекло, и особая конструкция фар, которая позволяла их снимать для подсветки во время ремонта автомобиля. До самого конца войны внедорожник регулярно модернизировали: у машины меняли радиатор, увеличивали объем топливного бака, а также устанавливали новые аккумуляторы и амортизаторы.

Фото: autowp.ru
Фото: autowp.ru

Достаточно быстро стало ясно, что самостоятельно Willys с заказом военного руководства страны не справляется. Помощи пришлось просить у конкурентов из Ford, которые охотно взялись за дело. Условие было одно: копии Willys должны сходить с их предприятия только с шильдиком детища Генри Форда. Так появилась модель Ford GP.

По одной из версий, аббревиатура GP означает government purchases, что переводится как «государственный заказ». По другой — GP расшифровывается как general purpose, что означает «общего назначения». Считается, что именно от букв «джи» и «пи» и происходит слово джип.

Фото: autowp.ru
Фото: autowp.ru

Как Willys попал в СССР

Летом 1942-го в рамках ленд-лиза автомобили Willys через порты Мурманска и Архангельска начали поступать в Советский Союз. Кстати, вместе с новенькими Willys MB американцы передали и практически всю партию версий MA, которые не пригодились американской армии. Всего до конца войны США поставили в СССР около 52 000 внедорожников. Большинство машин прибывали в порты в собранном виде. Кроме этого, доставлялись и машинокомплекты, которые собирались на специальных площадках в советских городах.

В Красной армии «Виллисы» использовались как командирские автомобили, а также в качестве тягачей для 45-миллиметровых противотанковых пушек и минометов. Часто внедорожник служил санитарной или связной машиной. Надо сказать, что ничего подобного у немцев не было.

Наиболее близким аналогом может считаться полноприводный Tempo G1200. Этот автомобиль оснащался двумя двухцилиндровыми моторами по 19 л. с., которые приводили в движение свою пару колес. Сверхпроводимый автомобиль использовался в качестве патрульной, разведывательной и штабной машины, однако широкого распространения в армии не получил.

Фото: autowp.ru
Фото: autowp.ru

Легенда о кожаном плаще

Один из самых устойчивых мифов про автомобили «Виллис» связан с историей о неких кожаных плащах-пальто, которые якобы поставлялись с американскими машинами. По легенде, этот элемент одежды предназначался для шоферов, однако пользовался большой популярностью у командующего состава и чаще всего оказывался именно у него. Миф оказался очень живучим: дошло до того, что на каждой военной фотографии исследователям стали мерещиться именно эти пресловутые ленд-лизовские «кожпальто» для водителей.

Однако в эпоху интернета обнаружилось, что никаких упоминаний о плащах нет ни в руководстве к машине, ни, что самое главное, в паковочных листах на внедорожник. Это очень странно, потому что в этих документах американцы скрупулезно указывали каждый винтик присылаемого в СССР автомобиля. Поэтому мы искренне сомневаемся в достоверности истории о плащах для советских водителей.

Фото: autowp.ru
Фото: autowp.ru

Мнения современников

«Виллисы» на фронте получали разные оценки. Участники войны отмечали хорошую проходимость внедорожников, а также легкость в ремонте. Одновременно в литературе встречаются жалобы на низкий ресурс машины и ее ненадежность.

Впрочем, удивляться этому не приходится — часто «американца» приходилось заправлять некачественным бензином, а в условиях войны внедорожник нередко использовался для перевозки или буксировки грузов, масса которых значительно превосходила установленные нормы. По мнению некоторых фронтовиков, по надежности «Виллис» уступал еще одному американскому внедорожнику — Dodge WC, который также поставлялся в СССР по ленд-лизу.

Фото: autowp.ru
Фото: autowp.ru

Willys маршала Конева

Наверное, самым известным обладателем внедорожника «Виллис» стал маршал Иван Степанович Конев. Вообще советский военачальник во время войны предпочитал передвигаться на отечественном ГАЗ-61-73. Однако во время знаменитой встречи на Эльбе американский генерал Брэдли подарил своему советскому коллеге «Виллис» с надписью на капоте: Commander in chief marshall Konev.

«По окончании церемонии вручения награды мы вышли вместе с Брэдли из особняка на свежий воздух. Я знал, что Брэдли собирается подарить мне на память «Виллис», доставленный из его ставки прямо на самолете. Со своей стороны, я тоже приготовил ему личный подарок — строевого коня, который следовал за мной всюду с лета 1943 года, когда я вступил в командование Степным фронтом», — вспоминал прославленный маршал.

Фото:  Александр Коньков / Фотохроника ТАСС
Фото:  Александр Коньков / Фотохроника ТАСС

Послевоенные годы

В СССР после войны огромное количество военной техники отправилось в сельские хозяйства и другие предприятия страны. Отправки в глубинку не избежали и знаменитые «Виллисы». Например, американские внедорожники возили председателей колхозов и работников местной номенклатуры.

В США армейские подразделения продолжили использовать «Виллисы» и после войны. Однако новых внедорожников они практически не закупали — запаса машин со времени войны вполне хватало. Тогда компания Willys Overland решила приспособить свой внедорожник к выполнению гражданских функций. Такой автомобиль получил название CJ-2, а на специальной медной табличке красовалась надпись Jeep, но это уже совсем другая история.

Фото: autowp.ru
Фото: autowp.ru