Autonews
Статьи Алина Распопова

«Про нас просто забыли». Автошколы просят снять запреты

Автошколы попросили власти снять запрет на практические занятия для кандидатов в водители, введенный из-за вируса. Они опасаются, что ученики потеряют навыки и будут вынуждены переучиваться, чтобы не провалиться
Фото: Андрей Любимов / АГН «Москва»

Руководители российских автошкол начали массово обращаться к региональным властям с просьбой разрешить им проводить обучение в полном объеме, а если это невозможно — оказать господдержку, выяснил Autonews.ru. Так, в условиях самоизоляции почти всем автошколам удалось перенести теоретическое обучение в онлайн, заручившись поддержкой ГИБДД. Однако практическую езду по городу с инструктором в большинстве регионов, включая Москву, запретили на местном уровне. Как итог — тысячи будущих автомобилистов, которые не могут завершить обучение и сесть за руль из-за режима самоизоляции.

Полученные теоретические навыки, не подкрепленные практикой, недоучившиеся водители начинают постепенно забывать. Даже в самих автошколах сомневаются, что после такого перерыва учащиеся смогут успешно сдать хотя бы внутренний экзамен по вождению. Для учеников это грозит дополнительными расходами. Ведь после вынужденного перерыва полученные навыки вождения придется восстанавливать с инструктором — уже в дополнение к пройденному курсу. Особенно недовольны те водители, которым до завершения программы оставалось всего несколько занятий.

Дополнительные расходы и трата времени

Как прогнозирует директор частного профессионального образовательного учреждения «Автошкола» из Красноярского края Алексей Кузнецов, запрет на обучение практике и прием экзаменов в ГИБДД в дальнейшем может спровоцировать очереди и неразбериху в региональных подразделениях ГИБДД. Он считает, что практические занятия нужно разрешить как можно скорее.

Статьи 28 апреля 2020 «Люди в замешательстве». Автошколы пытаются избежать банкротства
Статьи 16 октября 2019 Новые правила и маршруты: как изменится экзамен на права в ГИБДД

«Сейчас решением губернатора мы не можем учить людей практике, у меня одного подвисло больше 120 человек, люди недовольны, звонят каждый день. Их можно понять — они заплатили деньги, а услугу получить не могут, — рассказал Кузнецов «Autonews.ru». — Многие были готовы уже в ближайшее время выйти на экзамены, а теперь просто теряют навыки, потому что постоянная практика для новичков очень важна. Эта ситуация ударит по людям, потому что многим придется брать дополнительные занятия. Мы их компенсировать никак не можем, потому что автошколы не вошли в список организаций, которые могут рассчитывать на господдержку».

Председатель правления «Союза автошкол Москвы» Александр Ачкасов также считает, что практические уроки вождения в автошколах необходимо восстановить.

Фото: Autonews.ru

«Сейчас все автошколы обучают теории в онлайне, но практика тоже должна быть доступна. Почему в такси ездить можно, а с инструктором — нет? В такси все водители без перчаток, маски у них на лбу! А чем водитель троллейбуса отличается от инструктора? У нас инструкторы готовы дезинфицировать автомобиль и приезжать лично за каждым учеником в полной защите прямо к подъезду. Маски, перчатки, очки, санитайзеры, спецодежда — мы договорились использовать такой пакет спецсредств для инструкторов и такие же предоставлять ученикам. В Москве и Мособласти проблема с вирусом пока стоит остро, но в других регионах случаи заболеваний единичны, почему тогда нельзя сесть в чистую машину с инструктором и пройти подготовку?» — говорит Ачкасов.

Водители уходят в «серые» автошколы

У официальных автошкол возникли и другие проблемы, которые грозят им закрытием. Так, многие кандидаты, узнав, что оперативно пройти обучение не получится, откладывают свои планы. Что ставит будущее организаций под удар, ведь некоторые из клиентов решают обратиться для ускоренного обучения в «серые» автошколы.

Некоторые из них под видом обучения незаконно предлагают сертификаты о прохождении курса и готовности сдать экзамены в ГИБДД. Есть и автошколы, которые, несмотря на запреты, продолжают свою работу и выезжают с учениками на площадки и в город, что рождает недобросовестную конкуренцию, рассказали Autonews.ru участники отрасли. Жалобы по таким случаям, в том числе и в Москве, уже направлены в Роспотребнадзор, но пока организации продолжают работать.

Автошколы просят поддержки

В «Союзе автошкол Москвы» уверены, что деятельность школ, которые осуществляют профессиональную подготовку водителей, должна войти в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших из-за новой коронавирусной инфекции. Соответствующее обращение союз уже направил в мэрию Москвы (имеется в распоряжении Autonews.ru). Сейчас положение отрасли в союзе назвали «катастрофическим». Но хотя автошколы и заняты в сфере образования, а их деятельность регулирует соответствующее министерство, из-за различий в кодах видов деятельности из программ господдержки, по словам представителей автошкол, «их просто выбросили».

Так, код основного вида деятельности автошкол — 85.42 «Образование профессиональное дополнительное» и «85.42.1 Деятельность школ подготовки водителей автотранспортных средств». А на помощь могут рассчитывать только образовательные организации с кодами — «85.41 Образование дополнительное детей и взрослых» и «88.91 Предоставление услуг по дневному уходу за детьми».

Фото: nou-kalina.ru

«Власти должны нас поддержать либо дать работать, — сказал Ачкасов. — Мы оказываем госуслугу, даем образование, сотрудничаем с ГИБДД. Но в сложные времена про нас просто забыли. Нет набора новых учеников, закрыты кассы организаций. Возник простой всего автопарка транспортных средств и приостановлены текущие теоретические занятия в классах, практические занятия на площадках, приостановлена сдача внутренних экзаменов и экзаменов в ГИБДД. Арендодатели коммерческой недвижимости в большинстве случаев не идут на встречу и не предоставляют арендные каникулы на время приостановления деятельности, что усугубляет ситуацию».

Что происходит со сдачей экзаменов в ГИБДД

В настоящее время отделения ГИБДД в каждом регионе работают по своему графику в зависимости от эпидемиологической обстановки. Как рассказывают представители автошкол, в некоторых городах экзамены сейчас сдать невозможно. Однако в большинстве регионов экзамены в ГИБДД принимают — в уменьшенных группах и только по записи на сайте госуслуг. Тем не менее в ведомстве при возможности советуют воздержаться от посещения отделений с такой целью. «В настоящее время имеется возможность отложить решение этих вопросов», — подчеркнули в ГИБДД.

Гражданам, планирующим в ближайшее время регистрацию транспортных средств, сдачу экзаменов или обмен водительских удостоверений, рекомендовали принимать решение о необходимости получения государственных услуг по линии Госавтоинспекции с учетом обстановки, складывающейся в регионе проживания, исключив при этом нарушение установленного режима ограничительных мероприятий.

Ранее планировалось, что уже с октября 2020 г. вместо привычного экзамена по системе «город + площадка» кандидатов будет ждать единый практический тест в городе, при проведении которого будут использоваться закрытые территории, улицы и дороги с малоинтенсивным движением. На этих территориях в более обобщенном варианте планировалось проверять те же самые навыки, что сейчас тестируют на площадке. Однако в связи COVID-19 реформу экзаменов на права перенесли на 2021 год.

Фото: из архива