Autonews
Выделенки — это ловушка для водителей. Почему по ним лучше не ездить
Фото: Официальный портал Мэра и Правительства Москвы
Статьи
Алина Распопова, Ярослав Гронский
Статьи 18 марта
Алина Распопова, Ярослав Гронский
Выделенки — это ловушка для водителей. Почему по ним лучше не ездить
Неожиданный штраф за езду по выделенным полосам для общественного транспорта можно получить даже в выходные. Объясняем, почему выделенками лучше не пользоваться

Выделенные полосы для общественного транспорта превратились в ловушки для автомобилистов. Даже после того, как водители привыкли к тому, что на дорогах стало на одну полосу меньше, опасность быть оштрафованными у них осталась. Объясняем, почему от выделенок лучше держаться подальше даже в выходной.

Сложно уследить за правилами

Выделенные полосы отделяют от дорог сплошной одинарной линией разметки, а для наглядности рисуют на них большие буквы «А». Чтобы водителям было понятнее, что проезд по ним разрешен только по выходным, над полосами устанавливают дорожные знаки «рабочие дни», а также «кирпичи», запрещающие проезд.

Каждый регион вправе самостоятельно определять, можно ли обычным водителям ездить по выделенкам и в какие именно дни. За нарушение полагается приличный штраф: 3000 руб. в Москве и Санкт-Петербурге и 1500 руб. в остальных российских городах. Его можно оплатить со скидкой 50%.

По теме:

В Москве первая выделенная полоса появилась в июле 2009 года на Волоколамском шоссе, в начале января 2011 года спецполосу открыли на проспекте Андропова. Изначально столичные власти разрешили автомобилистам проезд по полосам для общественного транспорта по субботам и воскресеньям.

Однако в дальнейшем водителям оставили только один льготный день для езды по выделенкам — воскресенье. И началась большая путаница. О том, что движение для частного автотранспорта закрыто с понедельника по субботу включительно, водителей стали предупреждать дополнительные таблички с текстом перед съездами на такие полосы. Но водители сначала их не замечали либо просто не обращали на них внимания.

Фото: proboknet.livejournal.com

В итоге долгое время неосведомленные автомобилисты не могли понять, почему им приходят пачки штрафов за езду по выделенным полосам по субботам, причем с каждой камеры прилетает по отдельному постановлению.

За проезд через сплошные тоже штрафуют

Кроме крупного штрафа в 3000 руб. неправильное пользование выделенкой может принести еще и большое количество 500-рублевых постановлений. Ведь многие водители считают, что во время льготного периода заезжать на выделенку и съезжать с нее можно в любом месте, пересекая сплошную линию. Это не так: согласно ч. 1 ст. 12.16 КоАП России такое нарушение влечет предупреждение или административный штраф в размере 500 рублей. Очевидно, что на основании материалов с дорожных камер водители всегда получают только штрафы.

Выделенки упираются в поворотную полосу

Если точно не знать, куда ведет выделенная полоса, можно попасть в ситуацию, когда с нее просто нельзя съехать в нужном месте без штрафа. Так, часто оказывается, что выделенки сворачивают с главной дороги, а ехать прямо запрещает разметка в виде сплошной линии. Перед водителями встает дилемма — уходить на ненужный съезд либо получить гарантированный штраф в 500 рублей, который, правда, можно будет оплатить со скидкой 50%.

Фото: Евгений Самарин / Официальный портал Мэра и Правительства Москвы

Можно получить штраф за остановку в пробке

На выделенных полосах встречаются остановки для общественного транспорта, где стоянка и остановка личных автомобилей запрещена. Запрет обозначают дорожными знаками 3.27. Согласно ч. 1 ст. 12.19 КоАП нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в Москве и Санкт-Петербурге наказывается штрафом 2500 рублей, в остальных городах — 500 рублей. Иногда автомобилисты вынужденно встают на таких участках в пробках — если такое «нарушение» заметит камера, а отсматривающий материалы эксперт не сможет правильно оценить дорожную ситуацию, можно получить «письмо счастья». Правда, есть шанс такой штраф все-таки оспорить.

Есть «выделенки», на которые никогда нельзя заезжать

С 2019 года в Москве стало появляться все больше дорог, где движение по выделенкам запрещено в любой день. В их числе — участки от проспекта Мира до Ярославского шоссе, на Можайском шоссе, улице Воздвиженка и Кутузовском проспекте. Также по выходным запретили ездить по выделенкам на Нахимовском и Ломоносовском проспектах, Минской улице, на участке от Нижегородской улицы до Рязанского проспекта.

Также оказалось, что нельзя выезжать на выделенки в районе центральных улиц: Большой Каменный мост, Лубянская площадь, площадь Тверская Застава, Театральный проезд, Охотный Ряд, Моховая улица, улицы Покровка, Маросейка, Варварка, Славянская площадь, улицы Пречистенка, Солянка и Солянский проезд, улицы Сретенка и Большая Лубянка, улица Малая Дмитровка, Долгоруковская улица, Баррикадная улица, Большая Никитская улица и другие.

В праздничный день тоже можно получить штраф

Государственные праздничные дни официально приравниваются к выходным дням. Но можно ли в таком случае считать такой день воскресеньем для выделенных полос и дорожных камер — большой вопрос. В Москве некоторые автомобилисты рассуждают по той же логике, что и в ситуации с самыми дорогими платными парковками в пределах Садового кольца.

Там час стоянки стоит 380 рублей, а платить приходится даже в воскресенье, когда на остальных улицах парковка бесплатна. Но, к примеру, в новогодние праздники даже в таких районах городские власти разрешают за стоянку не платить. Однако такая логика не будет распространяться на выделенки в центре, которые всегда закрыты для проезда.

Фото: Официальный портал Мэра и Правительства Москвы

Получается, что запутаться легко, а выучить все направления выделенных полос просто нереально. Так, на данный момент в столице действует более 60 выделенных полос для общественного транспорта общей протяженностью более 350 километров.

В конце 2020 года к ним добавят еще 40 км. В итоге проще стало игнорировать выделенки, чем каждый раз подолгу высматривать предупреждающие знаки, которые, кстати, не всегда вовремя устанавливают.

Что с выделенками в области

В скором времени полосы для общественного транспорта должны выйти за пределы столицы. Так, летом 2020 года начнутся дорожные работы и нанесение специальной разметки на выделенных полосах Ярославского шоссе, которые продлят в Московскую область. Плюс ко всему власти прорабатывают варианты вывода выделенок за территорию города и на других важнейших вылетных магистралях.

Как обозначают выделенки: знаки и разметка

Выделенки обозначают знаком 5.14 с изображением автобуса — его действие распространяется на полосу, над которой он расположен. Он действует вплоть до ближайшего перекрестка или до его отмены знаком 5.14.1. Дополнительно о наличие выделенки говорит буква «А», нарисованная на асфальте.

Фото: Официальный портал Мэра и Правительства Москвы

При отделении от основной проезжей части прерывистой линией разметки водителям разрешается перестраиваться на выделенную полосу для поворота. Кроме того, на таких участках разрешена посадка и высадка пассажиров, но лишь в случае отсутствия помех для общественного транспорта.

Табличка 8.5.2 с «молоточками» указывает на то, что выделенка действует только по рабочим дням, а по выходным выезд на такую полосу не штрафуется. Плюс ко всему предусмотрены таблички 8.5.3 и 8.5.4, информирующие водителей о днях недели и времени работы выделенных полос.

Кому можно и нельзя ездить по выделенкам

По выделенным полосам легально может передвигаться общественный транспорт, а также маршрутные такси, операторы которых заключили официальное соглашение с городскими властями. Кроме того, по выделенкам разрешают ездить таксистам, имеющим соответствующую лицензию, «шашечки» на кузове автомобиля и номерные знаки желтого цвета. Также по выделенным полосам может передвигаться техника коммунальных служб, но только в случаях необходимости их уборки. Наконец, санкции не применяются в отношении водителей скорой помощи, оперативных служб и школьных автобусов.

Депутаты Госдумы периодически выступают с предложением пустить на полосы для движения общественного транспорта автомобили с полностью электрическими силовыми установками, владельцев которых в Москве уже освободили от уплаты транспортного налога. Инициаторы считают, что такая мера даст дополнительный стимул популяризации экологически чистого транспорта. Впрочем, дальнейшего хода такие проекты пока так и не получили.

Как и в случае с мотоциклами, водителям которых тоже планировалось разрешить выезжать на выделенки. При этом еще два года назад московские власти заявили, что не собираются поддерживать данную инициативу, как и аналогичное предложение по автомобилям сервисов каршеринга. Так, глава столичного Дептранса Максим Ликсутов назвал такой проект «крайне небезопасным», подчеркнув, что по таким полосам должен ездить исключительно общественный транспорт и профессиональные водители.

Фото: Официальный портал Мэра и Правительства Москвы