branding imagebranding image
Autonews
Статьи Давид Акопян
Подписаться на Telegram-канал

Не лучшие ожидания: россияне стали хуже покупать новые машины

Российский автомобильный рынок продолжает падение второй месяц подряд. Эксперты дают неутешительные прогнозы относительно всего года
Фото: Сергей Коньков / ТАСС
Фото: Сергей Коньков / ТАСС

Ассоциация европейского бизнеса опубликовала результаты продаж новых легковых автомобилей по итогам июня и первого полугодия 2019 года. По сравнению с теми же периодами прошлого года, рынок просел на 3,3% и 2,4% соответственно. В абсолютных цифрах это выглядит так: за июнь было продано 151 180 новых автомобилей против 156 351 в 2018-м, а всего за первое полугодие 2019-го в России было реализовано 828 750 автомобилей против 849 221 за первые шесть месяцев прошлого года.

По словам председателя Комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера, поводов для оптимизма почти нет: «Ожидания на рынке в отношении второй половины года не лучше. Ясно, что рост рынка в 2019-м уже больше нереалистичный сценарий. Даже при некотором положительном тренде во второй половине года самое лучшее, на что можно было бы надеяться, — повторение результата продаж прошлого года».

Масс-маркет падает

Тренд к снижению наиболее заметен в сегменте масс-маркета. По итогам июня лидером по продажам остается отечественная Lada (30 768 автомобилей), однако по сравнению с прошлым годом продажи снизились на 2%. На втором месте идет Kia с результатом в 19 343 машины и также с падением на 3%. А третью строчку в рейтинге занимает Hyundai, продавший 16 331 автомобиль, но показавший наименьшее снижение в 1%. Самое серьезное падение (-12%) продемонстрировала французская марка Renault с результатом в 11 944 автомобиля.

В масс-маркете есть и компании, которые продолжают показывать рост, несмотря на общее падение рынка. Volkswagen реализовал 9441 машину, показав рост в 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рекорд принадлежит Ford, который показал рост в 43%.

Впрочем, как пояснил Autonews.ru директор по маркетингу АГ «АВИЛОН» Андрей Каменский, этот взлет продаж связан с уходом легковой линейки Ford из России: «Ford перед уходом с рынка активно распродает оставшиеся в наличии автомобили с большими скидками. Мы, например, в настоящий момент реализуем легковые автомобили американской марки со скидками от 175 до 400 тыс. руб., в зависимости от модели, что составляет от 10 до 20% от базовой стоимости машин».

Фото: Артем Геодакян / ТАСС
Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Премиум пока стабилен

В сегменте премиальных и люксовых автомобилей наблюдается стабильный прирост продаж. Наилучший темп роста (+56%) продемонстрировала новая корейская марка Genesis, реализовавшая за первое полугодие 1061 автомобиль против 678 за аналогичный период прошлого года. Рост в 25% процентов показала и шведская Volvo, продав за 6 месяцев 3913 автомобилей против 3132.

Среди немецких премиум-брендов лучший показатель у Porsche — рост на 23%. Но в абсолютных значениях лидерство продолжает удерживать BMW, реализовавшая за первое полугодие 19 845 машин, — это на 17% больше, чем годом ранее.

Следом идет Mercedes-Benz, продажи которого увеличились на 3%, до 18 969 против 18 504 машин. Третье место в общем рейтинге занимает Lexus (9257 единиц), сместивший на четвертое Audi с результатом 7313 автомобилей. При этом обе компании показали падение в 20% и 1% соответственно.

Фото: Сергей Коньков / ТАСС Новости 4 июля 2019 Российский автомобильный рынок продолжил падение второй месяц подряд
Фото: Toyota Новости 3 июля 2019 Названы самые популярные автомобили стоимостью 1,5–2 млн рублей в России

Но наиболее крутое пике среди премиум-брендов продемонстрировала марка Cadillac, входящая в концерн General Motors. За первое полугодие 2019 года падение составило 24% в сравнении с тем же периодом прошлого года.

На сегодня концерн GM продает в России «тяжеловесов» Chevrolet Tahoe и Traverse, имиджевые модели Camaro и Corvette, а также четыре модели Cadillac (XT5, Escalade, CT6 и CTS-V). Российские дилеры реализуют все эти автомобили, отмечая отсутствие какого-либо дефицита в стоке, несмотря на сильное падение продаж по рынку в целом.

«Когда мы в прошлом году делали заказ автомобилей для России, не могли спрогнозировать, что рынок в 2019 году пойдет вниз. Поэтому запас автомобилей на сегодняшний день превышает спрос. Речи о дефиците точно нет. На июнь 2019-го мы покрываем и перекрываем продажи автомобилями 2018-го года выпуска. Более того, учитывая, что скоро начнут приезжать машины этого года, дилеры предлагают скидочные программы для клиентов. Снижение цены по некоторым условиям может достигать 30% от первоначально озвученной стоимости автомобиля. В целом наша компания, имея большой запас машин на складе при низких показателях спроса, конечно, теряет в прибыли. Но зато клиент явно в плюсе», — объяснил Autonews.ru менеджер продуктовой линейки General Motors в России Владимир Зацепилов.

Фото: dsigngroup.com.mk
Фото: dsigngroup.com.mk

Китайцы продолжают расти

Ощутимый рост продаж демонстрируют автомобильные марки из Поднебесной. В первую очередь речь идет о крупных игроках. Geely реализовала за июнь 944 автомобиля против 239 (+295%) за аналогичный месяц прошлого года, а за первые шесть месяцев было продано 4032 (+284%) машины против 1051 автомобиля, реализованного в первом полугодии прошлого года.

Продажи Haval тоже увеличились: китайская марка за первый месяц лета реализовала 725 (+337%) машин против 166 в прошлом году, а по итогам полугодия рост составил 202% — 3492 автомобиля против 1155.
Несмотря на то что общий прогноз по рынку неутешительный, некоторые дилеры настроены оптимистично.

«Стимулированием продаж на автомобильном рынке сейчас активно занимаются все заинтересованные стороны: и государство, и импортеры, и дилеры. Государство буквально на днях объявило о возобновлении программ поддержки, что положительно скажется на продажах автомобилей в массовом сегменте. Марки, в свою очередь, разрабатывают новые финансовые программы, которые смогут привлечь покупателей как в массовом, так и в премиальном сегментах», — пояснил Autonews.ru директор по маркетингу АГ «АВИЛОН» Андрей Каменский.