Autonews
Весь год боялись: 5 главных трендов авторынка в 2018-м
Фото: Global Look Press, Skoda, Hyundai, АвтоВАЗ
Статьи 15 января
Алина Распопова
Статьи 15 января
Алина Распопова
Весь год боялись: 5 главных трендов авторынка в 2018-м
Россияне скупали автомобили из-за страха очередной волны подорожаний. Колебания рубля и рост НДС сделали свое дело: рынок рос каждый месяц. На долю SUV пришлось более 40%, а бестселлерами стали две модели Lada

Продажи росли 12 месяцев из-за страха, что станет хуже

Каждый месяц 2018 г. по продажам новых автомобилей превосходил аналогичный месяц 2017 г., и практически каждый следующий отчетный период был лучше предыдущего. Происходило это не из-за того, что ситуация на рынке становилась лучше — например, снижались цены или же появлялись новые недорогие модели, а потому, что россияне готовились к худшему, в том числе к дальнейшим резким подорожаниям автомобилей.

Так, по данным Комитета автопроизводителей АЕБ, в январе в России купили 102 464 автомобиля, в феврале — 133 177 автомобилей, в марте — 157 279, в апреле — 152 425, в мае — 147 525, в июне — 156 351, в июле — 143 452, в августе — 147 388, в сентябре — 157 371, в октябре — 160 425, в ноябре — 167 494 и в декабре — 175 240 автомобилей. Всего же по итогам 2018 года в России приобрели 1 800 591 новый автомобиль, что на 12,8% больше по сравнению с 2017 годом. Минувший год стал вторым годом стабильного восстановления рынка.

Поспешившие с покупкой автомобилисты в своих пессимистичных прогнозах не ошиблись. Главной причиной подкрутки цен стали серьезные колебания курса рубля. Так, в августе 2018 г. курс рубля упал практически на 10% — доллар стоил 68,4 руб., а евро — 80 рублей. После повышения ключевой ставки Центробанком ситуация улучшилась. Однако ближе к зиме резкие скачки возобновились: 29 декабря в ходе торгов на Московской бирже курс евро достиг отметки 80 руб., а курс доллара показал локальный максимум на уровне 69,73 рубля.

Такая нестабильность курса рубля напрямую повлияла на цены на автомобильном рынке, где зависимость от импортных комплектующих до сих пор высока, а большинство автокомпаний прибыль считают в переводе на доллары или евро. Так, по оценке председателя Комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера, новые автомобили в 2018 г. в среднем подорожали на 5–6%. Менее оптимистичную оценку в беседе с Autonews.ru дал руководитель аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков — около 7,5%.

Рост НДС и ажиотаж в конце года

В середине июня глава правительства Дмитрий Медведев заявил, что ставку налога на добавленную стоимость (НДС) в России поднимут с 18 до 20% с 1 января 2019 года. Спустя некоторое время на это отреагировали автопроизводители, которые заявили, что увеличение НДС станет дополнительным поводом вновь повысить цены — как раз на эти 2% прямо с начала нового года.

По теме:

Очень быстро это поняли и автомобилисты, в том числе те, кто до последнего откладывал покупку новой машины или рассчитывал на традиционную распродажу стоковых моделей в январе, и на рынке начался настоящий ажиотаж. Как рассказывали дилеры, поток клиентов в автосалоны после известий о росте НДС заметно увеличился. А многие дилеры решили использовать эту ситуацию, максимально сократив выдачу различных бонусов и подарков при покупке машин: возможность успеть купить машину до подорожания клиенты уже воспринимали как шанс сэкономить.

Почти половина продаж пришлась на кроссоверы

В 2018 г. продолжил набирать популярность сегмент SUV. Внедорожники и кроссоверы всех типов — от компактных до больших — считаются в России наиболее привлекательными. Это напрямую повлияло на формирование автопроизводителями своих модельных линеек в России. Некоторые иностранные бренды постарались как можно скорее локализовать производство новых SUV, а марки с высокой долей локализации занялись обновлением имеющихся моделей или запуском в серию новых версий. Как рассказали в AEБ, в период с января по ноябрь 2018 г. на долю SUV пришлось 41,5% от всех продаж автомобилей.

По данным «Автостата», за 11 месяцев 2018 года в России купили 656,2 тыс. кроссоверов. Лидирует в сегменте Hyundai, которые продали 90 тыс. SUV, на втором месте Renault (68,5 тыс.), на третьем месте Nissan (58,8 тыс.). Четвертую позицию занимает Toyota (продано 58 тыс. автомобилей класса SUV), а замыкает первую пятерку Kia, реализовавшая 47 тыс. машин. Кроме того, в топ-10 по продажам кроссоверов и внедорожников попали: Mitsubishi (37,1 тыс. шт.), Volkswagen (35,2 тыс.), Lada (30,1 тыс.), Chevrolet (26,3 тыс.) и Mazda (21,4 тыс.).

Lada вернулась на первое место в списке бестселлеров

По итогам 2018 года звание безоговорочного лидера продаж, как и в предыдущие годы, завоевала марка Lada. Примечательно, что если все последнее время звание безоговорочного бестселлера в России удерживала модель Vesta, то с февраля по август ее лавры позаимствовал Kia Rio. В Kia тогда заявляли, что цели обойти российскую марку в целом по продажам у них нет, и подчеркивали, что играют в более высоком сегменте, нежели Lada.

Представители АвтоВАЗа по поводу временной утраты первых строчек в разбивке по моделям расстройств не выказывали. В сентябре Vesta вернула лидерство в десятке, а по итогам 2018 г. стала безоговорочным бестселлером: россияне купили 108 364 автомобиля этой модели. Второй стала Lada Granta (106 325 автомобилей), а Kia Rio в итоге занял лишь третью строчку (100 148). Всего же с января по декабрь Lada продала в России 360 204 автомобиля (+16%), для сравнения: Kia — 227 584 единицы, Hyundai — 178 269, Toyota — 108 492, Volkswagen — 106 052.

Директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский успех модели Vesta и марки Lada в целом объясняет тем, что АвтоВАЗу удается предлагать более привлекательные цены по сравнению с конкурентами. «Даже если посмотреть на актуальные цены, уже учитывающие новогоднее повышение цен, мы обнаружим, что в базе Vesta стоит от 575 тыс. рублей, тогда как базовый Solaris стоит от 630 тысяч, а Kia Rio — практически от 700 тысяч, — заявил эксперт. — Россияне, увы, богаче не становятся, по итогам прошлого года рост реальных располагаемых доходов оказался в пределах статистической погрешности».

Деньги на скидки почти закончились

На программы стимулирования спроса, по которым автомобили стоимостью до 1,5 млн рублей можно было приобрести со скидкой, а также на господдержку автопроизводителей в 2018 г. выделили в два раза меньше средств. Так, в 2017 г. суммарный объем господдержки отрасли составлял 62,3 млрд руб., а в 2018-м эта цифра снизилась до 34,4 млрд руб. Но и выделения урезанной суммы Минпромторг смог добиться с большим трудом — противники ведомства нашлись в Минэке, где и сейчас считают, что авторынок может справиться со своими трудностями без подобных программ.

«В правительстве говорят о развитии экспорта, в то время как поддержку этого направления, в том числе льготы при доставке автомобилей за границу, всем сильно урезали», — пожаловался Autonews.ru источник в одном из крупных автопредприятий.

Комментарии