Большая разница. Bentley Flying Spur против Pierce-Arrow Model 54
Большая разница. Bentley Flying Spur против Pierce-Arrow Model 54
Фото: Олег Лозовой / РБК
Тест-драйвы 16 января
Евгений Багдасаров
Тест-драйвы 16 января
Евгений Багдасаров
Большая разница. Bentley Flying Spur против Pierce-Arrow Model 54
Между Bentley Flying Spur W12 и Pierce-Arrow Model 54 Club Sedan целых 86 лет и огромная технологическая пропасть. Но есть кое-что, что их объединяет

Даже странно, что фирма Джорджа Пирса из штата Буффало начинала с изящных птичьих клеток. С основательностью и гигантизмом, который она продемонстрирует в последующие годы, ей больше подошли бы клетки для слонов. Компания, выпускала велосипеды, мотоциклы, грузовики, автобусы и трейлеры, но прославилась именно легковыми автомобилями.

Самый первый был создан в 1901 г., и сразу во главу угла была поставлена надежность. Все делалось с огромным запасом – кузовные панели из алюминия не штамповали, а отливали. В 1910 г. на смену 4-цилиндровым моторам объемом почти 12 л пришли еще более монструозные рядные «шестерки» – 13,5 литра. Естественно, Pierce-Arrow выдерживали изнурительные марафоны на выносливость, а их мощь и надежность автомобилей с фигуркой лучника быстро завоевали симпатии американской элиты. Одно из рекламных объявлений с гордостью демонстрировало автомобиль, принадлежащий выходцу из семьи пивоваренных магнатов (помните пиво Budweiser?) Адольфусу Бушу III и особо подчеркивало, что машина регулярно используется владельцем более восьми лет.

В июне 1919 г. президента США Вудро Вильсона, только что вернувшегося с Парижской мирной конференции, ждал новый лимузин Pierce-Arrow. В это же время англичанин Уолтер Оуэн Бентли еще только собирался регистрировать автомобильную компанию имени себя. На Лондонском автосалоне он показал шасси с макетом мотора, а опытные образцы строились в конюшне на Бейкер-стрит. Первый покупатель получил машину только в сентябре 1921 года. И тут же оценил главное преимущество новой марки – мотор. Силовой агрегат с четырьмя клапанами и двумя свечами на цилиндр развивал 65 л.с., а мощность гоночных версий довели до 92 лошадиных сил.

Не так много: даже с легким кузовом и короткобазным шасси первые Bentley не отличались легким весом. Тем не менее, мотор был надежным и как раз, благодаря этому качеству, Bentley 3 Litre начали триумфальный путь в автогонках. Более того, вокруг новой марки организовался кружок отчаянных гонщиков, плейбоев и авантюристов – Bentley Boys. В 1924 г. они были первыми в Ле-Мане, а потом побеждали еще несколько раз. Этторе Бугатти презрительно называл Bentley «самыми быстрыми грузовиками в мире», но его «чистокровные жеребцы» добились результатов через несколько лет после того, как британская марка покинула 24-часовую гонку.

Один из Bentley Boys, Вульф Барнато, гонщик, боксер, игрок в крикет и теннис и еще много чего, решил приобрести любимую компанию. Благо состояние наследника алмазной империи позволяло. Его приземистое купе с кузовом Gurney-Nutting изображалось едущим наперегонки c роскошным поездом Blue Train. Барнато поспорил за бокалом шампанского, что обгонит экспресс и первым доберется из Канн в Лондон, и несмотря на преследовавшие его неудачи, победил. Ехал он на автомобиле с 6,5-литровой рядной «шестеркой». Этот мотор предпочитали и те, кто заказывал на шасси Bentley роскошные тяжеловесные кузова. Позже появился еще более мощный 8-литровый агрегат.

Фары-конусы, вживленные в крылья – вот что позволяет со стопроцентной уверенностью определить автомобиль марки Pierce-Arrow. Их придумал молодой дизайнер Герберт Доули еще в 1913 г., но даже в 1930-х это выглядело нетривиально. Он руководствовался практическими соображениями – фары, размещенные на крыльях, лучше освещали дорогу и повороты, и кроме того, были надежнее защищены от камней. Электрическое освещение было легче ацетиленового поэтому с размещением его на крыльях проблем не возникало, да и толщина крыльев Pierce-Arrow впечатляет.

Дополнительный свет все равно размещался перед решеткой радиатора. Так что в темноте «Пирс» светился, как рождественская елка. Так безопаснее и какому-нибудь велосипедисту не придет в голову проехать между двух огней, расположенных на приличном друг от друга расстоянии. Фары на крыльях стали неотъемлемой частью имиджа Pierce-Arrow и даже были защищены от копирования специальным патентом.

К концу 1920-х автомобили Pierce-Arrow были излишне консервативными и при этом стоили дороже конкурентов. В итоге фирме пришлось снижать цены, а потом и пойти на слияние с менее именитым автопроизводителем Studebaker.

«Перед директорами стоит серьезный вопрос, в состоянии ли изолированная автопроизводственная единица долгое время успешно конкурировать с компаниями, подобными «Генеральным моторам», «Студебэкеру», «Крейслеру» и другим, объем производства которых, разнообразие моделей и сбытовая организация обеспечивают устойчивый покупательский спрос и финансовую мощность, далеко превосходящие возможность отдельной компании с ограниченной цифрой производства», – цитировал в 1928 г. журнал «За рулем» обращение директоров Pierce-Arrow к акционерам.

Слияние напоминало скорее спасение Pierce-Arrow от банкротства, но благодаря этому автопроизводитель из Баффало получил необходимое финансирование и смог расширить дилерскую сеть. «Студебекеру» же достался легендарный бренд. Совместными усилиями был разработан новый рядный 8-цилиндровый мотор объемом 6 л и мощностью 125 лошадиных сил как раз такой стоит под капотом машины из коллекции «Камышмаш», выпущенной в 1931 году. В остальном конструкторские отделы двух фирм продолжили самостоятельное существование.

Обычно рекламные плакаты Pierce-Arrow изображали изысканно одетых мужчин и женщин, только что прибывших в театр или яхт-клуб. Изредка нарисованные Pierce-Arrow забирались и в американскую глубинку, но лишь для того, чтобы продемонстрировать хваленую надежность. Непременно, рядом с беззаботными прожигателями жизни присутствует шофер в фуражке и сером мундире.

Это не только элемент статуса – для того, чтобы справиться с гигантским автомобилем, необходим был специально обученный человек. Он знал, для чего нужны диковинные ручки и рычажки, как использовать муфту свободного хода и сколько окошек открывать в боковинах капота, чтобы гигантскому мотору легче дышалось. И кроме того, отличался хорошей физической формой, выполняя роль усилителя руля, антиблокировочной системы тормозов и помощника при парковке. Здесь даже солнечный козырек рассчитан на человека в фуражке, иначе он закрывает водителю поллица.

Чтобы запустить гигантский мотор, нужно до боли вдавливать ступню в круглую кнопку ножного стартера и одновременно вжиматься в податливую спинку дивана. Рядная шестилитровая «восьмерка» просыпается с гулким лязганьем, металл слышен и ее грубоватом низком урчании, но работает она очень плавно. Позже моторы, покоящиеся на резиновых подушках, обзаведутся гидравлическими клапанами и станут еще тише. Задний мост Pierce-Arrow вроде бы уже должен быть бесшумным, гипоидным, но тоже подвывает. Впрочем, для своих лет – это тихий автомобиль. Двадцатые годы не только ревущие, они еще и воющие шестернями и лязгающие коробками передач без синхронизаторов.

Руль вращается относительно легко только когда машина в движении. Во внутреннем дворике выставочного зала «Камышмаш» Pierce-Arrow точно слон в посудной лавке, и дополнительные зеркальца на корпусах запасок не очень-то помогают. Только между осями у машины 3,5 м плюс огромный радиус разворота, плюс стеклянные витрины и ценные экспонаты вокруг. Главное вырваться на широкое шоссе с минимумом поворотов: там мотор наконец разовьет свои 339 Нм момента и покажет, на что способен. Демонстрация мощи не требует больших скоростей, хотя теоретически тяжеленный автомобиль легко может разогнаться до 100 км/ч и больше. Главное, потом вовремя остановиться.

Три передачи переключаются длинным рычагом без проблем, а усилие на громадных педалях приемлемое, но с точки зрения водителя Pierce-Arrow – напоминает грузовик, а с точки зрения пассажиров – большую карету на мягких рессорах. Привилегированный отсек занимает всю заднюю часть кузова. Для багажа на корме сделана открытая полка, а на ней закреплен сундук с непромокаемым чехлом. Интерьер и сиденья обиты толстой и очень качественной шерстяной тканью, по идее она защищает пассажиров от холода. Впрочем, здесь есть и отопитель.

Плафоны пепельницы, с зеркальцами, ручки дверей, вазочки под цветы – все сделано в высшей степени стильно, но это последний привет уходящей эпохи. Неудивительно, если кузов выпущен раньше, чем шасси – такое бывало. С каждым годом обводы автомобилей Pierce-Arrow становились все более похожими на рекламные иллюстрации, где машины изображались более приземистыми, но это по-прежнему были все те же старомодные кареты.

В Великую депрессию компания вступила на подъеме: продажи за 1929 г. выросли вдвое в сравнении с 1928м, но затем началось ожидаемое падение. Новый мотор V12 появился на автомобилях Pierce-Arrow позже, чем у конкурентов, а попытка создать автомобиль будущего провалилась – Pierce Silver Arrow c обтекаемым кузовом оказался баснословно дорог был построен всего в пяти экземплярах.

По теме:

Хуже того, начались проблемы у Studebaker: в марте компания объявила о банкротстве, а через некоторое время покончил жизнь самоубийством президент компании Альберт Эрскин. По иронии, запас прочности у Pierce-Arrow оказался больше, и фирма продолжила самостоятельное плавание. Впрочем, ни деньги новых инвесторов из Буффало, ни более обтекаемые кузова уже не могли выровнять продажи.

Не имела успеха и более доступная 8-цилиндровая модель 836A, доступная как золото в сравнении с платиной. Автомобиль был построен по тем же высоким стандартам и естественно, оказался слишком дорогим. В 1937 г. компания вернулась было к идее модели в среднем ценовом сегменте, но было поздно, и в мае следующего года наступила развязка.

В 1931 г, когда дела у Pierce Arrow все еще шли относительно неплохо, Bentley шла на дно под грузом долгов. Разработка 8-литрового мотора потребовала значительных расходов, а начавшийся финансовый кризис довершил разгром. Вульф Барнато уже не смог спасти компанию, и в ноябре ее приобрел некий Британский центральный равноправный трест, оказавшийся фирмой Rolls-Royce.

Новый владелец остановил выпуск 8-литровых Bentley, а новые модели превратил в спортивные версии «Роллсов». Потеряв самостоятельность, британская марка тем не менее продолжила существование. После перехода под крыло VW Group в конце 1990-х она оказалась отделена от Rolls-Royce. Сохранив консервативные модели Arnage и Mulsanne, немцы запустили более доступные модели, снабдив их всем лучшим, что было у VW на тот момент – платформой самой роскошной модели Phaeton и шедевром технического искусства, то есть мотором W12.

Седан Flying Spur оказался не столь успешным, как родственное купе Continental GT, но все равно для автомобиля марки Bentley он разошелся внушительным тиражом. Эту машину считают незаконнорожденной, указывая на узлы и кнопки от менее именитых моделей VW Group, но это взгляд человека, вышедшего из Polo Sedan. После дня, проведенного в окружении классических автомобилей из коллекции «Камышмаш», замечаешь совсем другое.

Удивительно, но в этом новоделе есть дух классических Bentley. То, что определяет роскошный и дорогой автомобиль. И это автомобиль для водителя, в отличие от Pierce-Arrow – наполовину грузовика и наполовину кареты. Ни спортивный салон с карбоновыми вставками, ни более жесткие амортизаторы версии W12, ни черные диски в сочетании с оранжевым кузовом не в силах затмить старомодного очарования Flying Spur со всеми его блестящими ручками и толстой кожей. Вот поэтому автомобиль, появившийся в 2005 г., стареет медленнее, чем его мультимедийная система.

«Я не хочу ездить на автомобиле со скоростью 125 или даже 100 миль в час, я хочу владеть автомобилем, который построен и спроектирован так, что обычные скорости для него лишь детская игра», – в таком духе прокомментировал представитель компании рекорд гонщика Эба Дженкинса, достигшего 128 миль в час (200 км/ч) на подготовленной машине.

То же самое можно сказать и о Bentley Flying Spur. В версии W12 S с мотором, развивающим 635 л.с. и 820 Нм, он способен легко достичь 320 км в час. Но даже на небольших скоростях уверенная солидная мощь не заставит усомниться в заявленной цифре.

Bentley Flying Spur W12 S Pierce-Arrow Model 54 Club Sedan
Тип Седан Седан
Размеры
(длина/ширина/высота), мм
5299/2207/1488 н.д.
Колесная база, мм 3066 3480
Объем багажника, л 475 н.д.
Снаряженная масса, кг 2475 около 2200
Полная масса, кг 2972 н.д.
Тип двигателя Бензиновый W12 Бензиновый 8-цилиндровый, рядный
Рабочий объем, куб. см 5998 3998
Макс. мощность, л.с. (при об/мин) 635/6000 125/н.д.
Макс. крут. момент,
Нм (при об/мин)
820/2000 339/н.д
Тип привода, трансмиссия Полный, 8АКП Задний, 3МКП
Макс. скорость, км/ч 325 137
Разгон от 0 до 100 км/ч, с 4,5 н.д.
Расход топлива, л/100 км 14,4 н.д.

Комментарии