Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
ЭРА-ГЛОНАСС или голодовка: что происходит с подержанными автомобилями
ЭРА-ГЛОНАСС или голодовка: что происходит с подержанными автомобилями
Фото: Олег Лозовой/РБК, Global Look Press, aoglonass.ru
Статьи 20 июня
Евгений Багдасаров
Статьи 20 июня
Евгений Багдасаров
ЭРА-ГЛОНАСС или голодовка: что происходит с подержанными автомобилями
В Приморье не хватает устройств ЭРА-ГЛОНАСС, без которых невозможно получить ПТС на подержанную «японку». Недовольные продавцы и покупатели подают на таможню в суд, митингуют и грозят голодовкой

В Приморье снова возникли проблемы со ввозом подержанных иномарок: не хватает устройств ЭРА-ГЛОНАСС, а без них ПТС на автомобиль получить невозможно. Недовольные продавцы и покупатели жалуются на очереди и вынуждены платить за простой машин на складах. Одни подают на таможню в суд, другие митингуют грозят голодовкой, сообщает информационное агентство Vladnews.ru. Есть и те, кто сомневается в работоспособности системы экстренного реагирования при аварии.

С 1 января 2017 г. все легковые и коммерческие автомобили, ввозимые на территорию стран Таможенного союза, должны оснащаться терминалами ЭРА-ГЛОНАСС. Эта мера должна снизить смертность в ДТП и ежегодно спасать несколько тысяч жизней. Если в течение первого часа пострадавший получит медпомощь, то он выживает в 90% случаев.

ЭРА-ГЛОНАСС как раз позволяет оперативно вызвать экстренные службы на место происшествия. Специальный терминал пересылает в ситуационный центр все данные о ДТП, включая координаты, скорость и VIN-автомобиля через сотовую сеть. Кроме того, обеспечивает двухстороннюю голосовую связь с оператором колл-центра. В мае оператор системы АО «ГЛОНАСС» отчитался о тысячном экстренном вызове.

Однако установка терминалов ЭРА-ГЛОНАСС в значительно усложнила ввоз и сертификацию автомобилей в Россию. В отличие от внедорожников и коммерческих автомобилей, которые оснащаются простым кнопочным устройством, для легковушек предназначена система, автоматически срабатывающая при аварии. Для ее проверки требуется дорогостоящие краш-тесты, из-за чего многие производители стали отказываться от непопулярных моделей.

По этой же причине возникли непреодолимые сложности со ввозом подержанных иномарок – полная процедура их сертификации обошлась бы слишком дорого. Наиболее серьезно проблема ощущалась в Приморье – к февралю на стоянках ФТС скопилось полторы тысячи иномарок.

Чтобы снять напряженность, в Приморье был введен временный мораторий на ЭРА-ГЛОНАСС – машины получали ПТС без установки терминалов. Позже АО «ГЛОНАСС» разработало временную схему, по которой единичные транспортные средства оснащаются терминалами экстренного вызова по упрощенной схеме.

Теперь человек, который ввозит подержанную иномарку, приобретает устройство вызова экстренных оперативных служб (УВЭОС) у сертифицированного агента АО «ГЛОНАСС». Затем он отправляет в одну из аккредитованных испытательных лабораторий все документы и оформляет свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС).

Со свидетельством, копией договора о приобретении абонентского терминала он идет в таможенные органы и получает ПТС. Далее в специализированной компании устанавливают терминал на машину, регистрируют его в системе и затем, в течение 10 дней, едет на оформление иномарки в ГИБДД.

По теме:

Первый автомобиль был оформлен во Владивостоке уже 7 апреля. Однако с введением временной схемы ввоз автомобилей вырос в несколько раз, из-за чего вскоре возник дефицит терминалов производственных мощностей. Сразу трех компаний («Сантэл-Навигация», «Итэлма» и «Форт-Телеком») не хватило, чтобы удовлетворить спрос.

По состоянию на конец мая на Дальний Восток было поставили более 5 тыс. комплектов УВЭОС. При этом постами таможни было выдано менее 3000 ПТС. Проверка показала, что часть устройств и машин с ЭРА-ГЛОНАСС оседала у спекулянтов, которые продавали их с серьезной наценкой. Например, при официальной стоимости терминала 27 000 руб., включая установку и регистрацию, его предлагали за 50-80 тыс. рублей.

Для того, чтобы противодействовать спекулянтам и сделать процесс распределения устройств прозрачным, АО «ГЛОНАСС» посоветовала двум своим агентам «Сумотори-Авто» и «Волтон Менеджмент Рус» создать электронные очереди отдельно для физических и юридических лиц – с идентификация по фамилии и инициалам заявителя, а также номеру кузова транспортного средства.

К июню в электронной очереди «Сумотори-Авто» насчитывалось более 15 тыс. заявок. Планировалось распределять устройства в пропорции 70 на 30, то есть большая часть доставалась юрлицам. Для того, чтобы сократить количество дублей и ложных заявок, «Сумотори-Авто» сначала ввела активацию по предоплате. А затем вообще собиралась закрыть электронную очередь для физических лиц и распределять терминалы через таможенных брокеров.

Другой агент «Волтон» ввел пятидневный срок, в течение которого клиент должен явиться в офис для оплаты и получения устройства. В случае неявки, данную заявку отменяют. Это также связано с наплывом желающих.

«Ситуация с очередью в «Волтоне»: знакомой сегодня номер присвоили – 5068. Знаете, а мне мой 1214 теперь уже нравится. А если серьезно, то надо что-то делать. А то тем, кто сегодня покупает авто, придется завещать их своим внукам», – пожаловался один из участников форума на сайте Drom.

К концу мая на складах временного хранения в Приморье насчитывалось около 4 тыс. автомобилей, а еще несколько тысяч ожидали отправки из японских портов, сообщает издание «Новости Владивостока».

В АО «Глонасс» предполагают, что проблема с УВЭОС будет решена уже в августе. Трем производителям нужно время, чтобы нарастить производство: в июне на Дальний Восток будет отправлено 3496 комплектов оборудования, в июле – 5504 комплекта и далее – по нарастающей. В настоящее время один из поставщиков, компания Fort Telecom, ежемесячно производит более 5 тыс. терминалов, большинство из которых поставляются на конвейеры автопроизводителей, а тысяча штук – на вторичный рынок.

«Мы планируем увеличить мощности, чтобы удовлетворить растущий спрос на устройства ЭРА-ГЛОНАСС в Приморье. Нехватка приборов связана в первую очередь с тем, что спрос на вторичном рынке значительно превысил предполагаемый», – пояснил корреспонденту Autonews.ru директор по развитию Fort Telecom Владимир Макаренко.

Тем не менее, у системы ЭРА-ГЛОНАСС растет число противников, считающих терминалы очередным побором и сомневающихся в их работоспособности. Один из владельцев подержанной японской иномарки записал на видео проверку устройства экстренного вызова. Он намерено называет неправильные марку и цвет автомобиля – белая Toyota Crown вместо серой Toyota Spade. Кроме того, утверждает, что находится не в Уссурийске, а на расстоянии в 13 км от него, в селе Михайловка. Девушка оператор подвоха не почувствовала и не согласилась только с цветом.

Сертифицированный установщик устройств ролик раскритиковал: ЭРА-ГЛОНАСС явно установлена с нарушениями. Об этом свидетельствует неправильное расположение кнопки вызова и тот факт, что в системе зарегистрирован совсем другой автомобиль.

Тем не менее, даже сертифицированные компании относятся с недоверием к новой упрощенной схеме. Генеральный директор компании «Сумотори-Авто» Виталий Веркеенко, например, обратил внимание, что на сегодняшний день нет законодательного утверждения этого временного порядка.

«Мы сами, являясь уполномоченным лицом ГЛОНАСС и при этом дилером, не принимаем на комиссию автомобили, выпущенные в обращение с 1 января 2017 года. Понимаем, что отзыв ПТС более чем вероятен, – рассказал он региональному информационному агентству PrimaMedia.

Комментарии