Урбанисты всего мира уже давно говорят об отказе использования личных автомобилей, а жители мегаполисов, которые до последнего сопротивлялись, начали с ними соглашаться. Системы коллективного пользования автомобилем в последние годы развиваются стремительно. В Москве, например, работают пять операторов каршеринга («Делимобиль», Anytimecar, Car5, YouDrive и BelkaCar), каждый из которых гарантирует бесплатную стоянку в зоне платной парковки.
Одним их первых в столице появился сервис YouDrive, автопарк которого состоит преимущественно из автомобилей Smart. В рамках совместного эксперимента Autonews.ru и YouDrive наш корреспондент отказался от личной машины на неделю и выяснил, каково это – постоянно делить с кем-то собственность.
Перед тем, как начать пользоваться системой, нужно скачать приложение для смартфона и зарегистрироваться в нем. У меня, помимо обычных данных, приложение запросило фотографии водительского удостоверения и паспорта – по этим документам сотрудники компании проверяли благонадежность.
В результате договор был заключен без визита в офис компании – достаточно было лишь моих качественных фотографий с документами в руках. После этого осталось внести в приложение данные карты, с которой списывались деньги за пользование автомобилями.
Свободные машины отображаются на интерактивной карте в приложении. Основная зона пользования каршеринга YouDrive немного выходит за пределы ТТК и захватывает зоны к северу и юго-западу от кольца. Кроме того, «зеленые зоны», в которых можно завершить аренду машины, расположены у некоторых станций метро на окраинах, где есть транспортные узлы и, соответственно, высокий спрос на машины.
Судя по карте, в центральной части города автомобили YouDrive действительно встречаются часто. Например, в первый день использования на улице Нижняя Красносельская нашлось сразу четыре машины. Неудивительно: парковка тут платная, а рядом полно бизнес-центров и кафе.
Но и на окраинах они тоже пользуются спросом. Например, в компактной «зеленой зоне» у метро Домодедовская в один из дней нашлось сразу двенадцать автомобилей – в конце рабочего дня люди активно гонят «Смарты» в спальный район, где они отстаиваются ночью и вновь разъезжаются по утрам.
Отсюда и начнем: выбираю в приложении ближайший автомобиль, бронирую и спокойно ищу Smart, ориентируясь на карту. На то, чтобы добраться до автомобиля, система дает 20 минут, после которых переходит в режим ожидания по тарифу 2,5 руб. в минуту. Добравшись до машины, отпираю двери. Приложение предлагает оценить состояние кузова, салона, а после этого – проверить наличие в «бардачке» документов. Положительно ответив на все запросы приложения, автомобиль можно, наконец, завести при помощи кнопки на рулевой колонке.
Информацию о повреждениях кузова или загрязнении салона сервис рекомендует отправлять через бот в мессенджере Telegram, иначе есть риск получить штраф за чужую халатность. Telegram-бот будет последовательно показывать фотографии обнаруженных ранее повреждений, и, скорее всего, замеченное новым пользователем уже будет среди них.
Представители сервиса говорят, что быстро отремонтировать все машины невозможно, но работать в городе могут только те, повреждения которых являются незначительными. На машинах действительно встречаются небольшие царапины или потертости, но крупных повреждений за неделю пользования нам увидеть ни разу не удалось.
![](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/44/754968343166446.jpg)
Перед началом аренды система предлагает выбрать тип тарифа – со страховкой или без. В первом случае отсчет времени пойдет по тарифу 9 руб. за минуту, во втором – на рубль дороже. Разница в том, что если водитель попадет в аварию по своей вине, либо вина будет обоюдной, с застрахованного спишут лишь 15 000 руб. штрафа, а незастрахованному придется заплатить 50 тыс. при ущербе до 70 тыс. руб. или 25% стоимости восстановительного ремонта при более крупном. А если арендатор решит умолчать о происшествии, на него наложат штраф в размере 50 тыс. рублей.
Помимо двух- и четырехдверных Smart, в парке есть двухдверки первого поколения, а также хэтчбеки Mercedes-Benz A-Class. Последних пока мало, и найти свободный в столице за неделю пользования не удалось ни разу. Летом парк пополнят 89-сильные турбо-версии Smart, а также двухдверный кабриолет. А в Санкт-Петербурге помимо Smart работают хэтчбеки Kia Rio и Skoda Rapid.
Пока же мой выбор – это четырехдверный Smart с мотором мощностью 71 л.с. и роботизированной коробкой. Трехцилиндровый моторчик бодро тарахтит за спиной, а машина легко вписывается в городской поток, благо габариты позволяют чувствовать себя в трафике довольно свободно.
В районе метро Калужская, где расположен офис Autonews.ru, припарковать автомобиль пока нельзя. Варианта два: поставить его в ближайшей «зеленой зоне» у метро Профсоюзная и доехать две станции на подземке, либо использовать режим ожидания. Предполагая поездки в течение дня, выбираем второй вариант. У сервиса нет суточных тарифов, хотя в данном случае они бы не помешали.
День эксплуатации машины с приездом в офис, многочасовым простоем у редакции и несколькими разъездами в конце рабочего дня обошелся мне в 2400 рублей. Зато машина была забронирована и всегда стояла ровно на том же месте, где мы ее оставляли, сохраняя наши настройки сидений и медиасистемы.
Вариант с парковкой в «зеленой зоне» обошелся бы дешевле – часовая поездка на машине стоит 540 руб., что явно меньше, чем такси. Но в этом случае никто не гарантирует наличия свободного автомобиля в удобном месте. Впрочем, машину можно найти и вне «зеленой зоны».
Такой режим называется «Передача автомобиля», и в этом случае последний арендатор платит по тарифу 1,5 руб. за минуту простоя до тех пор, пока кто-нибудь следующий не забронирует эту машину, причем без возможности отменить резервацию. На карте машины за пределами «зеленой зоны» обозначаются красными точками. А еще на карте встречаются желтые точки – это машины, которые слишком долго стоят на одном месте и предлагаются в аренду со скидкой от 15 до 25%.
В ночное время с 20:00 до 8:00 автомобиль можно парковать где угодно бесплатно. Главное не выходить за означенные рамки, иначе автомобиль перейдет в платный режим ожидания - так я едва не понес дополнительные траты.
За неделю выяснилось, что ездить можно не только в пределах МКАД, но и на расстояние до 250 км за кольцевой. Жаль, что пока нельзя доехать на арендованном автомобиле, например, из Москвы в Санкт-Петербург – такая поездка обошлась бы дешевле билетов на поезд, особенно в случае, когда путешествуют несколько человек.