Autonews
Раздел имущества: как работает московский каршеринг
Статьи
Статьи 15 октября 2015
Раздел имущества: как работает московский каршеринг
Что делать при ДТП, как платить за парковку и где заправлять прокатный автомобиль...
Раздел имущества: как работает московский каршеринг 
Каршеринг в Москве набирает обороты: количество активных пользователей столичных операторов достигло нескольких тысяч, а сервис «Делимобиль», который активно поддерживается столичным правительством, наконец, наладил систему быстрого подключения и обслуживания пользователей. Зона работы системы «Делимобиль» по-прежнему ограничена Третьим транспортным кольцом, но пользоваться автомобилем можно и за его пределами. Autonews.ru проверил, как работает городской каршеринг и выяснил, способен ли он создать реальную конкуренцию такси и личному транспорту.


Что такое каршеринг и где он впервые появился

Каршеринг – это сервис краткосрочной аренды автомобиля с поминутной оплатой и автоматическим списанием средств со счета клиента. Словосочетание car-sharing придумали в США, где полноценная система совместного использования автомобилей заработала в начале 2000-х. Краткосрочный прокат автомобилей стал возможным благодаря запуску системы пунктов автоматической выдачи и приемки машин, которые работали круглосуточно. Современные системы каршеринга уже не требуют специализированных стоянок – оформление аренды и сдача машины осуществляется в любом удобном для клиента месте при помощи приложения для смартфона.

Для того, чтобы начать пользоваться «Делимобилем», необходимо скачать мобильное приложение и зарегистрироваться в системе. Пока фирменное приложение доступно только для аппаратов на базе Android, но в компании уже отлаживают программу для iPhone и обещают, что она скоро появится в AppStore. Помимо стандартных персональных данных, приложение попросит фотографии водительского удостоверения и первой страницы паспорта – по этим документам сотрудники компании проверяют благонадежность клиента. Одобренный пользователь получит SMS-уведомление с приглашением на подписание договора в офис компании, после чего клиент подключается к системе. Остается только внести в приложение данные карты, с которой потом будут списываться деньги за пользование автомобилями.


Свободные автомобили отображаются на интерактивной карте в приложении. До конца года «Делимобиль» работает только в пределах ТТК, но судя по карте, несколько машин находятся и в периферийных районах – следствие акций выходных дней, в которые система позволяет использовать прокатные автомобили по всей Москве. Выезжать за пределы ТТК можно и в будни, но оставить машину там нельзя – приложение просто не позволит завершить аренду.

Нашу поездку решаем начать от станции метро «Чистые пруды», рядом с которой как раз припаркован один «Делимобиль». Приложение предлагает бесплатно забронировать машину на 20 минут, но мы отказываемся, и зря – выйдя из подземки на поверхность, машину не обнаруживаем. Ближайшая находится в двух трамвайных остановках – ставим бронь и решаем прогуляться по бульвару пешком. На прогулку неспешным шагом уходит ровно 20 минут, по истечении которых приложение начинает взимать плату за бронь в размере 1,5 руб. за минуту простоя.


История каршеринга в России

Первой услуги каршеринга в России предложила компания Anytime, вторым оператором летом 2015 года стала фирма YouDrive. Но для реализации городского проекта столичные власти привлекли компанию «Делимобиль», принадлежащую инвестиционному холдингу GeneralInvest. По официальной информации, только «Делимобиль» соответствовал всем требованиям, содержащимся в постановлении правительства Москвы (№ 523-ПП) от 19 августа 2015 года: машины не старше года, с определенными габаритами (длина – не более 4,5 м, ширина – не более 1,7 м), двигателем под нормы не ниже Евро-4 и с установленной системой спутникового мониторинга и диагностики.

На покупку автомобилей и организацию инфраструктуры GeneralInvest потратил 600 млн руб. собственных средств, не привлекая бюджетные деньги, зато получил всестороннюю поддержку столичных властей. Предполагается, что уже к концу года система каршеринга принесет в городскую казну те же 600 млн рублей, а на расширение парка машин и развитие системы владельцы GeneralInvest намерены потратить еще миллиард в течение ближайших трех лет. Сейчас компания предоставляет в аренду около ста автомобилей, к концу года парк планируется расширить до 500 машин, а в течение 2016 года «Делимобиль» получит еще 1400 транспортных средств. На данный момент парк «Делимобиля» состоит только из седанов Hyundai Solaris с двигателем объемом 1,6 л и автоматической коробкой передач.


Приложение «Делимобиль» позволяет кратковременно включить звуковой и световой сигналы на машине, но этого не требуется – опознать среди припаркованных машин Hyundai Solaris серо-оранжевой раскраски с фирменной символикой очень легко. Автомобиль находим на платной парковке Покровского бульвара, причем стоит он не совсем по правилам – на «треугольничке», отделяющем зону разрешенной стоянки от въезда во двор. Платить за парковку не требуется – «Делимобиль» получил от столичного Дептранса льготы и оплачивает стоянку по абонементу стоимостью 60 тыс. руб. на три года за каждый автомобиль. А за нарушения правил остановки и стоянки могут наказать предыдущего пользователя, списав сумму штрафа с его лицевого счета.

Как пояснил генеральный директор «Делимобиля» Станислав Грошов, штрафы не сразу списываются со счета клиента: «Мы перенаправляем полученный штраф клиенту и просим оплатить его до определенного срока. Если этого не происходит, через некоторое время средства списываются с карты». Если же средств на счету пользователя оказывается недостаточно, «Делимобиль» через некоторое время делает повторный запрос на списание и звонит клиенту с просьбой оплатить задолженность. «В самом крайнем случае будем решать вопрос через судебные органы», – рассказал Грошов.


Нажимаем «старт аренды», и приложение предлагает нам за три минуты оценить состояние машины. Если на автомобиле есть повреждения, их нужно сфотографировать и отправить в офис «Делимобиля». Наш оказался совершенно целым, если не считать незначительной царапины на юбке бампера и потертых колесных колпаков. Запасного колеса мы не обнаружили: чтобы не провоцировать клиентов на воровство, сотрудники «Делимобиля» оставили в нише для «запаски» лишь съемный буксировочный крюк и опечатанный набор автомобилиста. «Необходимости в запаске нет – в случае прокола приезжают наши специалисты и оперативно меняют колесо», – пояснил Станислав Грошов, добавив, что случаев воровства оборудования машины пока не было.



Салон оказался совершенно чистым, а в боксе на консоли мы нашли зарядку для «четвертого» iPhone и телефонов с интерфейсом micro-USB. Случайно забрать их с собой тоже не получится – провода просто торчат из-под пластиковых панелей. Если же салон окажется грязным или замусоренным, то с помощью приложения нужно зафиксировать состояние машины и отправить фотографии в «Делимобиль». После этого можно продолжить аренду или отказаться от машины, а компания вышлет сотрудников, которые приведут машину в порядок, пояснил Грошов: «Если салон сильно испорчен, предыдущий клиент будет оштрафован, но в любом случае мы стараемся подходить разумно к этому вопросу. Штрафовать за грязные коврики в салоне никто не будет».


Как заправлять автомобиль

За время эксперимента запас топлива в нашей машине не упал ниже отметки в четверть бака – уровня, при котором клиенту разрешается совершить заправку. Топливо можно заливать только по согласованию с контакт-центром «Делимобиля» на партнерских АЗС, где действует находящаяся в машине карта (она активируется непосредственно перед заправкой), причем за визит на АЗС клиенту начисляют 15 бесплатных минут. По условиям договора нельзя оставлять машину с горящим индикатором запаса топлива – за это предусмотрен штраф в размере 1000 рублей.

Ключ постоянно находится в замке зажигания, и его тоже невозможно вынуть. ГЛОНАСС-трекер и системы обмена информацией спрятаны под панелями обивки. А вот парктроник, напротив, на виду – Solaris оснащен нештатной системой, которая, как потом оказалось, начинает пищать довольно рано. В машине есть кондиционер и магнитола с USB-выходом. В перчаточном ящике находим пакет документов и топливную карту.


«Принимаем» машину в приложении, и система начинает отсчет времени по льготному тарифу 5 руб./мин (вместо стандартных 8,9 руб./мин.), который действует до конца октября. Теперь можно запустить двигатель и тронуться с места. Первый пункт назначения – стоянка у метро «Добрынинская». Трогаемся, и почти сразу встречаем «коллегу», который едет во встречном направлении. До места добираемся быстро, находим парковочное место и включаем режим ожидания, чтобы перейти в более экономичный режим оплаты. Сделать это можно, только заглушив двигатель и закрыв двери (они должны заблокироваться), но что-то идет не так: сначала мы дважды сознательно путаем последовательность действий, потом система, наконец, переходит в режим ожидания, но двери машины остаются открытыми. Ради эксперимента пытаемся завести двигатель, но автомобиль успешно имитирует неисправность – мотор запускается и сразу же глохнет.

Ситуацию повторить не удается – при следующих попытках двери машины блокируются в режиме ожидания и открываются при нажатии кнопки «открыть», причем каждое действие означает мгновенную смену тарифа. Списываем ошибку на недоработку программного обеспечения и двигаемся дальше. На экране смартфона к этому моменту высвечивается текущий счет – сумма около 250 рублей. Следующий пункт назначения – городская стоянка на Болотной набережной, где мы снова переводим автомобиль в режим ожидания. На этот раз осечек нет – двери надежно блокируются. Мимо по Болотной улице проезжает еще один «Делимобиль».


После съемки на Болотной отправляемся в район метро ВДНХ – за пределы ТТК. На пересечение кольца машина не реагирует никак, но в середине Крестовского путепровода вдруг подает короткий звуковой сигнал, пугая и нас, и водителей соседних автомобилей. Одновременно на экране телефона возникает сообщение о том, что мы выехали из зоны, в которой можно завершить аренду, но ехать можно и дальше. «Делимобиль» позволяет даже выехать за МКАД, но не далее пяти километров. Для посещения торговых центров на внешней стороне Кольцевой этого хватит с запасом. Если же поехать еще дальше, то клиент получит звонок из контакт-центра с просьбой вернуть машину в разрешенную зону. В компании пояснили, что если пользователь обозначит четкие временные рамки возвращения, никаких претензий к нему не будет.

Что делать при ДТП

Согласно правилам, в случае ДТП нужно обязательно вызывать полицию и сообщить о происшествии в контактный центр. У «Делимобиля» есть собственная служба эвакуации и аварийные комиссары, которые выезжают на место происшествия и помогают в оформлении документации. Если же авария произошла в момент стоянки автомобиля после завершения аренды, предыдущий клиент отвечать не будет. Грошов пояснил, что в машине есть специальные датчики, которые фиксируют все, что происходит с автомобилем, в том числе удары: «В любом случае мы увидим, находилось ли транспортное средство в аренде на момент аварии или нет».

О возвращении в пределы ТТК автомобиль не сообщил ничего. Но к этому моменту мобильное приложение словно потеряло автомобиль – учет средств остановился, а на карте машина почему-то значилась на Болотной набережной. Перезагрузка приложения не помогла, но звонок в службу поддержки успокоил: «Двигаетесь по Третьему транспортному в районе «Автозаводской».


Последней точкой нашего маршрута действительно стал район метро «Автозаводская», куда мы добрались примерно через 45 минут после выезда с ВДНХ. Паркуемся на платной стоянке прямо напротив такого же «Делимобиля», как у нас. Судя по интерактивной карте, где-то на соседних улицах стоят еще два. Используем опцию «Завершить аренду» – машина закрывается, а с карточного счета мгновенно списывается почти 650 руб. – сумма, в которую «Делимобиль» оценил наши поездки вместе с простоями по маршруту Покровский Бульвар – Большая Серпуховская улица – ул. Академика Королева – 2-й Автозаводский проезд. Однако эта сумма рассчитана с учетом льготного тарифа 5 руб./мин., а с полноценными 8,9 руб./мин. мы бы заплатили чуть больше тысячи рублей – вполне адекватные деньги за несколько часов использования автомобиля в качестве личного без забот о заправках и парковке.

По данным одного из крупнейших столичных перевозчиков «Мостакси», за поездки по аналогичным маршрутам на таксомоторе мы бы заплатили в сумме чуть меньше 2000 рублей: 483 руб. от Чистых прудов до Добрынинской и по 722 руб. на двух других маршрутах. Финансовый директор «Мостакси» Дмитрий Киндря пояснил, что систему каршеринга вообще не совсем корректно сравнивать с такси, поскольку при использовании клиент вынужден тратить время на то, чтобы дойти до автомобиля, а по окончании поездки добраться от места парковки: «При заказе такси адрес подачи автомобиля совпадает с вашей отправной точкой маршрута, а в случае с каршерингом вам придется потратить 10-20 минут на то, чтобы добраться от офиса до автомобиля, и столько же – от парковки до конечной точки маршрута. В итоге дорога от Чистых Прудов до Добрынинской на такси займет 20-25 минут, а на каршеринг-автомобиле – уже 40-45 минут. В таких условиях каршеринг становится конкурентом не такси, а общественного транспорта».


Столичные власти давно заявляют, что готовы поддержать любой проект, который может хоть немного разгрузить город от частного транспорта. Одним из важных преимуществ «Делимобиля» является бесплатная для пользователя парковка, да и сама по себе возможность бросить машину в любом удобном месте кажется очень привлекательной – клиенту не нужно решать вопрос возврата автомобиля на место, а застряв в пробке, он всегда может пересесть на метро.

Помимо льготной парковки, Дептранс обещает решить вопрос о предоставлении машинам «Делимобиля» права двигаться по выделенным полосам. Но пока широкому распространению каршеринга мешает другое – ограничение зоны, в которой можно взять и сдать автомобиль. Основная масса потенциальных клиентов, которые выбирают между общественным транспортом и средствами персональной мобильности, живет в спальных районах, и машины им требуются именно для того, чтобы выехать в центр или вернуться домой. Впрочем, расширение зоны действия системы каршеринга не за горами – в следующем году пользоваться «Делимобилем» можно будет за ТТК, а парк машин станет больше. Реальной альтернативой личному транспорту «Делимобили» станут тогда, когда свободную машину можно будет найти у каждой станции метро.


Альтернатива

Парк компании Anytime насчитывает 120 машин разного класса. Помимо того же Hyundai Solaris клиентам предлагается Chevrolet Cruze, Volkswagen Polo и BMW 116i, причем за использование последнего платить придется больше – 8 руб./мин. против 6 руб./мин. за все остальные. Стоимость парковки в режиме ожидания – 1,5 руб./мин. Машины Anytime можно брать и оставлять в любом месте в черте МКАД (либо в городских районах за пределами кольцевой в шаговой доступности от станций метро), но стоянку на платных парковках клиент должен оплачивать самостоятельно. Еще одно отличие – система оплаты: Anytime использует пополняемый лицевой счет клиента, а не списывает деньги с его карты.

Запущенный летом 2015 года проект YouDrive предполагает использование машин в пределах ТТК и некоторых ближайших зонах за ним. Изначально в парке было 80 автомобилей Skoda Rapid и smart, но до конца года их количество планируется довести до 350 штук, а в планах на ближайшие три года – 5 тыс. машин. Стоимость минуты аренды – 8 руб., стоянки – 1,5 руб., но за простой машины в ночное время с 20:00 до 8:00 сервис денег не берет. Таким образом, машины YouDrive вполне можно использовать для поездок с работы домой и обратно, причем вне зависимости от места ночевки.

Иван Ананьев
Фото: Полина Авдеева, Mos.ru
Комментарии