Autonews
Статьи Евгений Багдасаров

«Это улицы, а не трек». За что водители не любят мотоциклистов

Материал о том, почему байкеры не любят водителей, вызвал неоднозначную реакцию у читателей. Autonews.ru решил взглянуть на проблему с другой стороны: что нужно помнить мотоциклисту, чтобы доездить до конца сезона

«Гильдия автошкол» провела опрос среди выпускников трех десятков московских автошкол об отношении к мотоциклистам. Более 70% из двух тысяч опрошенных признались, что байкеры их раздражают, прежде всего, своим поведением: движутся слишком быстро и опасно маневрируют. Тем не менее, при соблюдении ПДД мотоцикл оказывается не опаснее автомобиля.

Водителей с началом мотосезона призывают быть внимательнее: заранее включать поворотники и осматриваться по сторонам, прежде чем совершить маневр. Также нужно правильно оценивать расстояние до приближающегося в зеркале заднего вида мотоцикла.

«В автошколах учат проводить осмотр каждые 8-10 секунд и создавать безаварийное пространство вокруг автомобиля. У мотоциклиста скорость на 30-40 % больше, чем у меня, в зеркале он появляется внезапно. Поэтому в сезон стоит смотреть по сторонам намного чаще – каждые 4-5 секунд», – рассказал председатель правления Гильдии автошкол России Сергей Лобарев. Не менее серьезная ответственность лежит и на мотоциклистах. Тем более, что многим после зимнего перерыва необходимо вспомнить навыки вождения двухколесной техники.

Самое распространенное нарушение среди них – скоростной режим. И оно же чаще всего становится причиной ДТП. Мотоцикл в России покупают прежде всего для острых ощущений. Он практически неуязвим для средств фото- и видеофиксации, так как регистрационный знак на мототехнике расположен сзади. Исключение составляют только камеры, «стреляющие» в корму, но их количество невелико.

«Каждый сам принимает решение, с какой скоростью ехать. Это улицы, а не трек, мы не боремся за секунды, у нас основная задача – приехать из точки А в точку Б, вернуться домой живым. Человек должен ехать в зоне своего комфорта. Не стоит совершать резких ускорений со светофора – мотоцикл и так динамичнее автомобиля», – рассказал шеф-инструктор школы BMW Driving Experience Владимир Бурцев. По его словам, спортивный стиль вождения небезопасен для движения по обычным дорогам и предназначен для специальных площадок и трасс.

Еще один повод для недовольства автомобилистов – движение в междурядье, на которое в ПДД нет прямого запрета. В правительстве сейчас намерены провести эксперимент с созданием отдельных стоп-линий для мотоциклистов. Такие линии, располагающиеся ближе к светофору, чем автомобильные, подразумевают, что двухколесным транспортными средствам разрешат проезжать между рядами. Автор инициативы, руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский считает, что так у байкеров появится возможность остановиться ближе к светофору и уезжать первыми. Это безопаснее, чем трогаться из узкого коридора между машинами.

Статьи 13 апреля 2017 «Езда без поворотников для них норма». Почему байкеры не любят водителей
Статьи 19 апреля 2017 «Так ездят везде – это закон природы». Как байкерам облегчат жизнь

«Год назад во Франции разрешили двигаться между рядами, если поток автомобилей непрерывный и его скорость меньше 50 км в час. Фактически это проезд через пробку, и в этом случае я оправдываю мотоциклистов, которые едут на 10-15 км/ч быстрее, чем автомобили. Но если поток идет со скоростью 80 км/ч, а мотоциклист прошивает его на 180-ти, то это уже опасное вождение», – рассказал Autonews.ru автогонщик и автор многих книг по вождению автомобиля Михаил Горбачев.

Он обратил внимание на то, что мотоциклистам нужно определиться, где они хотят ездить. Например, на МКАД некоторые едут слева у отбойника, а появляются справа между левым и следующим рядом. Это небезопасно: излишне вежливый водитель может сдвинуться в сторону, завидев приближающийся мотоцикл и прижать другого байкера. По мнению Горбачева, справа от отбойника кольцевой достаточно места для проезда «скорой помощи» и полицейской машины, не говоря о мотоцикле. В идеальной ситуации необходимы специальные знаки, указывающие мотоциклисту, где именно ехать между рядами на разных трассах.

По данным агентства «Автостат», на 41,6 млн легковых автомобилей в России приходится 2,4 млн мотоциклистов. Сергея Лобарева, многие водители считают мотоциклистов младшими братьями, хотя они равнозначные участники дорожного движения. Поправить эту ситуацию помогла бы реформа обучения – эксперты жалуются на недостаточное количество занятий в реальных условиях.

«В школах нужно увеличивать количество практики. Из 190 часов всего 15% отдается вождению в реальных условиях, а остальное время человек занимается у школьной доски и на закрытой площадке. Мотоциклистам также необходимо сдавать «город», – отметил Сергей Лобарев.

Кроме того, «Гильдия автошкол» изучает вопрос о поэтапной сдаче на категорию «A”. Таким образом, новичок сначала будет водить легкий мотоцикл, а спустя некоторое время, пересядет на тяжелый. Сейчас мотоциклистам со стажем менее двух лет запрещается перевозить пассажиров.

«Никакое обучение в авто- или мотошколе не даст вам уважения самого себя на дороге. Если вы сами себя не уважает, кто будет уважать вас. В Европе никто не открывает окно и не выбрасывает мусор. У нас это в порядке вещей. Если нет культуры вождения автомобилистов и мотоциклистов, ничего не исправить ни ужесточением мер, ни запретами», – предположил Владимир Бурцев, добавив, что активное мотодвижение в России существует уже несколько лет, и ситуация медленно меняется к лучшему.

О недостатке культуры вождения говорят и другие эксперты. По их мнению, стоит ориентироваться на европейский опыт взаимодействия мотоциклов и автомобилей. И упомянутые отдельные стоп-линии для мотоциклов как раз активно применяются в Европе.