Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
«Так ездят везде – это закон природы». Как байкерам облегчат жизнь
«Так ездят везде – это закон природы». Как байкерам облегчат жизнь
Фото: Global Look Press, Triumph Motorcycles
Статьи 19 апреля
Иван Ананьев
Статьи 19 апреля
Иван Ананьев
«Так ездят везде – это закон природы». Как байкерам облегчат жизнь
Автор правительственной инициативы и эксперты рассказали о том, как пытаются облегчить жизнь мотоциклистов в мегаполисе, что подсказывает зарубежный опыт, и не окажутся ли нынешние идеи бесполезными

Российские мотоциклисты могут получить дополнительные преимущества на дорогах. Первый вице-премьер Игорь Шувалов, курирующий вопросы безопасности дорожного движения, поручил проработать возможность внесения в ПДД поправок, регламентирующих движение мототехники на перекрестках и в потоке транспорта. В первом случае речь идет об организации отдельных стоп-линий для мотоциклов, во втором – о возможности движения между рядами. На подготовку предложений ведомствам отводится один месяц.

Руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский, который и был инициатором нововведений, пояснил корреспонденту Autonews.ru, что стоит задача максимально развести автомобили и мотоциклы. «Идея в том, чтобы мотоциклисты имели возможность становиться ближе к светофору и стартовать оттуда быстрее. По факту они и сейчас проезжают вперед, соответственно, им нужно куда-то вставать. Стоять между машинами и трогаться в этих узких коридорах небезопасно, это чревато притираниями и небольшими авариями», – уточнил эксперт, добавив, что с таких выделенных зон быстрые мотоциклы будут уезжать первыми.

Эксперимент начнут на нескольких перекрестках Москвы, где появится двойная стоп-линия: первая будет предназначаться для автомобилей, а вторая, расположенная на 3-5 м ближе к светофору – для двухколесного транспорта. Решение о том, как именно будут маркировать места для остановки мотоциклов в Москве, пока не принято. В Чехии традиционную стоп-линию относят назад, а на освободившееся пространство наносят символические изображения мотоциклов. В Испании зону для мотоциклов обозначают словом «MOTOS». А в Корее место для двухколесных выделяется прямоугольником до стоп-линии, который может занимать не всю проезжую часть, а только несколько полос для движения.

Юрист издательского дома «За рулем» Сергей Смирнов утверждает, что для организации двойных стоп-линий достаточно внести лишь некоторые изменения в ПДД и прописать новый вид разметки. Другое дело, что необходимость этих действий нужно еще обосновать, предположил эксперт: «Во многих странах у мотоциклистов нет никаких преференций, и никто по этому поводу не переживает. Пусть даже они уедут быстрее, но на следующем перекрестке им все равно придется упереться в стоящий транспорт».

Александр Шумский, в свою очередь считает, что вопрос нужно решать индивидуально и только в тех местах, где трафик мотоциклов действительно высок: «Проведем пилот на 3-5 улицах, посмотрим, что будет происходить. Даже если эксперимент окажется успешным, это все равно вопрос аккуратного точечного введения».

Инструктор и каскадер Сергей Крук, известный в мотосообществе как «Студент», согласен с необходимостью нововведений. «Двойная стоп-линия успешно функционирует в Испании и других южных странах, где много мотоциклистов и где к этому давно пришли», – отметил байкер.

Вторая инициатива касается так называемой езды в междурядье. Сегодня, обратил внимание Александр Шумский, двигаться между рядами ПДД прямым образом не разрешают, но и не запрещают. «С одной стороны, наказывать мотоциклистов не за что. С другой, если мотоциклист оказывается с автомобилем в одном ряду, и происходит ДТП, тут вообще непонятно, кто виноват, ведь оба правила соблюдали», – пояснил Шумский.

Юрист издательского дома «За рулем» Сергей Смирнов вообще не видит повода для изменений. «Есть два понятия, которые все путают. Первое – движение в одном ряду с автомобилем и его опережение. Это вообще не запрещено, если ширина транспортных средств позволяет им разместиться в одной полосе. Другое дело, что все перестроения должны быть связаны только с маневрами – поворот, разворот. А мотоциклисты не ездят в одном ряду, они постоянно перестраиваются, и это уже нарушение», – привел пример эксперт.

По теме:

Пересекать сплошную линию разметки, уверен юрист, мотоциклистам никто не разрешит. Кроме того, уверен Смирнов, никто не отменит норму, в соответствии с которой водители должны убедиться в безопасности любого маневра.

Шумский пока не предлагает готового решения, полагая, что в итоге найдется какой-либо компромиссный вариант: «Есть универсальный способ – разрешить перестроения, например, в заторах, пробках или при скорости потока не выше 40 км/ч, то есть ввести разумные ограничения. Вопрос только в том, как именно контролировать скорость».

Опасности в том, что возможные послабления для мотоциклистов приведут к росту аварийности, автор инициативы не видит. «Все исследования, которые удалось найти, не выявляют зависимости. Например, в США в некоторых штатах это разрешено, в других запрещено, но прямой корреляции с аварийностью нет. Доля аварий в пробках не превышает 2-5% – это погрешность измерений», – объяснил эксперт.

Езда быстрее потока, уверен Сергей Крук, вполне нормальный стиль использования мотоцикла. «Так ездят везде, и это, можно сказать, закон природы. Другое дело, что во всем должен быть порядок. Мотоциклист обязан понимать, насколько его маневр безопасен», – добавил он.

Крук отметил, что во Франции езду мотоциклов между рядами признали законной, да и в других странах мотоциклистов не наказывают за такие маневры: «Наказание последует за ДТП, а в ином случае отношение к мотоциклистам везде толерантное».

Байкер полагает, что на безопасность больше всего влияет скоростной режим. «Превышение – основная причина аварий, особенно для мотоциклистов. Я бы предложил ужесточить наказание за скорость и усилить контроль», – говорит Крук. Кроме того, мотоинструктор считает правильным пустить двухколесный транспорт на полосу для общественного транспорта, что существенно снизит количество конфликтных точек между мотоциклистами и автомобилистами.

В мае 2013 г. в Москве проводили эксперимент, в ходе которого байкерам разрешили ездить по выделенной полосе проспекта Андропова. Однако эксперимент не признали удачным – в ЦОДД заявили, что мотоциклисты не соблюдают скоростной режим, опасно маневрируют и мешают движению автобусов, создавая аварийные ситуации.

Недавно перечень транспорта, которому разрешено ездить по выделенкам, вновь предложили расширить, но против выступило уже МВД. Как заявил начальник управления правового регулирования ведомства Юрий Шакиров, если на полосу пустить мотоциклистов, электротрокары и транспорт инвалидов, выделенки перестанут выполнять свою функцию. Аналогичного мнения придерживается и юрист Сергей Смирнов: «Смысл полосы в том, чтобы одно транспортное средство везло больше пассажиров, причем по определенному маршруту. Если пустить туда мотоциклистов, теряется смысл, потому что там появляется какое-то количество никем не просчитанных транспортных средств».

Эксперимент по внедрению двойных стоп-линий запустят в мае. Список улиц, где опробуют новый режим движения, пока не утвержден, однако первая подобная разметка может появиться на улице Косыгина, ставшей традиционным местом сбора мотосообщества. А продолжаться эксперимент будет в течение всего сезона, по окончании которого и будет принято решение о массовом внедрении двойных стоп-линий. Инициативы по законодательному регулированию движения мотоциклов в потоке поступят в правительство в течение мая.

Комментарии