Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
«Касперский» для машины. Чего боятся создатели российских беспилотников
«Касперский» для машины. Чего боятся создатели российских беспилотников
Фото: Mercedes-Benz, NVIDIA Corporation / Видео: ПАО «КАМАЗ»
Статьи 20 марта
Иван Ананьев
Статьи 20 марта
Иван Ананьев
«Касперский» для машины. Чего боятся создатели российских беспилотников
Одной из главных проблем на пути внедрения беспилотного транспорта российские чиновники считают вопрос кибербезопасности. Машины придется оснащать не только датчиками, но и защитой от внешнего взлома

В России будет разработана единая стратегия в области обеспечения безопасности беспилотного транспорта. О создании рабочих групп, которые займутся в том числе вопросами киберзащиты автономных транспортных средств, было объявлено на заседании государственной ассоциации «Автонет», созданной для объединения компаний-разработчиков беспилотных автомобилей. На данный момент, по мнению членов ассоциации, именно этот вопрос является ключевым препятствием для развития автономных технологий в нашей стране.

Исполнительный директор Ассоциации «Автонет» Владимир Колмаков уверяет, что у России есть не только перспективы для формирования рынка беспилотного транспорта, но и возможности занять заметную долю международного рынка. «До полностью беспилотного автомобиля осталось буквально 10-17 лет. Сейчас возникает вопрос, как России адаптироваться к этим системам максимально быстро и комфортно для нас, обезопасить наши дороги, наших граждан и сделать все возможное для развития этого сегмента автопромышленности», – утверждает Колмаков.

На заглавном кадре презентации технического советника директора Валентина Гравирова возникает кричащая надпись: «ЦРУ нацелилось на беспилотники». Эксперт напоминает о расследовании Wikileaks, согласно которому американское ведомство имеет доступ ко многим электронным устройствам, включая модули управления беспилотным транспортом. Кроме того, как и любое другое электронное устройство, беспилотник может быть подвергнут внешней хакерской атаке, утверждает Гравиров. Например, в конце прошлого года группа энтузиастов дистанционно взломала Jeep Cherokee и завела машину в кювет.

Сегодня, объясняет эксперт, автопроизводители используют несколько основных операционных систем для реализации в своих машинах информационных, развлекательных и телематических функций, а также для электронных систем безопасности. Условно защищенными можно считать те из них, которые не имеют выхода в интернет. Все остальные уязвимы. «Даже платформа QNX компании Blackberry, которая является самой распространенной операционной системой для автомобилей и считается самой надежной, имеет к этому определенные предпосылки. У нее защищенное ядро, но атака может происходить на уровне внешних модулей и сторонних приложений, управляющих различными бортовыми системами», – говорит эксперт.

Иностранные операционные системы имеют закрытый исходный код, и никто не знает, какие скрытые функции могут быть зашиты в него, говорит Гравиров. «Могут ли этим пользоваться спецслужбы? Да, конечно. Поэтому в России хорошо бы иметь собственные операционные системы», – уверен эксперт. В перспективе такое ПО можно будет ставить и на ввозимые из-за границы иномарки. На данный момент российский офис «Лаборатории Касперского» уже начал разработку защищенной операционной системы для промышленных и транспортных объектов, включая автомобильную электронику. Как заявили представители компании, операционная система создается «с нуля», не будет иметь чужих кодов и сможет выполнять только разрешенные действия.

При этом делать исключительно закрытую систему не имеет смысла, чтобы не оказаться в изоляции от мировых технологий, уверяет замдиректора центра стратегических инноваций ПАО «Ростелеком» Алексей Трачук. «Нельзя делать стандарт, который нигде в мире больше не будет принят. Российским компаниям надо включаться в этот процесс на мировом уровне», – отмечает эксперт. Не менее важным Трачук считает и вопрос безопасности инфраструктуры: «Уже сегодня мы видим эту закономерность в других отраслях. И, несомненно, должны тщательно прорабатывать этот вопрос в рамках развития рынка беспилотных автомобилей». В первую очередь, говорит эксперт, это касается функционирования беспроводных систем связи, без которых автономный автомобиль не сможет существовать.

По теме:

«На данный момент невозможно вывести беспилотник на дороги общего пользования», – соглашается заместитель начальника Главного управления по безопасности дорожного движения МВД РФ Владимир Кузин. Чиновник напоминает о серии аварий с автомобилями Tesla и Google и предлагает уделить особое внимание развитию инфрастурктуры. Эксперт уверен, что для беспилотников нужны не только умные дороги с датчиками и информационными системами, но и четкие правила эксплуатации. «Просто запустить беспилотники в транспортный поток на сегодняшний день мы считаем неперспективным, нужно делать некие канализированные пути движения для них и проработать любые нестандартные ситуации. Иначе у нас один сломался – и все встали».

Проблема еще и в том, утверждает Кузин, что в России мало кто всерьез представляет, для чего именно нужен беспилотный транспорт и как его использовать. «Стоит говорить не просто о нормативных изменениях, а о концепции. Для чего мы хотим использовать беспилотники? Для перевозки грузов, пассажиров или частников?», – спрашивает чиновник. Заместитель генерального директора ПАО «КАМАЗ» по взаимодействию с госорганами Михаил Матасов, в свою очередь, утверждает, что у завода уже есть четкая концепция, а беспилотники являются экономически оправданным решением. «Автомобильные перевозки уже сейчас дешевле железнодорожных. А если представить, что колонна грузовиков может ехать 24 часа в сутки без водителей, это удешевит их еще сильнее», – говорит представитель КАМАЗа. Именно поэтому КАМАЗ так активно пиарит проект собственного беспилотника, который активно испытывают на закрытых полигонах. «Повышение доверия пользователей автомобилей к беспилотникам – огромный пласт, который мы запускаем в работу уже сейчас. И это задача не столько автопроизводителей, сколько всех участников этого рынка», – отмечает Матасов.

Для тестирования беспилотников и отработки технологии в России будет построен специальный полигон, подытоживает исполнительный директор «Автонет» Владимир Колмаков. «В числе важнейших вопросов – строительство специального полигона для тестирования российских беспилотников, создание технического регулирования, правового регулирования. И только после того, как мы поймем, что все сделано, мы будем готовы выпустить беспилотники на дороги общего пользования», – заявил эксперт. Рабочие группы для разработки стандартов, сертификации и законодательных основ безопасности беспилотных автомобилей в России под эгидой «Автонет» будут созданы в ближайшее время.

Ассоциация «Автонет» была создана в ноябре прошлого года и существует на государственные дотации. В состав объединения вошли научный центр НАМИ, КАМАЗ, «Соллерс» и «Группа ГАЗ», а в будущем список пополнится и другими компаниями, например, «АвтоВАЗом».

Совет по модернизации экономики и инновационному развитию при президенте РФ утвердил дорожную карту «Автонет» до 2035 г., в которой прописан план проведения научных и технических разработок в области беспилотного транспорта, а также разработки законодательных документов, регламентирующих эксплуатацию таких машин. Фактически это означает, что к 2035 г. в России должны появиться полностью автономные транспортные средства и соответствующая нормативная база.

Комментарии