Ваш браузер использует блокировщик рекламы
Он мешает корректной работе сайта.
Добавьте www.autonews.ru в белый список. Как это сделать.
Проблемы с ОСАГО закончатся в июне
Проблемы с ОСАГО закончатся в июне
Статьи 14 февраля 2014
Статьи 14 февраля 2014
Проблемы с ОСАГО закончатся в июне
Судебным тяжбам автомобилистов и страховщиков обещают положить конец...
Проблемы с ОСАГО закончатся в июне 
Судебным разбирательствам из-за страховых сумм, выплаченных на ремонт автомобиля пострадавшего в ДТП, обещают положить конец. Страховщики уверяют: уже летом оценивать материальный ущерб и страховые компании, и независимые эксперты будут по одной методике. О том, как она будет работать, представители страховых компаний рассказали на пресс-конференции в офисе РСА.

Главный постулат новой методики – единые цены на запчасти, нормо-часы и лакокрасочные материалы и для страховых компаний, и для независимых экспертов, и для дилеров. Специальный электронный каталог в трех частях, где будут содержаться данные о стоимости запасных частей, ценности нормо-часа и материалов, которые применяются при ремонте, будет готов уже летом, что, обещают участники рынка, положит конец мошенничеству в сфере страхования ОСАГО.

Уже летом оценивать материальный ущерб и страховые компании, и независимые эксперты будут по одной методике.
По словам страховщиков, в минувшем году из-за расхождений в методиках расчетов оценка суммы ущерба у независимых экспертов и страховых компаний отличалась настолько, что стала причиной множества судебных исков автовладельцев против страховщиков. С появлением единой методики расчета недобросовестные страховые компании, ориентированные на получение максимальной прибыли, больше не смогут занижать расчеты по ущербу своим клиентам.

«Ни для кого не секрет, что экспертные организации аффилированы страховыми компаниями, то есть имеют определенные договоренности между собой, не оглашаемые ни в документах, ни кому-либо. Обратившись в одну экспертную организацию, можно получить стоимость нормо-часа в 800 рублей. А при обращении в любую страховую компанию и получении от нее списка экспертных организаций, которые они предлагают, чтобы воспользоваться этими псевдонезависимыми услугами, с которыми существует договоренность, выходит нереальный нормо-час за 600 рублей. Этим часто пользуются мелкие страховые компании, ориентированные на прибыль, а не на имя»,- рассказал корреспонденту Autonews руководитель генерального агентства страховой компании «Ингосстрах» Вячеслав Румянцев.

Подсчитанных подобным образом затрат на восстановление автомобиля, как правило, не хватает, и клиент вынужден либо судиться со страховщиками, либо платить из собственного кошелька. Кроме того, некоторые клиенты настаивают на ремонте автомобилей в официальных сервисах, естественно, с приобретением там же и запасных частей. Но, как утверждают страховщики, особенность российского автобизнеса такова, что в этом случае добрая половина выплаченных ими денег будет уходить на чистую прибыль дилеров.

Подсчитанных страховщиками затрат на восстановление автомобиля, как правило, не хватает.
«В Европе разница в цене одной детали у разных продавцов будет не более 10%, а у наших дилеров мы можем найти отклонение от розничной рекомендуемой поставщиком цены в 300-400%. Мы понимаем, что никогда не сможем установить среднюю цену под конкретный автомобиль, но нам надо тянуться под конкретную марку, модель. И это должна быть средняя стоимость», - заявил председатель комитета по независимой технической экспертизе РСА Сергей Дорофеев.

Средняя цена на запчасти и ремонтные работы в разных регионах страны будет, безусловно, отличаться. Но собирать данные по каждому субъекту федерации страховщики не смогут, поэтому по территориальному делению справочник будет повторять экономическое районирование страны.

Стоимость ремонта и запчастей будет зависеть от региона, в котором произошла авария.
«Справочники будут иметь региональное деление, предполагается деление на 12 экономических районов. Неравномерно распределены по стране ценовые показатели: где-то дилеры есть, где-то дилеров нет, они базируются в соседнем регионе, поэтому цены будут совершенно различные», - сообщил Сергей Дорофеев.

Определять размеры выплат по ущербу страховое сообщество решило по месту ДТП, посчитав, что это будет самым оптимальным вариантом и для страховых компаний, и для водителей. Сегодня регистрировать автомобиль можно в любом регионе России, а выплаты и направления на ремонт по месту обращения неизбежно привели бы к перегрузке московских офисов страховых компаний.

В РСА рассчитывают, что эта схема заработает уже к июню 2014 года. К этому времени единый справочник будет содержать 60-80 миллионов записей или всю полную информацию о стоимости запчастей на 80% всех автомобилей в стране. Кроме того, для каждой марки будет рассчитана стоимость нормо-часа.

Тем не менее, первое время без споров с автовладельцами не обойдется. И, прежде всего, это касается так называемых оригинальных и неоригинальных запчастей. Ставить на свой автомобиль неоригинал никто не захочет. Однако эксперты РСА уверены - неоригинальные запчасти не хуже оригинальных, так как цены на китайский ширпотреб в статистике учитываться не будут.

К июню в единый справочник войдет стоимость запчастей на 80% всех автомобилей страны.
«Что касается оригинальных или неоригинальных, тут в чем вопрос – мы исследуем рынок дилерских запасных частей, оригинальных, либо мы исследуем рынок запасных частей, которые реально используются для ремонта: есть оригинал, поставляемый дилером, есть оригинал, поставляемый не дилером, есть неоригинал, который производит тот же производитель, что и поставляет его на конвейер, и по качеству он не отличается. И есть китайские запчасти. Но эта категория не попадет, скорее всего, в исследование, потому что оно предполагает сбор данных и полевое исследование у официальных продавцов», - убежден Сергей Дорофеев.

Сразу же получить желаемый результат и избавиться от огромного количества судебных исков не удастся, отмечает руководитель Ассоциации по защите прав автострахователей Максим Ханжин. По его мнению, опираться на среднюю цену запчастей и существующие между страховыми компаниями и автосервисами договоренности о предоставлении скидок не совсем верно. В случае, если автосервис, в котором владелец полиса ОСАГО решил восстанавливать свой автомобиль, посчитает страховую выплату недостаточной, РСА должна предусмотреть возможность альтернативного решения этой проблемы.

Эксперты РСА уверены - неоригинальные запчасти не хуже оригинальных.
«Наша позиция заключается в том, что человек должен получить натуральную форму возмещения в любом случае. Даже если страховая компания рассчитала какую-то выплату, и ему не хватит, он должен обратиться в эту страховую компанию и получить направление на такую-то станцию», - заявил Ханжин.

Проверить правильность расчетов страховщиков смогут и сами автолюбители. Единый справочник будет находиться в открытом доступе в интернете. Эта информация, считают в РСА, будет полезна и судебным экспертам, разрешающим споры по выплатам. Страховщики утверждают, что многие иски приходят через год-два после ДТП, а наличие полной информации по ценам за несколько лет избавит от путаницы.

Вместе с появлением единой методики расчетов и ценового каталога будет снижен допустимый порог расхождения оценки суммы ущерба с 15 до 10%, что, по мнению руководства РСА, позволит очистить ряды экспертов-техников от непрофессионалов. «Будет справочник, будет заложен предел погрешности, тогда будет полное право предъявить претензии к эксперту-технику, который делал такой расчет», - заявил Сергей Дорофеев.

Проверить правильность расчетов страховщиков смогут и сами автолюбители.
Немало вопросов вызывает и коэффициент износа, который пока привязан к стране бренда, а не производства автомобиля. В частности, согласно этим поправкам, детали Nissan Almera будут изнашиваться в 1,5 раза медленнее, чем у конструктивно схожих моделей Lada. Сергей Дорофеев объясняет, что данная путаница возникла из-за законодательных коллизий.

«Износ в общем понятии большинства людей - это физическое устаревание, но по 361-му постановлению правительства государство уже признало, что износ – это показатель падения стоимости. Японские автомобили дешевеют меньше, чем российские. То, что там одна деталь, и то, что это исключительный случай, логика износа, заложенная законодателями, не учитывает», - пояснил эксперт.

Не менее актуальна тема направления на ремонт совершенно новых автомобилей. Сумм, расчитанных по средним ценам узлов, агрегатов и ремонтных работ для официальных дилеров, не хватает. Впрочем, в РСА уверяют, что дилеры уже начали идти навстречу страховщикам. В условиях падения российского автомобильного рынка им ничего не остается, кроме как как зарабатывать на ремонте и сервисе, а для этого нужно чем-то привлекать клиентов.

Официальные дилеры уже начали идти навстречу страховщикам.
«С клиентов по ОСАГО они готовы брать за 900 рублей нормо-час – это вдвое дешевле, чем обычная цена. Новые автомобили – это другой пласт, но он и защищен совершенно иначе: как договорами каско, так и специальной стоимостью нормо-часа у дилеров же. И владелец нового автомобиля вполне может поехать на ремонт к дилерам», - заверил Дорофеев.

Напомним, единая методика расчетов была заимствована страховщиками из постановления правительства № 361. Утверждение документа должно произойти в феврале на заседании правления РСА, после чего методика должна быть утверждена нормативно-правовым актом Центробанка.

Алексей Матвеев
Комментарии
×
Ваш браузер устарел
Пожалуйста, обновите его или установите новый.
Ваш браузер не обновлялся уже несколько лет. За это время некоторые сайты стали использовать новые технологии, которые он не поддерживает и не может корректно отобразить страницу. Чтобы это исправить, попробуйте установить новый браузер.