Налог на зимнюю резину сделает только хуже
Налог на зимнюю резину сделает только хуже
Статьи 24 октября 2013
Статьи 24 октября 2013
Налог на зимнюю резину сделает только хуже
Новые акцизы приведут лишь к росту цен на шины, а ситуацию на дорогах не изменят...
Налог на зимнюю резину сделает только хуже 
Новые акцизы на шипованную резину, которые предложил ввести член комитета Госдумы по транспорту Александр Васильев, приведут лишь к росту цен на шины, а ситуацию на дорогах не изменят. Такого мнения придерживаются опрошенные Autonews.ru эксперты.

«Мы имеем палку о двух концах. Шипованные шины во многих регионах страны — это безопасность. Если они станут дороже, менее обеспеченные водители начнут покупать нешипованную или, хуже того, всесезонную резину. На асфальте она отвечает требуемым параметрам, но если дороги со снежными и ледяными отложениями, ездить на ней уже опасно. Поэтому это вопрос скорее экономический. На федеральных трассах по ГОСТу снега быть не должно вообще. А на неочищенных провинциальных дорогах никакая шипованная резина до покрытия не доскребет, если оно вообще там есть», - уверен начальник отдела организации ремонта и содержания автомобильных дорог федерального агентства «Росавтодор» Алексей Торощин.


Коллега Александра Васильева по транспортному комитету Олег Нилов сомневается, что деньги с акцизов пойдут на ремонт дорог. Скорее всего, их направят на латание дыр в бюджетах различных уровней.

«Для примера возьмите плату за утилизацию. Где эти десятки современных предприятий? Даже их проекты вряд ли найдутся. А деньги собираем, и еще больше будем собирать. За каждый новый автомобиль. И каждый автовладелец платит», - критикует предложение ввести дополнительный сбор «за шипы» Олег Нилов.

Сколько рублей придется добавить к стоимости каждой покрышки в случае повышения акцизов на шипованную резину, пока никто из депутатов не считал. Не могут назвать каких-то конкретных цифр и в «Росавтодоре».

«Я не могу рассуждать, нужны ли эти акцизы и каков должен быть их размер. Это прерогатива экономистов. Однако объективно известно, что колея образуется по нескольким причинам. Главные из них — фрикционные разрушения, слабое основание под дорогой и излишне эластичный верхний слой покрытия», - комментирует предложение парламентариев эксперт федерального агентсва.

По расчетам специалистов, один шип на автопокрышке за километр пробега вырывает из асфальта до 10 граммов покрытия. А в средней шине около сотни шипов. Получается, что каждый автомобиль с шипованными покрышками при «удачном» раскладе «сбривает» с километра дорожного полотна до 4 килограммов асфальта. И чем лучше трасса, тем быстрее она, как ни парадоксально, изнашивается.

«На быстрое появление колеи сильно влияет скорость и интенсивность движения, и это очень заметно на МКАДе. Два этих фактора в зимний период особенно губительны для дорожного покрытия. При низких температурах битум теряет упругость и становится хрупким. В результате шип его не смазывает, как, к примеру, летом или осенью, а раскалывает, образуя в покрытии микрораковины. Потом в них попадает вода, потом она замерзает, и эти микроямки быстро увеличиваются в размерах. Именно поэтому в скандинавских странах, где шипованная резина также разрешена, применение ее очень четко регламентировано по сезонам», - объяснил Алексей Торощин.

Как рассказали корреспонденту AutoNews.ru в представительстве компании Continental, европейский опыт мог бы прижиться и в нашей стране. Тем более что с 2015 года и в Европе, и в России будут действовать единые правила использования зимних шин.

«Недавно в скандинавских странах было введено новое регулирование, касающееся шипованных шин. Основной целью данного документа стало сокращение воздействие шипованных шин на дорожное полотно. Для снижения ущерба многие европейские бренды либо сократили число шипов на шине, либо улучшили их свойства путем изменения состава резиновой смеси, а также конструкции и снижения веса шипов. И сейчас продукция известных европейских производителей шин практически полностью соответствует новому законодательству, которое распространяется на шины, выпущенные после 1-го июля 2013 года»,- рассказывает о новом регламенте использования зимней резины в Европе технический специалист компании Continental в России Михаэль Цикфельд.

Дифференциация подхода к размеру акциза по степени «враждебности» той или иной марки шин асфальту, к слову, может практически полностью нивелировать саму идею сбора денег за шипы. В мегаполисах люди богаче, их автомобили дороже, и они по определению выбирают шины более высокого качества. Отечественная шипованная резина — выбор провинции. И вовсе не от хорошей жизни.

«Это не прихоть водителя — пользоваться такой резиной. Тратить деньги на ее покупку и время на своевременную смену вряд ли кому захочется. Что нужно делать — это чистить дороги от снега и льда. А в некоторых регионах их хотя бы проложить, добавить освещение. И я не говорю про подогрев... Есть такие счастливые водители, в некоторых странах. Тогда можно поговорить о том, что можно когда-нибудь и отказаться от зимней резины», - уверен Олег Нилов.

На последнем заседании Комитета по транспорту автор идеи ввести дополнительные акцизы на шипованные шины Александр Васильев не присутствовал – был в командировке. Тем не менее, комитет обсуждал предложение коллеги.

«Я уверен, что такой закон не будет принят в обозримом будущем — он не адекватный точно. Мы недавно рассматривали законопроект петербуржских законодателей, которые предлагали штрафовать за неиспользование зимней резины... И он провалился! А тут все наоборот. От чего все беды дорожников? От зимней резины! Я общался со многими депутатами нашего комитета и уверен: этот номер не пройдет», - прокомментировал обсуждение возможного введения акцизов на шипованную резину в Госдуме Олег Нилов.

Тем не менее, и без дополнительных акцизов цены на зимнюю шипованную резину кусаются. Комплект таких шин диаметром 15 дюймов от известных европейских производителей в Москве обойдется в среднем d 13-14 тысяч рублей. Комплекс шиномонтажных работ в хорошем сервисном центре облегчит кошелек еще на 1600 -2000 рублей. За такую же операцию в частном сервисе на окраине попросят 1300 рублей.

Впрочем, даже если акцизы на шипованные колеса не будут приняты, закрытой тему считать преждевременно. С 2015 года в Европе начнет действовать новый регламент по использованию зимней резины. Документ распространяется и на Россию. Таким образом, обязательная сезонная смена шин в России – лишь вопрос времени и определения самого холодного сезона.

Напомним, 10 января 2013 года председатель комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности Вадим Тюльпанов предложил ввести административное наказание за езду на летних шинах в холодное время года. Депутаты штрафы не утвердили. Но к следующему снежному сезону они наверняка появятся. Как и установленные законом сроки обязательного использования зимней резины. В предложении Тюльпанова, которое может быть взято за основу, назывался период, равный календарной зиме: с 1 декабря по 1 марта. В новой редакции закона к нему, скорее всего, прибавят два месяца: ноябрь и апрель. Россия — страна северная.

Комментарии