branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Гайки закрутят и водителям, и гаишникам

Законопроект об ужесточении ответственности для пьяных водителей станет темой сегодняшнего обсуждения для президиума фракции «Единая России». Как рассказал Autonews.ru первый замглавы комитета Госдумы по конституционному законодательству Вячеслав Лысаков, гайки подкрутят не только автомобилистам, но и полицейским, и даже медикам...
За время, прошедшее после памятной аварии на Минской улице, мы услышали так много различных предложений по ужесточению наказания для пьяных водителей, что в них легко заблудиться. Пожизненное лишение прав или свободы, специальные алкозамки на автомобиль – или принудительное изъятие оного, обязательный тест на наркотики при получении прав, и так далее. Autonews.ru обратился к депутату «Единой России» Вячеславу Лысакову, чтобы узнать, какие именно меры «прошли в финал» на рассмотрение президиумом фракции?

- Вячеслав Иванович, расскажите, какие меры станут предметом дальнейшего обсуждения?

- Мне звонили ваши коллеги из другого издания, спрашивали, правда ли пьяных водителей будут клеймить? Кто-то из депутатов предложил вот такое. Но если оставить в стороне подобные экзотические идеи, то мы предлагаем следующее: если человек попадается пьяным за рулем в первый раз, то он лишается прав на три года и выплачивает 50 тысяч рублей штрафа. Если не вынес из этого нужного урока, то в следующий раз ему будет грозить уголовное наказание – до трех лет тюрьмы.

Планируем также ужесточить ответственность и за отказ от прохождения медицинского освидетельствования. Наказание за отказ будет таким же, как и за пьяное вождение. Мы вынуждены пойти на такую меру, чтобы прикрыть лазейку в законе. Ведь водителям выгоднее будет отказываться от освидетельствования, чтобы следствие не могло установить факт того, что он пьян. Таким образом, нарушители смогут в дальнейшем избегать уголовной ответственности.

Если говорить о мерах, которые коснутся не только пьяниц, но и всех, то это кратное увеличение штрафов за превышение скорости и балльная система подсчета нарушений. Грубо говоря, мы предлагаем сделать минимальный штраф 500 рублей. Это будет 5 баллов. Набрал 150 баллов – год отдыхаешь. Действующая система, к сожалению, неэффективна и приводит к трагедиям: человек постоянно нарушает, накапливает 20, 40 штрафов, и ничего ему не бывает. Это рождает чувство вседозволенности, а заканчивается это все очередной Минской улицей.

- Предполагаемые ужесточения коснутся не только водителей, но и сотрудников ГИБДД, верно? Например, вы предлагаете наказывать их за наличие на дежурстве личных алкотестеров.

- Это пока концептуальные предложения. Очевидно, что закручивать гайке необходимо не только для пьяных водителей, но и для тех, кто их контролирует. Среди сотрудников полиции, к сожалению, много недостойных людей, основная задача которых – набивать собственные карманы. Как вы упомянули – например, таких, которые устраивают аферы с алкотестерами. Те, что выдаются им по службе, имеют встроенный микропринтер. Так, чтобы в конце смены можно было сравнить количество протоколов с количеством «выдохов». Нечестный сотрудник, увидев пьяного водителя, достает из кармана свой личный алкотестер, замеряет – и пошла торговля. Если у полицейского обнаружат неслужебный алкотестер, разговор должен быть коротким: вон из органов.

Другое предложение: запретить гаишниками иметь больше денег, чем необходимо на дежурстве. Скажем, не более 2000 рублей. Понятно, что если у сотрудника обнаруживается при себе или в машине пятьдесят и более тысяч рублей, то это взятки.

Нельзя забывать и о медиках, которые часто работают в паре с нечистыми на руку инспекторами, делая из трезвых пьяных. Или, наоборот, за деньги отмазывают пьяных водителей. А затем человек выходит из больницы, садиться за руль – и под его колесами гибнут люди. Вот таких сотрудников медучреждений необходимо жестоко карать.

- Но как на практике проконтролировать это? Мы читаем о рейдах «Нетрезвый водитель», услышим ли о массовых проверках «Нечестный инспектор»?

- Этим должны заняться сотрудники службы внутренней безопасности. Но главное – сообщу вам эксклюзив: я планирую внести предложение увеличить зарплату сотрудниками ГИБДД. Понятно, что это должна быть такая сумма, такой социальный пакет, чтобы человек сам держался за свою работу. Вот тогда можно будет закручивать им гайки. Иначе, мы же понимаем, они находятся фактически на «самоокупаемости» - иначе они просто все разбегутся. Должно быть так: достойная зарплата, но если в чем-то замарал честь офицерского мундира – до свидания. Этого предложения еще нет в Думе.

- Не так давно на вашем сайте появилась информация, что «вопрос с промилле сдвинулся с места». Сейчас мы снова наблюдаем ожесточенные дебаты по этому поводу. Куда клонится чаша весов?

- Очень важно, чтобы поправка об отмене «нуля промилле» прошла. Это важно, потому что другие поправки, которые мы вносим, существенно повышают ответственность. Например, за ДТП в пьяном виде, повлекшее смерть людей, мы предлагаем сделать максимальный срок тюремного заключения – 20 лет. Двадцать лет! Ошибки здесь просто недопустимы.

Мы выступаем за норму в 0,2 промилле. Это максимально жесткий сухой закон, подобный действует в Норвегии. Там тоже хотели его «обнулить», но медицинское сообщество выступило против. Не бывает абсолютного нуля». Норма в 0,2 промилле очень строгая. Если вы выпили накануне, вам сутки придется не подходить к машине.

- В этом вопросе вы часто ссылаетесь на мнение «медицинского сообщества», но вот, например, главный санитарный врач России Геннадий Онищенко выступает против отмены «нуля». Он говорит, что даже пьющий кефир водитель – «убийца детей и сограждан».

- Господин Онищенко является экспертом во всех вопросах – от покраски автомобилей до изведения колорадских жуков. Мы с вами понимаем, что одинаково хорошо во всем разбираться невозможно. В данном случае он слышал звон, но не знает, где он. У меня на руках письмо, подписанное реальными экспертами в этом вопросе. Это глава кафедры аналитической и судебно-медицинской токсикологии первого Московского государственного медицинского университета профессор Б.Н. Изотов и другие заслуженные эксперты, которые однозначно утверждают: в организме может присутствовать андрогенный алкоголь, чтобы там ни говорили наши оппоненты. Как можно вводить какие-то жесткие санкции, пока на наших дорогах действуют нормы, не соответствующие реальности?

Вот инспектора пишут: «В крови обнаружено сколько-то там сотых промилле, наблюдается клиническая картина, соответствующая состоянию опьянения: запах изо рта, невнятная речь, нетвердая походка». Но ведь это все высосано из пальца, не может у человека наблюдаться никакой клинической картины ниже 0,5 промилле. Нарушения моторики начинаются с 0,8 промилле. Кровавые аварии – с 1,5 промилле. А мы за следы, за остаточный алкоголь будем сажать людей на двадцать лет, отбирать права на три года, штрафовать на пятьдесят тысяч. Мы будем наказывать невиновных. Кто ответит за это?