branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Автомобильная Америка близка к краху

Уже не вызывает сомнения тот факт, что американский авторынок, который близок к своему максимальному насыщению, в будущем безвозвратно уступит лидерство Китаю и пропустит вперед Индию...
Китайский авторынок, в 2009 году ставший крупнейшим в мире, в нынешнем году неожиданно утратил свой титул, вернув пальму первенства США. Правда, превосходство американского авторынка минимально, и Китай буквально наступает на пятки. Каким будет исход этой гонки по итогам всего 2010 года, наверняка сказать нельзя, хотя большинство экспертов делают ставки на Поднебесную. При этом уже не вызывает сомнения тот факт, что американский авторынок, который близок к своему максимальному насыщению, в будущем безвозвратно уступит лидерство Китаю и пропустит вперед Индию.

В начале июля разлетелась новость, что Китай, за которым уже достаточно прочно закрепилось звание “крупнейшего мирового авторынка”, в I полугодии уступил лидерство США. По данным Китайского центра автомобильных технологий и исследований (CATARC), в июне продажи пассажирских автомобилей в Китае составили 839,2 тысячи единиц (+10,9%), по итогам шести месяцев – 5,42 млн машин (+25,6%). В Америке же в первый летний месяц было продано 983,8 тысячи автомобилей (+14%), а с января по июнь – 5,61 миллиона штук (+17%). Таким образом, в июне американский авторынок впервые с прошлого года обогнал Китай, став рекордсменом и по итогам полугодия.

Как поясняет эксперт НАМИ и Объединения автопроизводителей России по авторынку США Дэвид Эткин, в результатах продаж на американском авторынке учитываются две основных категории – легковые автомобили и так называемые “легкие грузовики”, которые включают столь популярные в США минивэны, внедорожники и пикапы. Под “пассажирскими автомобилями” в Китае подразумеваются и легковые машины, и внедорожники, и минивэны. Как отмечает экс-директор компании “Истерн” (бывшего дистрибьютора Lifan в России), независимый эксперт по китайскому автопрому и автобинесу Евгений Межов, в Китае достаточно популярны трициклы, которые вряд ли можно отнести к пассажирским автомобилям. “Однако не факт, что китайцы не учитывают их в результатах продаж в угоду политическим интересам государства”, – говорит эксперт.

Американский авторынок, который демонстрирует прирост уже девятый месяц подряд, смог обогнать Китай, несмотря на то что в июне рост продаж оказался минимальным с начала года. По данным последних социологических исследований, из-за высокого уровня безработицы и по-прежнему нестабильной экономической ситуации в стране индекс потребительского доверия среди американцев в июне снизился до значения 52,9 против майских 62,7. В связи с этим эксперты пока не склонны делать выводы о восстановлении автопродаж в США до предкризисных значений и ожидают, что в ближайшие месяцы положительная динамика продолжит снижаться, поскольку в июле-августе прошлого года в Америке действовала программа “Наличные за автохлам”.

Индекс потребительского доверия среди американцев в июне снизился до значения 52,9 против майских 62,7
Индекс потребительского доверия среди американцев в июне снизился до значения 52,9 против майских 62,7


Между тем рост китайского авторынка продолжается уже 14 месяцев подряд, однако с апреля наблюдается помесячное снижение продаж. Падение спроса на автомобили – результат высокой инфляции (в мае она составила рекордные за 19 месяцев 3,1%, а в июне замедлилась до 2,9%), в том числе роста цен на бензин. В связи с этим китайские автопроизводители уже столкнулись с проблемой перепроизводства. По оценкам CATARC, в I полугодии с конвейеров Поднебесной сошло на 1,29 млн машин больше, чем было продано. Как отмечает Е. Межов, экспорт, на который ориентирован китайский автопром, проваливается, а внутренний рынок не в состоянии проглотить все произведенное.

Негативно сказалась на результатах авторынка Поднебесной и волна забастовок, которая в мае-июне прокатилась по китайским автозаводам. В прошлом месяце продажи автомобилей “просели” еще и потому, что в конце мая завершилась и еще не была продлена правительственная программа, по которой стоимость сдаваемого старого автомобиля учитывается при покупке нового. В то же время продолжает действовать сниженный налог на использование компактных автомобилей в размере 7,5%, хотя в прошлом году он был еще меньше – 5% (ранее – 10%).

“Разумеется, искусственно подогреваемый властями внутренний спрос будет какое-то время продолжаться, но накапливающиеся риски в конце концов заставят Китай свернуть стимулирующие программы. То есть экономика все равно первична, даже в Китае”, – считает Е. Межов. По его мнению, шансы Китая и США стать крупнейшим мировым авторынком – 2010 примерно равны и будут зависеть от макроэкономических показателей.

Между тем аналитики J.D. Power and Associates в своем новом отчете прогнозируют, что Китай в нынешнем году укрепит свои позиции как крупнейшего в мире авторынка. Согласно прогнозу, продажи автомобилей в Поднебесной в 2010 году увеличатся приблизительно на 20% (до 15,6 млн машин). В то же время американский авторынок, по оценкам J.D. Power and Associates, вырастет на 13% (до 11,8 млн) автомобилей. Таким образом, продажи автомобилей в Китае превысят показатель в США приблизительно на 3,8 миллиона. Напомним, в 2009 году благодаря мощной поддержке властей китайский авторынок вырос на 46%, до рекордных 13,6 млн машин, тогда как в Америке в условиях растущей безработицы и экономической рецессии продажи автомобилей упали на 21%, до 10,4 миллиона, достигнув минимума 1982 года.

По продажам автомобилей Китай, равно как и Индия, рано или поздно обгонит авторынок США
По продажам автомобилей Китай, равно как и Индия, рано или поздно обгонит авторынок США


По продажам автомобилей Китай, равно как и Индия, рано или поздно обгонит авторынок США, уверен Д. Эткин, объясняя это различной потенциальной емкостью этих рынков, разным состоянием их сегодняшнего развития и перспектив. “Авторынок США стал мировым пионером, он прошел разные этапы своего развития и сейчас вступает в стадию сокращения своей потенциальной потребности из-за приближения к предельному насыщению (в 2007 году 832 автомобиля на 1000 жителей при оценке предельного уровня в 850 машин), а также значительного увеличения срока службы массовых автомобилей”, – говорит Д. Эткин. Для сравнения, в Китае обеспеченность населения автомобилями, по данным Евростата, составляет всего 26 машин.

Показательно также, что лидер американского автопрома General Motors по итогам I полугодия продал на китайском рынке больше, чем на домашнем. GM и его китайские СП реализовали в Поднебесной 1,21 млн автомобилей, а в США продажи концерна за тот же период составили 1,08 млн машин. Как отметили в китайском представительстве GM, такое случилось впервые за 102-летнюю историю американского автоконцерна. GM на своих двух СП с крупнейшим в Китае автоконцерном SAIC выпускает седаны Buick Excelle и Regal, компакты Chevrolet Lova, а также минивэны Sunshine. Судя по всему, китайский рынок и станет крупнейшим рынком сбыта GM – его СП в Китае намерены увеличить продажи с прошлогодних 1,83 млн автомобилей до 2 миллионов в нынешнем году и до 3 миллионов в 2015-м. К концу 2011 года компания намерена представить на китайском рынке 25 новых или обновленных моделей, включая гибридный Chevrolet Volt. “Китайцы доверяют SAIC и охотно покупают Chevrolet и Buick, – говорит Е. Межов. – Оспорить лидерство SAIC в ближайшие годы не сможет никто, поэтому и GM будет наращивать продажи в Китае”.

Александр Чупров