branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Невероятные приключения китайцев в России

Китайская экспансия на автомобильный рынок России, о которой столь много говорилось еще несколько лет назад, на самом деле так и не состоялась. Доля китайских авто даже в лучшем 2007 году составляла всего 2,4%, однако показатели роста продаж машин “Made in China” впечатляли...
Китайская экспансия на автомобильный рынок России, о которой столь много говорилось еще несколько лет назад, на самом деле так и не состоялась. Доля китайских авто даже в лучшем 2007 году составляла всего 2,4%, однако показатели роста продаж машин “Made in China” впечатляли – даже на бурно растущем российском авторынке они казались по-китайски большими.

Впрочем, во многом благодаря стараниям российских властей в 2008 году те же двухзначные величины у самой популярной китайской марки Chery получили знак минус, а растущая динамика других брендов из Поднебесной начала сходить на нет. Напомним, в защиту отечественных автопроизводителей в том году была развернута целая антикитайская кампания (ужесточение правил сертификации авто, закрытие проекта Chery на “Автоторе” и повышение минимальных ставок на ввоз готовых кузовов до 5000 евро), которая увенчалась “антикризисным” повышением импортных пошлин на новые иномарки. Первая пятилетка “китайцев” в России, казалось, станет последней... Однако, судя по всему, китайский автопром, впервые в 2009 году ставший крупнейшим в мире, не собирается отказываться от своего некогда самого перспективного экспортного рынка – России.

Начнем с того, что после провального для “китайцев” 2008 года они смогли удержаться на российском рынке в кризисном 2009 году. Правда, количество брендов из Поднебесной сократилось вдвое – остались только лидеры китайского автопрома, такие как Chery, Geely, Great Wall и BYD. Тем не менее даже в “усеченном” составе “китайцы” сохранили свою нишу и даже несколько увеличили рыночную долю до 1,7%, реализовав по итогам прошлого года около 24,7 тысячи автомобилей. Более того, на падающем российском авторынке Vortex Estina (таганрогская Chery Fora) и Geely даже смогли отличиться “китайскими” показателями роста – в 5,5 раз и в 2 раза соответственно. Правда, в первом случае это объясняется эффектом “низкой базы” (продажи Vortex Estina начались в сентябре 2008 года). Что касается Geely, ставшей лидером китайского сегмента, то ее успех обеспечили беспрецедентные скидки – до 100 тысяч рублей.

По словам независимого эксперта в области китайского автопрома и автобизнеса Евгения Межова, в прошлом году все китайские марки “сливали стоки” 2008 года и торговали машинами, как правило, “в минус”. А Red Dragon (официальный дистрибьютор Geely в России) в демпинге цен особенно преуспел: как говорит Е. Межов, убыток на один автомобиль зачастую доходил до 1500-2000 долларов, и все указывало на то, что после распродажи “Рольф” свернет “китайское направление”. Неопределенной оставалась судьба и других китайских марок в России, которые по мере окончания прошлогодних стоков снижали объемы продаж, но ввозить новые машины не спешили. Ведь с учетом новых таможенных пошлин и роста юаня к рублю “китайцы” лишаются своего главного “козыря” – низкой цены – и уже не выдерживают никакой конкуренции.

Между тем черкесский завод “Дервейс”, собственно, и начинавший свою историю с выпуска китайских машин, в конце прошлого года запустил новый производственный комплекс полного цикла. Первыми автомобилями, выпущенными в Черкесске со сваркой и окраской, стали модели Lifan, с которым завод сотрудничает с 2007 года. Следом за Lifan на “Дервейс” потянулись и другие автопроизводителями из Поднебесной, ведь полномасштабное производство в России стало для них единственным “способом выживания” на авторынке нашей страны. Как рассказал AutoNews.ru директор московского представительства “Дервейс” Алексей Сорокин, в нынешнем году на черкесском конвейере должны появиться автомобили многих китайских марок – Geely, Chery, Great Wall, а также нового для российского рынка бренда Haima. Объемы производства в 2010 году, как планируется, достигнут 25-30 тысяч машин, обеспечив “китайцам” до 2% рыночной доли. Самой массовой моделью на “Дервейсе” станет седан Geely MK и займет половину объемов производства (план – 15 тысяч машин), Lifan планирует выпустить в Черкесске вдвое меньше (7200 шт.). “Ирито” заказала “Дервейсу” сварку и окраску 6 тысяч кузовов Great Wall Hover, а сборку автомобилей компания будет производить на собственных мощностях в подмосковной Гжели. Chery в середине года намерена запустить в Черкесске новые седан и хэтчбек М11 (план – 3 тысячи машин), которые придут на смену модели Fora.

Впрочем, сами дистрибьюторы китайских марок пока не спешат уповать на “Дервейс” как новый оплот китайских авто в России. В то же время, признают маркетологи “Ирито”, продажи в китайском сегменте во многом будут зависеть от объемов местного производства. Новые мощности “Дервейса” рассчитаны на выпуск 100 тысяч автомобилей в год, так что запас для дальнейшего роста у “китайцев” в России большой... “Все будет зависеть от коммерческого успеха первого проекта по производству Geely MK”, – говорит директор по маркетингу Red Dragon Максим Анахов, не исключая, что в будущем на черкесском конвейере могут появиться и другие модели Geely.

По мнению Е. Межова, в 2010 году “китайцы” вряд ли смогут значительно улучшить свои позиции на российском рынке, поскольку существует существенный разрыв между производственными планами и спросом покупателей на автомобили из Поднебесной. Как считает эксперт, при жесточайшей конкуренции на рынке российским дистрибьюторам китайских авто в 2010 году удастся продать 9-11 тысяч машин, и то при условии низких цен и сохранении минимально допустимой для китайского автомобиля комплектации.

Динамика продаж автомобилей китайских марок на российском авторынке


Александр Чупров