branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Почему автомобильная Европа завидует России

Нам следует внимательно отнестись к европейскому опыту. После проведения успешной программы утилизации произойдет неизбежный и весьма значительный новый спад продаж у автокомпаний, живущих сейчас за счет этой программы...
Программа утилизации, которая так хорошо прошла во многих европейских странах, закончилась, а вместе с ней закончился период стабильно высоких показателей продаж новых автомобилей. Падение продаж после окончания программы утилизации особенно хорошо заметно на примере Германии. Именно в этой стране программа прошла наиболее успешно, и теперь Германия больше всех страдает от отсутствия спроса на новые автомобили.

Падение продаж в Германии – одно из самых заметных среди европейских стран. Так, по данным британского исследователя рынка JATO Consult, с начала года немецкий рынок недосчитался 27,7% новых автомобилей, а в мае падение продаж составило 35,1%.

Нам следует внимательно отнестись к опыту Германии, так как то, что сейчас происходит в Германии, ждет и наш рынок. После проведения успешной программы утилизации произойдет неизбежный и весьма значительный новый спад продаж у автокомпаний, живущих сейчас за счет этой программы (мы имеем в виду АвтоВАЗ).

Только вот видим, что программа утилизации, быстро запущенная в Германии, помогла автокомпаниям продержаться в самый трудный период кризиса. Сейчас, когда программа закончена, спрос на новые автомобили катастрофически падает, но автокомпании Европы уже перестроились и вряд ли встанут на грань банкротства. А Германия как была самым мощным рынком Европы, так и остается.



Россия же существенно запоздала со стартом программы утилизации, и в результате в период экономического кризиса завод “ИжАвто” обанкротился. АвтоВАЗ тоже едва удержался на плаву за счет гигантских государственных денежных вливаний. Тяжелая ситуация сложилась на ТагАЗе, и ГАЗ едва избежал скорбной участи. А общий кризис в нашей стране был настолько глубок, что, выйдя в середине 2008 года на один уровень продаж новых авто с Германией, в 2009-м Россия снова откатилась на пятое место в Европе, где находится и по сей день, несмотря на успешно идущую программу утилизации. Если спрос на новые автомобили не восстановится до прежних значений, то по окончании программы утилизации российские заводы снова будут ожидать крайне тяжелые времена.

В начале 2010 года по результатам пяти месяцев Россия, как и год назад, занимает пятое место среди европейских стран. Для нашего рынка провальным были первые три месяца этого года, тогда как в европейских странах (кроме Германии) еще шли собственные программы утилизации. В мае Россия начала отыгрывать позиции, так как ситуация поменялась. Теперь у нас действует программа утилизации, тогда как в Европе они закончились.



Как во время кризиса по результатам продаж новых автомобилей можно было наблюдать, насколько экономически пострадала та или иная страна (например, продажи автомобилей в Исландии упали почти на 100%, а в странах Балтии – на 50-70%), так и сейчас можно видеть, как восстанавливаются рынки Португалии (+53% в 2010 году), Испании (+44%) и той же Исландии (+43%). В то же время ситуация в странах Балтии, Словакии и Венгрии остается весьма плачевной. По результатам майских продаж видно, какой экономический кризис поразил Грецию, где продажи мая упали на 54%.

Этой весной произошли незначительные изменения в стане самых популярных в Европе моделей. Что касается VW Golf и Ford Fiesta – это непререкаемые авторитеты на территории всех стран Европы. Эти модели сохраняют лидерство, и их продажи фактически не изменились. Падение продаж на немецком рынке компенсировалось ростом продаж на других европейских рынках. Заметный рост продаж произошел у свежих моделей, появившихся на рынке в 2009 году. Новые модели пользуются повышенным спросом, и в этом году компании вышли на планируемые объемы их производства. Впереди Renault Clio, прошедший глубокий рестайлинг. Рост продаж новой модели 2010 года относительно прошлогодней – 43%. Новое поколение Renault Megane по итогам пяти месяцев 2010 года попало в десятку самых популярных моделей Европы с ростом продаж 33%. Отлично продается и новое поколение Opel Astra – рост 20%, и новое поколение VW Polo, продажи которого начались как раз год назад, – рост 16%.

Успешные продажи двух новых моделей Renault позволили этой компании подняться на третье место в списке самых популярных компаний в Европе. В 2010 году рост продаж Renault составил 27%, и компания обошла по продажам Opel и Fiat, а отрыв от Ford сократила до минимума.



Кирилл Орлов