Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
Россияне пересаживаются на внедорожники
Россияне пересаживаются на внедорожники
Статьи 16 февраля 2010
Статьи 16 февраля 2010
Россияне пересаживаются на внедорожники
Что только не покупают эти русские, чтобы не делать хороших дорог. У нас уже все чиновники и бизнесмены пересели на дорогие внедорожники, которые терпимы к ямам и ухабам...
Россияне пересаживаются на внедорожники 
Какой русский не любит ездить на внедорожниках, тем более что дорог, по которым можно без опаски ездить на обычных автомобилях, в России не так уж много, а еще зимой внезапно выпадает снег... Вот уже несколько лет подряд наша страна становится крупнейшим рынком внедорожников в Европе, а их доля в автомобильных продажах значительно превышает не только европейские, но и азиатские показатели.

Даже в условиях падения авторынка внедорожники теснят традиционные автомобили, в том числе и столь популярные у россиян седаны. По данным агентства “Автостат”, в прошлом году “джипы” увеличили свою рыночную долю на 3% – до 21% (293,5 тысячи машин), в то время как седаны “потеряли” 6%. А ведь еще в начале 2000-х лишь один из десяти автомобилей на российском рынке был полноприводником. Почему же российские автомобилисты пересаживаются на внедорожники?

Безусловно, к выбору таких автомобилей людей, прежде всего, подталкивает одна из российских бед – дороги. “Если среднестатистический европеец ждет от автомобиля экологичности и экономичности (в силу высокой стоимости топлива и высоких налогов по экологии), а также компактности для легкой парковки в крупных городах, то в нашей стране требуется “резистентность” к плохим дорогам, высокий клиренс для выездов за город и отсутствие риска поцарапать крашеный бампер об высокий бордюр”, – говорит PR-менеджер марки Skoda в России Тимур Алиев. Кроме того, истоки любви россиян к внедорожникам следует искать в 1990-х годах, когда для владельца он стал символом уверенности и успеха, добавляют специалисты “GM-АвтоВАЗа”.

А в условиях кризиса доля сегмента SUV дополнительно выросла за счет того, что клиенты берут автомобили на не столь короткий срок, как могли бы себе позволить раньше. По мнению Т. Алиева, многие просто не желают экспериментировать с другими классами, а выбирают внедорожник как наиболее “универсальный” автомобиль для российских дорог. Как говорится, спрос рождает предложение, и постоянно растущий и обновляемый ассортимент также сыграл свою роль в росте рынка SUV. Так, в прошлом году на российском рынке появились новые поколения уже популярных KIA Sorento, Land Rover Discovery, Toyota RAV4 и Toyota Land Cruiser Prado, а также абсолютно новые модели – Hyundai ix55, BMW X1, Skoda Yeti и другие.

Впрочем, несмотря на изобилие новинок, вот уже более 30 лет неизменной популярностью у россиян пользуется вазовская “Нива”. Как говорят маркетологи дилерского холдинга “Лада Сервис”, стабильный спрос на Lada 4х4 объясняется очень просто – у нее нет конкурентов в своем классе: минимальная цена при максимальной проходимости. При этом вазовский внедорожник по итогам 2009 года показал 10%-ный рост продаж и обошел многолетнего лидера в сегменте SUV – Chevrolet Niva. На этом примере хорошо видно, как в условиях кризиса спрос сместился в сторону бюджетных машин, к которым относится Lada 4х4, а более дорогая Chevrolet Niva оказалась менее востребована (ее продажи упали почти вдвое).

Наиболее перспективен в России, равно как и в Европе, сегмент компактных кроссоверов. Как поясняют на “GM-АвтоВАЗе”, такие внедорожники популярны из-за своей универсальности: они подходят как для ежедневной езды по городу, так и для выезда на бездорожье. При этом их отличает оптимальный расход топлива, и, конечно, не последнюю роль играет цена. По статистике на кроссоверы в России приходится 55% всех продаж в сегменте SUV, и именно представители этого класса входят в “топы” автомобильного рынка – все те же Lada 4х4, Chevrolet Niva, Nissan Qashqai, Hyundai Tucson и KIA Sportage.

Но у крупноразмерных и более дорогих внедорожников, таких как Range Rover и Toyota Land Cruiser, в России тоже большая армия поклонников. При этом в Европе такие огромные внедорожники просто не нужны и на российском рынке зачастую появляются модели, которые не найти в европейских странах. Кроме того, в Старом Свете предпочитают комплектации с дизельным двигателем и механической коробкой, а в России – все наоборот. Бензиновый мотор, “автомат” и полный привод – вот идеальный внедорожник для России, где плохое качество солярки и ужасные дороги.

Зарубежные автопроизводители в российском рынке SUV видят большой потенциал, запуская на своих российских конвейерах все больше моделей внедорожников. Такие бестселлеры, как Nissan X-Trail, KIA Sportage, Volkswagen Tiguan, SsangYong Kyron, Hyundai Santa Fe и другие представители класса, продаются в России только с шильдиком “Сделано в России”. Ставку на сегмент SUV делают PSA и Mitsubishi, которые в этом году открывают завод в Калуге, а также новый альянс Sollers и Fiat – партнеры обещают запустить в производство сразу четыре новых модели внедорожников.

Между тем эксперты ожидают в скором времени стабилизации российского рынка SUV. Точка насыщения наступит в районе 25% доли рынка, приходящейся на этот класс, полагают специалисты “GM-АвтоВАЗа”. По их мнению, размер сегмента будет определяться в том числе экономической ситуацией в стране, ценами на топливо, ценовыми/товарными предложениями автопроизводителей и, конечно же, качеством российских дорог.

Лидеры продаж на российском рынке SUV


Александр Чупров
Комментарии