Autonews
Статьи

АвтоВАЗ нанесет по иномаркам ответный удар

АвтоВАЗ не отказывается от планов увеличить объем производства в 2010 году: с 295 тыс. автомобилей до 446 тыс. шт. Эксперты считают, что увеличить продажи более чем на 50% заводу под силу. При одном условии: ВАЗ наконец должен заняться маркетингом...
АвтоВАЗ нанесет по иномаркам ответный удар
АвтоВАЗ нанесет по иномаркам ответный удар
Компания частично отчиталась по итогам 2009 года и озвучила планы на 2010 год. В 2009 году завод изготовил 294 737 автомобилей, было также выпущено 43 047 сборочных комплектов – итого 337 784 шт. Напомним, в середине года руководство завода вместе с экс-президентом Борисом Алешиным собиралось изготовить и продать сначала около 600 тыс. автомобилей, затем называлась цифра в 475 тыс. Позднее, когда у руля встал Игорь Комаров, ее сократили до 340-350 тыс. автомобилей. И хотя формально в запоздало спрогнозированные объемы производства все-таки удалось уложиться, результат ушедшего года эксперты называют антирекордом (для сравнения, в 2008 году производство автомобилей и машинокомплектов составило 801 563 шт.), а команду Б. Алешина аудиторы Счетной палаты РФ уже практически обвинили в развале предприятия. От того, как поведет себя руководство завода в 2010 году, будет зависеть судьба АвтоВАЗа.

Предварительно утвержденный план на 2010 год эксперты пока находят достаточно жизненным. Как было озвучено во время презентации антикризисной программы автозавода в октябре 2009 года, выпуск автомобилей составит около 446 тысяч, также в 2010 году планируется изготовить около 51 тысячи сборочных комплектов – итого 497 тыс. шт., при том что мощности АвтоВАЗа позволяют собирать до миллиона автомобилей в год.

“При прогнозируемом росте рынка до 1,7 млн план АвтоВАЗа составит 26%, что означает практически удержание доли, занимаемой автомобилями Lada, на прежнем уровне. Это вполне реально”, – говорит заместитель директора АА “Автостат” Сергей Удалов.

Увеличение объемов производства в 2010 году оправданно, согласен ведущий эксперт УК “Финам Менеджмент” Дмитрий Баранов: “Рынок понемногу восстанавливается. Спрос на машины будет увеличиваться в 2010 году, а так как мощности завода позволяют ему произвести указанное количество машин, то заявленные объемы обоснованны”. При этом эксперт отмечает, что продать в 2010 году можно будет 385-405 тысяч машин. Всего же, по мнению “Финам Менеджмент”, рынок в 2010 году составит 1,8-1,9 млн новых машин.

По оценке “Автостата”, объем продаж в 2010 году – 1,7 млн новых легковых автомобилей с вероятным сохранением соотношения в 2009 году (иномарок 73% и 27% – отечественных).

Впрочем, как подчеркивают эксперты, заявленные цифры реальны лишь при условии стабильного роста продаж на автомобильном рынке и четкой маркетинговой политике АвтоВАЗа, которая на данном этапе фактически заброшена. Хотя спрос на вазовскую продукцию в стране все еще огромный, и у завода есть множество рычагов, чтобы сделать ее доступнее для потребителя. По мнению С. Удалова, это может быть увеличение различных вариантов комплектаций – от самых дешевых до “повышенной комфортности”, более гибкая ценовая политика в зависимости от реакции рынка, тесное сотрудничество с региональными дилерами. “В 2009 году были ситуации, когда определенные модели оказывались дефицитными в центральных регионах и скапливались на складах дилеров за Уралом”, – констатирует аналитик.

“Планы АвтоВАЗа выглядят весьма оптимистично, рост производства более чем на 50% – это очень смелый прогноз, особенно в текущих условиях неопределенности, – считает начальник аналитического управления УК “Капитал” Сергей Карыхалин. – До сих пор мы не увидели существенного улучшения ситуации на автомобильном рынке. По всей видимости, руководство АвтоВАЗа в значительной степени рассчитывает на реализацию госпрограмм по стимулированию продаж произведенных в России автомобилей. Насколько эти планы будут реализованы, сказать сложно, надо понимать, что помимо АвтоВАЗа в программе участвуют и многие российские предприятия западных автоконцернов, так что конкуренция за покупателей будет очень серьезной и АвтоВАЗу выиграть эту борьбу будет крайне сложно”.

В качестве консервативного прогноза, говорит эксперт, можно рассматривать стабильность производства в 2010 году по сравнению с 2009 годом, умеренно оптимистичный вариант – рост производства на 10-20%, но для этого АвтоВАЗу придется приложить немалые усилия, в частности повышать качество автомобилей и проводить эффективную маркетинговую кампанию.

Елена Костякова