branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Питерским автозаводам не хватает умных горожан

В ближайшее время Ленинградская область столкнется с серьезными проблемами. Если автопроизводители срочно не займутся налаживанием транспортной инфраструктуры и обучением кадров, обещанные автозаводы могут просто не открыться...
Апогеем развития новой российской автоиндустрии должен стать 2009 год, когда на полную проектную мощность должны выйти сразу семь новых автозаводов: Toyota, Nissan, General Motors, Suzuki, Peugeot-Citroen в Санкт-Петербурге, а также Volkswagen и Volvo в Калужской области . Другие заводы, которые уже работают в России, – Ford, Renault, Kia сейчас занимаются наращиванием производства.

Помимо самих автозаводов, на этой же территории разместятся многочисленные производители комплектующих, среди них: Toyota Boshoku (автомобильные сидения), Denso (весь спектр автокомпонентов), Reka Rubber Ltd. (резинотехнические изделия), Stadco Ltd. (кузовные детали), Nokian Tyres, Michelin Tyres (автомобильные шины); возможно, здесь же останутся Benteler Automobiltechnik (модули подвесок, компоненты пассивной безопасности, выхлопные системы), Johnson Controls (электроника и внутреннее оснащение) и многие другие.

Однако возможности питерской базы слишком переоценены: все-таки она была создана достаточно давно, в советские времена, и как следует не эксплуатировалась. Территории, предназначенные для строительства заводов, представляют собой голые поля – с возможностью подведения коммуникаций. Петербургские власти продолжают приветствовать инвесторов, однако первая волна восторга прошла, и становится ясно, что на данном этапе ленинградская площадка загружена.

Пропускная способность транспортной инфраструктуры района в некоторых местах уже сейчас не отвечает современным потребностям. Питер импонировал инвесторам близостью к границе и портам, однако сегодня портовые и складские терминалы не справляются с грузопотоком, поскольку доставляют не только автомобили и комплектующие, но оборудование и оснастку для заводов. Многие автопроизводители уже изучили альтернативные возможности доставки грузов и планируют перейти на ж/д поставки автомобилей, хотя это и дороже.

Главной же проблемой, как отмечают эксперты, на данный момент остается дефицит квалифицированной рабочей силы. При заявленных объемах производства на каждый завод требуется от 2 до 7 тысяч сотрудников, которые должны будут заниматься производством высокотехнологичных изделий – автомобилей. В России нет опыта производства современных автомобилей, а рабочие российских автозаводов совершенно не годятся для европейских и японских высоких технологий. Хотя представители заводов обещали наладить обучение, компании не могут с этой целью возить в Европу столько людей. Многие эксперты отмечают, что специалистов нужного уровня пока просто нет.

Кроме того, при входе в Россию иностранные автопроизводители рассчитывали на относительно недорогую рабочую силу. Однако вскоре стало понятно, что эксплуатировать российских рабочих, как китайцев, они не смогут: в России быстрыми темпами развивается профсоюзное автомобильное движение, которое готово отстаивать свои интересы.

Массовый запуск предприятий может буквально парализовать питерскую площадку. Некоторые эксперты полагают, что если проблемы инфраструктуры и поиска поставщиков можно решить в умеренные сроки за счет инвестиций, то нехватка специалистов, скорее всего, сохранится надолго. Время пока есть, однако совсем не исключено, что заводы откроются гораздо позже намеченных сроков.

Елена Костякова
























































































































































































Автозаводы в Ленинградской области
ЗаводИнвестицииОбъем производстваМодели Сроки запуска
Nissan 200 млн долларов50 тыс. автомобилей в годNissan Teana, Nissan X-trail + еще 1-2 модели2009 г.
Ford230 млн долларов + 100 млн долларов72-125 тыс. автомобилей в годFord Focus, Ford MondeoЗапущен в 2002 г., выход на новые мощности в 2008 г.
Toyota150 млн долларов25-50 тыс. автомобилей в годToyota Camry2007 г., выход на полную проектную мощность – 2009 г.
Suzuki123 млн долларов10-25 тыс. автомобилей в год Grand Vitara2009 г.
General Motors300 млн долларов60 тыс. автомобилей в годChevrolet Captiva + седан C-класса2007 г., выход на полную проектную мощность – 2009 г.
PSA Peugeot-Citroen200 млн долларов25-50 тыс. автомобилей в годPeugeot 307, Citroen C42009 г.
Другие автозаводы
Volvo300 млн евро3-30 тыс. автомобилей в годVolvo Tracker2009 г.
Volkswagen370 млн евро115 тыс. автомобилей в годSkoda Octavia + седан C-класса2009 г.
Renault230 млн евро80-120 тыс. автомобилей в годRenault Logan + седан С-класса (Renault Megane)Запущен в 2005 г., выход на новые мощности в 2009 г.