Перезапуск проекта при поддержке Volvo
Autonews
Перезапуск проекта
при поддержке Volvo
Статьи

Пенсионерам запретят ездить за рулем

Старикам тяжело жить на этом свете, но еще тяжелее жить со стариками. Забегая утром в сберкассу оплатить квитанцию, натыкаешься там на очередь из старушек, а по дороге на дачу приходится обгонять никуда не спешащих дедушек на старых “Волгах”. На Западе старики признаны опасностью на дороге...
Автосервисы
Autonews
Искать больше не нужно.
Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис
Пенсионерам запретят ездить за рулем
Пенсионерам запретят ездить за рулем 
К женщинам за рулем в Москве уже как-то привыкли, теперь все шишки за аварии и пробки на дорогах достаются старикам, ползущим на своих карбюраторных старушках к себе на дачу и обратно. Старики за рулем – это целая проблема в Америке, Европе и Японии. Согласно западной статистике, престарелые водители в возрасте от 65 до 75 чаще других попадают в аварии со смертельным исходом или ранениями.

Экономические условия и хорошее медицинское обслуживание позволяют старичкам вести активный образ жизни и лихачить на дорогах от души. Например, известен случай, когда 82-летний старик за рулем за день сбил шестерых пешеходов. Каждый раз, завидев человека на дороге, он путал газ и тормоз. Учитывая высокий уровень аварийности, власти зарубежных стран уделяют большое внимание проблеме и стараются действовать в интересах не только остальных участников дорожного движения, но и самих стареньких автолюбителей.

Например, в Америке для пожилых созданы так называемые “освежительные” курсы при “Всеамериканском обществе пенсионеров” (AAPR), которые позволяют снизить размер страховых выплат. Программа призвана развить в пожилых людях чувство самооценки, чтобы определить, остались ли с ними их навыки вождения или их мастерство пошло на убыль.

В Великобритании всех автолюбителей старше 75 лет начиная с прошлого года обязали повторно пройти тест на знание правил дорожного движения и получить справку о том, что они нормально видят. После этого старички получают допуск к вождению сроком на пять лет. Всего же в Британии, по статистике 2006 года, насчитывается около полутора миллионов автолюбителей старше 75 лет: из них 23 тысячи – старше 90 лет и 34 человека – старше 100 лет. Обязанность подтверждать способность водить машину каждые пять лет должна, по замыслу британских властей, благотворно повлиять на уровень безопасности на дорогах.

В России, как и в любой другой стране, пожилые люди за рулем несут в себе некую опасность. Ведь человек стареет вне зависимости от национальности или гражданства. В любое время человеку может стать плохо – этому только способствуют отечественные автомобили без кондиционеров, иномарки наши пенсионеры могут себе позволить в редких случаях. Сердечный приступ в пробке может парализовать общее движение на долгие часы, а “скорая помощь” в такой ситуации вряд ли сможет подобраться к потерпевшему быстро.

“Пожилым тяжелее переносить пробки, сложнее реагировать на усиленный поток машин и пешеходов, так как с возрастом ухудшаются характеристики внимания, скорости реакции на стимул и просто зрения, – комментирует психолог семейного психологического центра “Клевер” Ольга Младова. – При этом все-таки у пожилых водителей меньше гибкости в реагировании на нестандартные ситуации – в этом возрасте сложно менять сложившиеся схемы поведения, и водители действуют скорее так, как привыкли вести себя всегда, и с трудом принимают нововведения и изменения в правилах дорожного движения, изменения маршрутов движения и названий улиц. Ведь если люди учились ездить на машине и большую часть жизни проездили в городе с гораздо меньшим трафиком и количеством машин, то им сложно адаптироваться сейчас к этому, тем более что возрастные особенности ограничивают их возможности к адаптации”.

Есть и личностная специфика пожилого возраста: чем старше человек, тем он жестче и ригиднее (ригидность – невозможность подстроиться под изменившуюся обстановку) становится в поведении, тем сильнее проявляются особенности его характера и личности. Например, если человек был педантом и чистюлей в молодости, то с возрастом эта его привычка усиливается и он становится все более зависимым от порядка и чистоты. Вспыльчивость может перерасти в гневливость и раздражительность по каждому поводу. На дороге человек в возрасте действительно порой может вести себя неадекватно.

Тем не менее, в России в отдельную проблему пенсионеров за рулем ни ГИБДД, ни страховые компании все-таки не выделяют. Как-то так складывается, что наши пенсионеры не только не стремятся покупать новые машины, ездить в автопутешествия и участвовать в автопробегах и гонках, но порой не хотят даже выходить на улицу. Минимальный размер пенсии сегодня составляет около 2 тысяч рублей – этого едва хватает свести концы с концами. Ни о каких специальных курсах для престарелых водителей в ГИБДД даже не помышляют, а отсутствие старческой аварийной статистики – это тоже скорее от плохой жизни, нежели от наличия идеальной системы безопасности.

Правда, в России ситуация отлична от Запада – пенсионеры-автомобилисты сейчас остаются, пожалуй, единственными людьми, соблюдающими правила дорожного движения. По словам заместителя генерального директора, руководителя департамента клиентского обслуживания страховой компании “Стандарт-Резерв” Галины Седовой, российские водители в возрасте свыше 55 лет попадают в аварию гораздо реже, чем водители среднего (от 30 до 45 лет) и тем более чем водители в возрасте до 25 лет. “На дорогах пожилые люди, как правило, более внимательны и аккуратны и редко становятся участниками аварий. Вместе с тем им зачастую сложно адаптироваться к современному ритму и они теряются в напряженной московской обстановке”, – согласны в страховой компании НАСТА.

В “Стандарт-Резерве” отмечают, что молодежь с маленьким водительским стажем чаще попадает в аварию, чем старики. “У молодежи реакция хорошая, но кровь горячая”, – замечает Г. Седова. Поэтому сегодня в российских страховых компаниях действует повышенный страховой коэфициент (1,37%) как для престарелых водителей, так и для водителей c маленьким водительским стажем. Наиболее частые причины происшествий у этих групп одинаковые: “не вписался в крутой поворот”, “не выдержал дистанцию”, “уходил от столкновения”.

Поэтому, что бы там ни говорили водители и как бы ужасно ни ругались таксисты, но наши дедушки и бабушки за рулем пока никак не влияют на аварийную статистику и образование пробок ввиду своей малочисленности. Однако уже не за горами время, когда старшие представители нынешнего автомобильного бума начнут стареть, и тогда мы действительно столкнемся с тысячами стариков, путающих педали или с плохим зрением садящихся за руль. И тогда действительно придется перенимать заграничный опыт и вводить запрет на вождение для тех пожилых людей, которые не пройдут тест на зрение, реакцию и знание ПДД.

Елена Костякова