branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Пенсионерам запретят ездить за рулем

Старикам тяжело жить на этом свете, но еще тяжелее жить со стариками. Забегая утром в сберкассу оплатить квитанцию, натыкаешься там на очередь из старушек, а по дороге на дачу приходится обгонять никуда не спешащих дедушек на старых “Волгах”. На Западе старики признаны опасностью на дороге...
Пенсионерам запретят ездить за рулем
Пенсионерам запретят ездить за рулем
К женщинам за рулем в Москве уже как-то привыкли, теперь все шишки за аварии и пробки на дорогах достаются старикам, ползущим на своих карбюраторных старушках к себе на дачу и обратно. Старики за рулем – это целая проблема в Америке, Европе и Японии. Согласно западной статистике, престарелые водители в возрасте от 65 до 75 чаще других попадают в аварии со смертельным исходом или ранениями.

Экономические условия и хорошее медицинское обслуживание позволяют старичкам вести активный образ жизни и лихачить на дорогах от души. Например, известен случай, когда 82-летний старик за рулем за день сбил шестерых пешеходов. Каждый раз, завидев человека на дороге, он путал газ и тормоз. Учитывая высокий уровень аварийности, власти зарубежных стран уделяют большое внимание проблеме и стараются действовать в интересах не только остальных участников дорожного движения, но и самих стареньких автолюбителей.

Например, в Америке для пожилых созданы так называемые “освежительные” курсы при “Всеамериканском обществе пенсионеров” (AAPR), которые позволяют снизить размер страховых выплат. Программа призвана развить в пожилых людях чувство самооценки, чтобы определить, остались ли с ними их навыки вождения или их мастерство пошло на убыль.

В Великобритании всех автолюбителей старше 75 лет начиная с прошлого года обязали повторно пройти тест на знание правил дорожного движения и получить справку о том, что они нормально видят. После этого старички получают допуск к вождению сроком на пять лет. Всего же в Британии, по статистике 2006 года, насчитывается около полутора миллионов автолюбителей старше 75 лет: из них 23 тысячи – старше 90 лет и 34 человека – старше 100 лет. Обязанность подтверждать способность водить машину каждые пять лет должна, по замыслу британских властей, благотворно повлиять на уровень безопасности на дорогах.

В России, как и в любой другой стране, пожилые люди за рулем несут в себе некую опасность. Ведь человек стареет вне зависимости от национальности или гражданства. В любое время человеку может стать плохо – этому только способствуют отечественные автомобили без кондиционеров, иномарки наши пенсионеры могут себе позволить в редких случаях. Сердечный приступ в пробке может парализовать общее движение на долгие часы, а “скорая помощь” в такой ситуации вряд ли сможет подобраться к потерпевшему быстро.

“Пожилым тяжелее переносить пробки, сложнее реагировать на усиленный поток машин и пешеходов, так как с возрастом ухудшаются характеристики внимания, скорости реакции на стимул и просто зрения, – комментирует психолог семейного психологического центра “Клевер” Ольга Младова. – При этом все-таки у пожилых водителей меньше гибкости в реагировании на нестандартные ситуации – в этом возрасте сложно менять сложившиеся схемы поведения, и водители действуют скорее так, как привыкли вести себя всегда, и с трудом принимают нововведения и изменения в правилах дорожного движения, изменения маршрутов движения и названий улиц. Ведь если люди учились ездить на машине и большую часть жизни проездили в городе с гораздо меньшим трафиком и количеством машин, то им сложно адаптироваться сейчас к этому, тем более что возрастные особенности ограничивают их возможности к адаптации”.

Есть и личностная специфика пожилого возраста: чем старше человек, тем он жестче и ригиднее (ригидность – невозможность подстроиться под изменившуюся обстановку) становится в поведении, тем сильнее проявляются особенности его характера и личности. Например, если человек был педантом и чистюлей в молодости, то с возрастом эта его привычка усиливается и он становится все более зависимым от порядка и чистоты. Вспыльчивость может перерасти в гневливость и раздражительность по каждому поводу. На дороге человек в возрасте действительно порой может вести себя неадекватно.

Тем не менее, в России в отдельную проблему пенсионеров за рулем ни ГИБДД, ни страховые компании все-таки не выделяют. Как-то так складывается, что наши пенсионеры не только не стремятся покупать новые машины, ездить в автопутешествия и участвовать в автопробегах и гонках, но порой не хотят даже выходить на улицу. Минимальный размер пенсии сегодня составляет около 2 тысяч рублей – этого едва хватает свести концы с концами. Ни о каких специальных курсах для престарелых водителей в ГИБДД даже не помышляют, а отсутствие старческой аварийной статистики – это тоже скорее от плохой жизни, нежели от наличия идеальной системы безопасности.

Правда, в России ситуация отлична от Запада – пенсионеры-автомобилисты сейчас остаются, пожалуй, единственными людьми, соблюдающими правила дорожного движения. По словам заместителя генерального директора, руководителя департамента клиентского обслуживания страховой компании “Стандарт-Резерв” Галины Седовой, российские водители в возрасте свыше 55 лет попадают в аварию гораздо реже, чем водители среднего (от 30 до 45 лет) и тем более чем водители в возрасте до 25 лет. “На дорогах пожилые люди, как правило, более внимательны и аккуратны и редко становятся участниками аварий. Вместе с тем им зачастую сложно адаптироваться к современному ритму и они теряются в напряженной московской обстановке”, – согласны в страховой компании НАСТА.

В “Стандарт-Резерве” отмечают, что молодежь с маленьким водительским стажем чаще попадает в аварию, чем старики. “У молодежи реакция хорошая, но кровь горячая”, – замечает Г. Седова. Поэтому сегодня в российских страховых компаниях действует повышенный страховой коэфициент (1,37%) как для престарелых водителей, так и для водителей c маленьким водительским стажем. Наиболее частые причины происшествий у этих групп одинаковые: “не вписался в крутой поворот”, “не выдержал дистанцию”, “уходил от столкновения”.

Поэтому, что бы там ни говорили водители и как бы ужасно ни ругались таксисты, но наши дедушки и бабушки за рулем пока никак не влияют на аварийную статистику и образование пробок ввиду своей малочисленности. Однако уже не за горами время, когда старшие представители нынешнего автомобильного бума начнут стареть, и тогда мы действительно столкнемся с тысячами стариков, путающих педали или с плохим зрением садящихся за руль. И тогда действительно придется перенимать заграничный опыт и вводить запрет на вождение для тех пожилых людей, которые не пройдут тест на зрение, реакцию и знание ПДД.

Елена Костякова