С 1 января 2026 года ожидается увеличение коэффициентов, которые применяются для расчета суммы утилизационного сбора на различные категории транспортных средств. Скачок будет существенный — индексация составит 10–25%. Кроме того, сбор собираются индексировать ежегодно вплоть до 2030 года.
Что такое утилизационный сбор
Утилизационный сбор — это одноразовый платеж, который взимается от импортеров, производителей или покупателей автотранспортных средств за переработку автомобилей после их эксплуатации. Его ввели в России в 2012 году при вступлении страны в ВТО. Изначально сбор оплачивали только импортеры, но с 2014 года его стали выплачивать и российские автопроизводители.
Кто платит утилизационный сбор
Заплатить утилизационный сбор необходимо:
- производителю — за транспортное средство, изготовленное в России;
- импортеру — за машину, которую ввезли в нашу страну;
- покупателю — за авто, по которому не осуществлялась оплата утилизационного сбора.
Утильсбор вносится единожды, поэтому если изготовитель, импортер или первый покупатель сделал это, то каждый последующий собственник уже ничего не оплачивает.
Когда утилизационный сбор можно не платить
Утилизационный сбор не уплачивается в отношении следующих категорий автомобилей:
- импорт машин в РФ и помещение под таможенные процедуры временного ввоза либо допуска;
- ввоз автомобиля через таможню в качестве личного имущества беженцами, вынужденными переселенцами или физлицами, участвующими в госпрограмме добровольного переселения;
- нахождение транспортных средств в собственности консульств, дипломатических представительств, международных организаций с привилегиями и иммунитетом (включая сотрудников организаций и членов их семей);
- истечение 30 лет с момента производства ТС;
- возраст автомобиля составляет менее трех лет.
Утилизационный сбор: какой, как рассчитывается
Чтобы рассчитать сумму утилизационного сбора, нужно базовую ставку умножить на коэффициент. Показатели зависят от типа транспортного средства, его возраста и других нюансов.
Формула расчета выглядит так:
утилизационный сбор = базовая ставка х коэффициент
С 1 декабря 2025 года в силу вступила новая методика расчета утильсбора. Ее привязали не только к возрасту и объему двигателя, но и к мощности силового агрегата — как у обычных машин, так и у гибридов с электрокарами.
Льготные ставки сохранились лишь для моделей, мощность которых не превышает 160 л.с.: 3 400 руб. для новых и 5 200 руб. для машин старше трех лет. Для гибридов и электрокаров льготная планка еще ниже — 80 л.с.
Базовые ставки утилизационного сбора в 2026 году:
- 20 000 руб. — для категории М1 (легковые автомобили);
- 150 000 руб. — для всех остальных категорий ТС;
- 172 500 руб. — для самоходных машин и прицепов к ним, спецтехники.
С января 2026 года изменяются коэффициенты, на которые множатся базовые ставки.
Ставки утилизационного сбора на новые автомобили с двигателями объемом от 1 до 2 л
| Мощность двигателя, л.с. | Утильсбор в 2025 году, руб. | Утильсбор в 2026 году, руб. |
| От 160 до 190 | 750 000 | 900 000 |
| От 190 до 220 | 794 000 | 952 800 |
| От 220 до 250 | 842 000 | 1 010 400 |
| От 250 до 280 | 952 000 | 1 142 400 |
| От 280 до 310 | 1 076 000 | 1 291 200 |
| От 310 до 340 | 1 206 000 | 1 447 200 |
| От 340 до 370 | 1 344 000 | 1 612 800 |
| От 370 до 400 | 1 580 000 | 1 896 000 |
| От 400 до 430 | 1 800 000 | 2 160 000 |
| От 430 до 460 | 2 054 000 | 2 464 800 |
| От 460 до 490 | 2 340 000 | 2 808 000 |
| Более 490 | 2 668 000 | 3 201 600 |
Ставки утилизационного сбора на подержанные автомобили с двигателями объемом от 1 до 2 л
| Мощность двигателя | Утильсбор в 2025 году | Утильсбор в 2026 году |
| От 160 до 190 | 1 244 000 | 1 492 800 |
| От 190 до 220 | 1 320 000 | 1 584 000 |
| От 220 до 250 | 1 398 000 | 1 677 600 |
| От 250 до 280 | 1 532 000 | 1 838 400 |
| От 280 до 310 | 1 676 000 | 2 011 200 |
| От 310 до 340 | 1 836 000 | 2 203 200 |
| От 340 до 370 | 2 010 000 | 2 412 000 |
| От 370 до 400 | 2 200 000 | 2 640 000 |
| От 400 до 430 | 2 410 000 | 2 892 000 |
| От 430 до 460 | 2 640 000 | 3 168 000 |
| От 460 до 490 | 2 890 000 | 3 468 000 |
| Более 490 | 3 164 000 | 3 796 800 |
Примечательно, что против резкого подъема утильсбора выступал Казахстан. С ним у России существует договоренность о взаимной компенсации утилизационного сбора в достаточно большом объеме — до 50 тыс. машин в год. Казахстану, промышленность которого ориентирована на поставку машин в Россию, невыгодно повышение ставки.
Система утилизационного сбора и его компенсации для локальных автопроизводителей формировалась в условиях, предшествующих событиям 2022 года, подчеркивают опрошенные Autonews.ru эксперты. По словам независимого аналитика автомобильного сектора Владимира Беспалова, сейчас автобизнес живет в новой реальности, где от прежней политики в области автопрома остались брошенные иностранными автоконцернами заводы.
«Повышение утилизационного сбора — полезная мера не только для АвтоВАЗа, но и для калининградского «Автотора», УАЗа и других предприятий. Но вводить ее нужно постепенно. Цель понятна, и это создание собственной высоколокализованной автомобильной промышленности. Но это должны быть комплексные меры», — сказал Беспалов.
Как утилизационный сбор влияет на цену автомобиля
Производители платят утилизационный сбор в полном размере. И эта сумма возвращается производителю в виде субсидий в зависимости от степени локализации производства, которая подсчитывается и выражается в соответствующих баллах. У Lada Niva Legend или УАЗ «Патриот» таких баллов существенно больше, чем, например, у «Москвича 3». Таким образом, невозмещенный утилизационный сбор оказывается включен в цену машины вне зависимости от того, импортирована он в страну или собрана на месте с низкой степенью локализации. Окончательное решение о том, включать утильсбор в цену автомобиля или нет, решают сами автопроизводители.
Как оплатить утилизационный сбор
Для плательщиков, которые не относятся к крупнейшим производителям, конкретный срок уплаты утилизационного сбора не установлен. Однако сбор нужно заплатить до выпуска транспортного средства в обращение — до оформления ПТС или электронного паспорта.
Импортеры платят утилизационный сбор на таможне. Российские производители транспортных средств и покупатели на территории России — в свои ИФНС. Перечень реквизитов для уплаты размещен на сайте таможни. В РФ производители и покупатели ТС могут оплатить утильсбор в любом банке по реквизитам налоговой инспекции.
Налоги и взносы перечисляют на новый КБК (код бюджетной классификации) единого налогового платежа. В налоговой отчетности и уведомлении об исчисленных налогах и взносах для зачета единого налогового платежа указывают отдельные КБК.
1. Рассчитайте сумму сбора и оплатите ее по реквизитам ИФНС.
2. В течение трех рабочих дней сдайте подтверждающие оплату документы в налоговую инспекцию:
— расчет по форме, утвержденной постановлением № 1291 (колесный автотранспорт) или 81 (самоходные машины);
— копию платежного документа;
— документы на транспортное средство.
3. Дождитесь, когда налоговые инспекторы поставят в паспорте транспортного средства отметку об уплате утилизационного сбора.
Отметку об уплате утилизационного сбора ставят в паспорте транспортного средства в разделе «Особые отметки» или вносят в электронный паспорт. Штрафных санкций за неуплату сбора нет. Но без отметки об уплате сбора в паспорте транспортного средства или электронном паспорте со статусом «действующий» транспортное средство не зарегистрируют.