branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Судебные приставы снимут с водителей последние штаны

На столичных дорогах очередной шокирующий эксперимент – с инспекторами ДПС на дорогу выходят бригады судебных приставов: они будут наказывать злостных неплательщиков штрафов, вытаскивая должников прямо из-за руля. Все это ударит по кошельку автомобилиста…
Судебные приставы снимут с водителей последние штаны
Федеральная служба судебных приставов (ФССП) объявила о том, что готовится заключить соглашение с ГИБДД Москвы о совместном проведении рейдов с целью вылавливания водителей, игнорирующих оплату административных штрафов. Это значит, что на постах ДПС помимо инспекторов ГИБДД теперь будут дежурить еще и судебные приставы, наделенные полномочиями арестовывать имущество либо проводить его конфискацию в случае, если водитель значится в базе хронических неплательщиков. В случае если должник окажет сопротивление, его под белы рученьки сопроводят за решетку (ст. 20.25 КоАП “Неуплата административного штрафа либо самовольное оставление места отбывания административного ареста” сроком ареста от 2 до 15 суток).

Пока неизвестно, будет ли это разовая акция либо практика на постоянной основе, но, судя по всему, правоохранители настроены решительно. В пресс-службе УФССП по Москве подтвердили, что такое соглашение разрабатывается и в самое ближайшее время оно должно быть подписано. Как именно будет работать механизм, пока неясно. Как рассказал руководитель пресс-службы УФСПП по Москве Станислав Радченко, специально созданная рабочая группа в настоящее время занимается разработкой всей процедуры взаимодействия и уточнением юридических нюансов. Известно, что совместные группы из инспекторов ГИБДД и приставов УФССП по Москве будут работать в каждом из административных округов г. Москвы (примерно по 100 человек в каждом).

Иными словами, если на водителе висит штраф размером в ту или иную сумму, судебный пристав, прикинув “на глазок” стоимость вашего имущества (будь то колесо, магнитола или целый автомобиль, а может быть, пиджак или штаны), сможет его конфисковать. Приставы говорят, что другого способа выбить деньги с должников у них просто нет. Основным способом воздействия на неплательщика до недавнего времени оставалось уведомление о необходимости погасить долг. Но на бумажки наши водители внимания не обращают. “Зачем платить, если можно не платить?” – вот девиз большинства из них. Действительно, где вы видели водителя, который добровольно поедет возиться с многочисленными квитанциями, штрафами и квитками для того, чтобы заплатить символические 50 р.? Да и сам механизм уплаты штрафа очень неудобный. Поскольку собранные штрафы идут в местные бюджеты, то порой невозможно оплатить штраф, выписанный в одном городе, отъехав даже на 100 километров. В итоге на многих водителях годами висят самые разнообразные штрафы, платить которые никто не собирается. Вот приставы и решили действовать ударно – выйти прямо на дороги. “У нас резко возрос поток исполнительных документов в последнее время, – комментирует С. Радченко. – Но должники игнорируют штрафы, поэтому мы вынуждены прибегнуть к таким мерам”.

На первый взгляд, инициатива кажется безумной. Всякое случается на дороге при выяснении отношений с людьми в погонах, но такого, чтобы водителя силой вытаскивали из-за руля и затем разбирали машину на части, еще, кажется, не было. Реакцию человека, с которым такое может приключиться, сложно даже представить. Правозащитники автомобилистов единодушно трубят о том, что инициатива противозаконна: никто не имеет права конфисковывать имущество без решения суда. Приставы же заявляют, что никакого произвола на дороге не будет – они этого не допустят, а все юридические моменты пропишут таким образом, чтобы все по закону было. “Мы не считаем, что это произвол, закон позволяет нам взыскивать долги во время рейдов на дороге, – говорит С. Радченко. – В законе не прописано, что это запрещено”.

Тем не менее нововведение порождает целый ряд вопросов, на которые пока нет ответа, что вызывает сомнение в его законности. Непонятно, например, как именно должника будут пробивать по базе данных; как именно будет даваться разрешение (исполнительный лист, выдаваемый судом) на исполнительное производство на всякого случайного водителя, которого останавливает гаишник, как будет происходить сам процесс конфискации в дорожных условиях, наконец. В соответствии с Федеральным законом “Об исполнительном производстве”, судебный пристав имеет право самостоятельно проводить оценку имущества “в соответствии с действующими рыночными ценами”. Только вот как и когда судебные приставы будут рынки изучать, остается непонятным. Если только специальный прейскурант составят: домкрат – 100 рублей, магнитола – 200, колесо – 300, ну и т.д.

Все эти моменты, как говорят в ФССП г. Москвы, сейчас тщательно прописываются. Сами приставы не скрывают, что дело затеяли в качестве своеобразного технологического эксперимента, а также чтобы припугнуть неплательщиков. Но инициаторами выступили все-таки гаишники: “А чтобы не нарушали!”

Причин введения столь непопулярной для власти меры, да еще в год выборов депутатов Госдумы, по мнению экспертов, несколько. Однако наиболее вероятной кажется версия о том, что это PR-ход перед возвратом практики взимания штрафов на дороге сотрудниками ГАИ, о необходимости чего недавно говорил главный российский госавтоинспектор Виктор Кирьянов.

Основная идея, по словам С. Радченко, побудить людей соблюдать правила дорожного движения и повысить эффективность взыскания штрафов. В УФССП по Москве говорят, что уже сейчас многие водители задумались и хором пошли платить штрафы. “Думаем, многие откликнутся, – говорит С. Радченко. – Таким образом, мы пытаемся повысить правосознание людей”.

Выход судебных приставов на дороги, может быть, и несет в себе некое рациональное зерно. Ведь действительно, штрафы за дорожные правонарушения сегодня так малы, что на них никто не обращает внимания. ПДД нарушаются водителями постоянно и практически безнаказанно, учитывая, что спустя год все штрафы автоматически сгорают. Очевидно, законность этого новшества будет зависеть от того, каким именно образом будет прописан механизм его действия и как будет согласована работа исполнительных органов. К тому же эксперимент будет стоить денег: ведь нужно будет оснастить все посты ДПС всем необходимым, компьютерами, связью. В любом случае это получится дороже, чем собирать штрафы подомно, и еще неизвестно, окупит ли это все собранные в итоге долги.

Повлияет ли подобная, весьма радикальная акция на правосознание водителей, узнаем чуть позже. Для нас же остается ясным, что инициатива может обернуться элементарным выколачиванием денег на дороге, только в двойном размере: не только гаишнику, но и приставу – лишь бы машину по кускам не растащили…

Елена Костякова