Автоконцерны становятся игрушками русских олигархов
Автоконцерны становятся игрушками русских олигархов
Статьи 14 февраля 2007
Статьи 14 февраля 2007
Автоконцерны становятся игрушками русских олигархов
Вполне вероятна ситуация, когда вскоре кто-то из российских олигархов скажет: “Я купил себе Chrysler”. Не надо спрашивать, какую модель, ибо речь идет о покупке самой компании…
Автоконцерны становятся игрушками русских олигархов 
Вполне вероятна ситуация, когда вскоре кто-то из российских олигархов скажет: “Я купил себе Chrysler”. Не надо спрашивать, какую модель, ибо речь идет о покупке самой компании. Вполне возможно, в качестве дорогой игрушки.

Такая ситуация возможна, так как концерн DaimlerChrysler сделал заявление о том, что намерен выделить Chrysler в отдельную компанию и затем частично или полностью ее продать. В последние годы многие автомобильные компании меняли своих владельцев, поглощались более крупными компаниями или, наоборот, дробились и распродавались по частям.

Для некоторых автопроизводителей смена владельца стала глотком свежего воздуха, а некоторым была уготована роль по украшению своим именем визиток новых владельцев. Мужчина – это, как известно, большой ребенок. Но если для ребенка предел счастья – новая машинка, то богатые люди любят наполнять свой гараж дорогими автомобилями. Баснословно богатые люди предпочитают не размениваться на машины, выбирая себе в игрушки целые автомобильные компании.


Игрушек масштаба Chrysler, правда, пока еще никто не покупал. Но все когда-то случается в первый раз. А вот самым ярким примером дорогой игрушки для русского олигарха служит компания TVR. В 2004 году ее купил наш соотечественник Николай Смоленский, сын известного российского миллиардера, или, как прозвали его в Англии, “бэби-олигарх”. Поддавшись модному увлечению покупать что-то дорогое для рядового англичанина русского происхождения, он выложил солидную сумму за контрольный пакет акций этой компании.

Но жизнь показала, что Смоленскому лучше было бы пойти по проторенной дорожке и купить какой-нибудь футбольный клуб – футбольную команду легче привести к самоокупаемости, как показывает опыт другого российского олигарха. Несмотря на миллионные вложения, и даже выпуск TVR Sagaris, которую признали самым качественным творением фирмы за все время существования, вернуть к жизни британскую марку так и не удалось.

А что делает человек, когда ему надоедает игрушка? Правильно, закидывает ее в самый дальний пыльный угол и не вспоминает о ней. Так же поступил и Николай Смоленский, перебравшись жить в другую страну. TVR опять выставлена на продажу, и уже 23 февраля будет объявлен ее новый хозяин. Интересно, чем же станет TVR теперь: игрушкой для очередного бизнесмена или платформой для производства китайских авто под маркой прославленного бренда.

Другой пример игрищ сильных мира сего – Lamborghini. До того как в 1998 году она получила приют под крылом заботливого концерна Audi, владельцами производства спорткаров было большое количество людей. Началось все с 1974 года, когда основатель компании продал контрольный пакет акций швейцарской фирме. Уже в 1980 году во главе корпорации встал француз Патрик Мирман. Ну а в 1993 году обладателем Lamborghini стала финансовая группа, принадлежащая малазийскому миллиардеру. И это только самые занимательные моменты истории производителя знаменитых спорткаров. К счастью, в итоге все закончилось хэппи-эндом и компания вновь радует автомобильный мир новыми суперкарами.

Если та же Lamborghini имеет свою линию одежды для страстных любителей марки, то покупка Aston Martin компанией LVMH MOET HENNESSY Louis Vuitton – совершенно другая история. Зачем производителю гламурных luxury-аксессуаров, никогда ранее не интересовавшемуся производством автомобилей, Aston Martin – можно только предполагать. Хорошо, если это просто бизнес и новые владельцы Aston Martin, поставив у руля компании хороший менеджмент, будут заинтересованы лишь в получении прибыли. Случится гораздо хуже, если автомобиль Джеймса Бонда станет аксессуаром гламурных тусовок наряду с сумочками и кошельками от Louis Vuitton. Сейчас 15% акций Aston Martin по-прежнему остаются у концерна Ford, что несколько снижает вероятность принятия неправильных решений, однако основная власть теперь в руках людей, шьющих модные дамские сумочки.

Даже у ребенка отношение к игрушке может быть разное: одни разбирают ее до винтика и потом не могут собрать обратно, другие ставят ее на полочку и любуются много лет, ну а третьи пытаются сделать ее еще лучше. Так что в самом факте того, что олигархи порой воспринимают автомобильные концерны как свои игрушки, в общем-то, ничего плохого нет, главное, чтобы знаменитые марки не становились строчкой в энциклопедии, где напротив года основания указан и год гибели компании. Появится ли вторая дата в истории TVR, Chrysler и Aston Martin, мы узнаем уже скоро.

Николай Загвоздкин
Комментарии