Autonews
Статьи

Автоконцерны становятся игрушками русских олигархов

Вполне вероятна ситуация, когда вскоре кто-то из российских олигархов скажет: “Я купил себе Chrysler”. Не надо спрашивать, какую модель, ибо речь идет о покупке самой компании…
Автосервисы
Autonews
Искать больше не нужно.
Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис
Автоконцерны становятся игрушками русских олигархов
Автоконцерны становятся игрушками русских олигархов 
Вполне вероятна ситуация, когда вскоре кто-то из российских олигархов скажет: “Я купил себе Chrysler”. Не надо спрашивать, какую модель, ибо речь идет о покупке самой компании. Вполне возможно, в качестве дорогой игрушки.

Такая ситуация возможна, так как концерн DaimlerChrysler сделал заявление о том, что намерен выделить Chrysler в отдельную компанию и затем частично или полностью ее продать. В последние годы многие автомобильные компании меняли своих владельцев, поглощались более крупными компаниями или, наоборот, дробились и распродавались по частям.

Для некоторых автопроизводителей смена владельца стала глотком свежего воздуха, а некоторым была уготована роль по украшению своим именем визиток новых владельцев. Мужчина – это, как известно, большой ребенок. Но если для ребенка предел счастья – новая машинка, то богатые люди любят наполнять свой гараж дорогими автомобилями. Баснословно богатые люди предпочитают не размениваться на машины, выбирая себе в игрушки целые автомобильные компании.


Игрушек масштаба Chrysler, правда, пока еще никто не покупал. Но все когда-то случается в первый раз. А вот самым ярким примером дорогой игрушки для русского олигарха служит компания TVR. В 2004 году ее купил наш соотечественник Николай Смоленский, сын известного российского миллиардера, или, как прозвали его в Англии, “бэби-олигарх”. Поддавшись модному увлечению покупать что-то дорогое для рядового англичанина русского происхождения, он выложил солидную сумму за контрольный пакет акций этой компании.

Но жизнь показала, что Смоленскому лучше было бы пойти по проторенной дорожке и купить какой-нибудь футбольный клуб – футбольную команду легче привести к самоокупаемости, как показывает опыт другого российского олигарха. Несмотря на миллионные вложения, и даже выпуск TVR Sagaris, которую признали самым качественным творением фирмы за все время существования, вернуть к жизни британскую марку так и не удалось.

А что делает человек, когда ему надоедает игрушка? Правильно, закидывает ее в самый дальний пыльный угол и не вспоминает о ней. Так же поступил и Николай Смоленский, перебравшись жить в другую страну. TVR опять выставлена на продажу, и уже 23 февраля будет объявлен ее новый хозяин. Интересно, чем же станет TVR теперь: игрушкой для очередного бизнесмена или платформой для производства китайских авто под маркой прославленного бренда.

Другой пример игрищ сильных мира сего – Lamborghini. До того как в 1998 году она получила приют под крылом заботливого концерна Audi, владельцами производства спорткаров было большое количество людей. Началось все с 1974 года, когда основатель компании продал контрольный пакет акций швейцарской фирме. Уже в 1980 году во главе корпорации встал француз Патрик Мирман. Ну а в 1993 году обладателем Lamborghini стала финансовая группа, принадлежащая малазийскому миллиардеру. И это только самые занимательные моменты истории производителя знаменитых спорткаров. К счастью, в итоге все закончилось хэппи-эндом и компания вновь радует автомобильный мир новыми суперкарами.

Если та же Lamborghini имеет свою линию одежды для страстных любителей марки, то покупка Aston Martin компанией LVMH MOET HENNESSY Louis Vuitton – совершенно другая история. Зачем производителю гламурных luxury-аксессуаров, никогда ранее не интересовавшемуся производством автомобилей, Aston Martin – можно только предполагать. Хорошо, если это просто бизнес и новые владельцы Aston Martin, поставив у руля компании хороший менеджмент, будут заинтересованы лишь в получении прибыли. Случится гораздо хуже, если автомобиль Джеймса Бонда станет аксессуаром гламурных тусовок наряду с сумочками и кошельками от Louis Vuitton. Сейчас 15% акций Aston Martin по-прежнему остаются у концерна Ford, что несколько снижает вероятность принятия неправильных решений, однако основная власть теперь в руках людей, шьющих модные дамские сумочки.

Даже у ребенка отношение к игрушке может быть разное: одни разбирают ее до винтика и потом не могут собрать обратно, другие ставят ее на полочку и любуются много лет, ну а третьи пытаются сделать ее еще лучше. Так что в самом факте того, что олигархи порой воспринимают автомобильные концерны как свои игрушки, в общем-то, ничего плохого нет, главное, чтобы знаменитые марки не становились строчкой в энциклопедии, где напротив года основания указан и год гибели компании. Появится ли вторая дата в истории TVR, Chrysler и Aston Martin, мы узнаем уже скоро.

Николай Загвоздкин