branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Ввоз подержанных иномарок запрещен из-за Евро-2

С введением в Росии экологических норм Евро-2 "вне закона" оказалось большое количество подержанных иномарок...
Ввоз подержанных иномарок запрещен из-за Евро-2
Ввоз подержанных иномарок запрещен из-за Евро-2
Вторичный авторынок в ближайшее время ожидает серьезная фильтрация. Это связано с введением экологических норм "Евро 2" в России. О том, каким иномаркам в Россию ввоз будет перекрыт, можно узнать из таблицы соответствия стандартам, обнародованной Минпромэнерго. Это практически все европейские и американские иномарки старше 10 лет, которые в регионах составляют серьезную долю вторичного рынка . Ужесточение таможенных требований может повлечь за собой удорожание подержанных "старушек". Бизнес региональных перекупщиков под угрозой – переплачивать за супердешевые старые иномарки (от $3 тыс.) покупатели вряд ли станут. Столичные же дилеры уверены, что для иномарок пятнадцатилетней давности на рынке давно нет места.

Экологические стандарты "Евро 2" начали действовать в России. Готовились к этому событию долго, около четырех лет, и вот, наконец, техническим регламентом "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращении на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ" было установлено, что с 22 апреля 2006 года на российский рынок не могут быть выпущены автомобили класса ниже, чем "Евро 2".

Правда, изначально речь шла только о новых автомобилях отечественного и иностранного производства. И если большинство новых иномарок уже соответствуют нормам "Евро 3" и "Евро 4", то отечественные автозаводы все это время постепенно готовились к переходу на "Евро 2". Все это время не было и речи о применении норм "Евро 2" к подержанным иномаркам.

Собственный вторичный автопарк в России пока не очень велик, но есть большой рынок подержанных иномарок из Европы и Америки. Главными портами по ввозу иномарок являются Калининградская область и Приморский край. Как сообщает пресс-служба Правительства Калининградской области, зная о скором введении новых стандартов сертификации, область предусмотрительно сделала запрос в сертификационные органы о необходимости сертификации "Евро 2" для подержанных автомобилей. И в апреле получила от ФТС ответ, где сообщалось, что на бывшие в употреблении автомобильные средства подтверждение экологического класса при ввозе на территорию Российской Федерации не требуется.

До недавнего времени регламент "Евро-2" засчитывался через действующую систему сертификации новых автомобилей путем оформления компаниями-производителями одобрения типа транспортного средства (ОТТС). Для всех остальных автомобилей необходимо было лишь получить подтверждение соответствия – эти документы и являлись основанием для таможенного оформления автомобилей и последующей регистрации в органах ГАИ. Никаких дополнительных бумажек с отметкой "Евро 2" никто с продавцов не требовал.

Однако уже в мае Правительство РФ новым указом обязало автомобильных продавцов (юридических лиц и частных предпринимателей) доказывать, что ввозимая иномарка действительно ответствует стандартам "Евро 2". Обязательным условием при прохождении таможни стало наличие сертификата "Евро 2". При этом никто, включая таможенников, не представлял, как этот сертификат выглядит.

Новые правила прохождения таможни стали настоящим громом среди ясного неба! От разрешения на беспрепятственный ввоз подержанных иномарок до запрета прошло менее месяца! Как раз в течение этого месяца, 18 апреля, в Калининградской области был проведен аукцион на право ввоза на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области восьми тысяч легковых автомобилей в таможенном режиме свободной таможенной зоны до 1 июля текущего года. Но ввоз купленных автомобилей был сразу же блокирован. Имея на руках правительственное постановление, таможенники просто отказывались выдавать ПТС автовладельцам, не имеющим пресловутого сертификата "Евро 2". В итоге на таможне скопилось порядка 5 тыс. автомобилей. Ситуация спровоцировала массовые протесты, а затем и крупную забастовку. Бастующие и поныне требуют приостановления норм "Евро 2" для ввозимых подержанных иномарок.

Поскольку ранее никто в России никогда не занимался определением соответствия автомобиля экологическим стандартам, на таможне возник целый ряд проблем. Дело в том, что сертификат может быть выдан только органами, аккредитованными Ростехрегулированием. На тот момент организации, уполномоченной проводить сертификацию, в Калининградской области не было. Где брать эти сертификаты и как их выдавать, долгое время (10 дней) никто не представлял. Все это время автопродавцы несли огромные убытки.

Запоздалой реакцией властей стало, наконец, обнародование таблицы, которая призвана упростить определение, соответствует ли машина экологическому классу "Евро 2" или нет. Таблица была разработана по заказу Минпромэнерго и ФТС Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ) и Ростехрегулированием. Как пояснил Илья Минкин, заместитель директора технической части НАМИ, в таблице указано, в каких странах и когда законодательно была введена норма "Евро-2", поэтому начиная с этого года выпуска автомобили автоматически считаются сертифицированными и никаких сертификатов и документов к ним уже не требуется. В настоящее время на таможне работают специалисты НАМИ, которые и выдают сертификаты "Евро 2" согласно таблице. По словам И. Минкина, заказ на разработку такой таблицы Ростехрегулирование и ФТС прислали давно. Почему воспользоваться ею власти решили только после массовых волнений, непонятно.

Непоследовательные действия правительства повлекли за собой бурную негативную реакцию. Прежде всего, это может дать импульс для развития коррупции. На продаже достаточно символических сертификатов могут сделать состояние разнообразные фирмы. Уже сегодня прогнозируют цену такой бумажки – около 100 евро. Все эти организационные проблемы растаможки и доплаты делают возню с подержанными иномарками невыгодной для перекупщиков. Участники вторичного авторынка считают, что дело лоббируется заинтересованными структурами российского автопрома.

Как дальше будет развиваться ситуация, пока прогнозировать сложно. Однако события выявили очень четкую тенденцию: люди не только не доверяют правительству, но и утверждаются в мысли, что их просто-напросто совершенно не уважают и даже "душат". По мнению заместителя директора компании "Интерлайн" Алексея Савельева, подобные новшества должны вводиться постепенно: "Нужно подготавливать людей. Опубликовывать информацию, чтобы люди заранее не закупали автомобили, потому что доставка некоторых машин может составлять два месяца".

Новые требования могут сократить рынок подержанных автомобилей в регионах почти наполовину. Между тем иномарки старше 10 лет (80-90-х гг. выпуска) в России имеют свою, достаточно стабильную целевую аудиторию. Участники рынка определяют покупателя такого автомобиля как "человека, который хочет пересесть с "Жигулей", но денег у него хватает только на старый подержанный автомобиль". Такой человек обычно категорически отрицает отечественное качество и дизайн и делает выбор в пользу пусть и дряхлой, но все же иномарки. Целесообразность такого приобретения весьма сомнительна. Тем не менее, в регионах этот продукт пользуется стабильным спросом.

В Москве вторичный рынок ограничивается иномарками возрастом от 3 до 7 лет (средняя таможенная пошлина от 1,5 евро за куб. см). Игроки сходятся во мнении, что смысла везти машины десятилетнего возраста по большому счету нет. "Мы не советуем нашим клиентам покупать автомобили старше 3-7 лет, – говорит директор компании "Первый русский аукцион" Валерий Потапов. – Таможенная пошлина слишком высокая (от 2 до 3 евро за куб. см), покупать такую машину нецелесообразно". С ним согласен и директор по маркетингу и рекламе ТВК "Автогарант" Игорь Кожухов: "Это очень редкие случаи. Если везут машину 80-90-х гг., то это, скорее всего, какой-то раритет".













































































Страна происхождения транспортного средстваГоды выпуска транспортных средств, включительно:
Не соответствующих требованиям технического регламента на момент ввоза в Российскую Федерацию (имеющих экологический класс 1 и ниже)Соответствующих требованиям технического регламента, по экологическим классам
234
Входящая в Европейский Союз,* бензиновые двигателиДо 19961997-20002001-2004С 2005
Входящая в Европейский Союз,* дизелиДо 19961997-20012002-2004С 2005
СШАДо 19931994-20002001-2003С 2004
ЯпонияДо 19971998-20042005-2010С 2011
КанадаДо 20002001-2003С 2004-
ИндияДо 20042005-2009С 2010-
Малайзия, бензиновые двигателиДо 1999С 2000--
КитайДо 2003 С 2004 --
КореяДо 20002001-20022003-2005С 2006
Украина, категория МДо 2005С 2006--
Украина, категория NДо 2006С 2007--

* Примечание: В Европейский Союз входят: Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция и Эстония.


Елена Костякова