Европейские дилеры начали атаку на кошельки россиян
Европейские дилеры начали атаку на кошельки россиян
Статьи 21 марта 2006
Статьи 21 марта 2006
Европейские дилеры начали атаку на кошельки россиян
На российский рынок приходит одна из крупнейших дилерских компаний Европы - Inchcape. Российским дилерам придется потесниться под натиском англичан...
Toyota RAV4 
В ближайшее время российский автомобильный рынок ждут очередные потрясения. Россией заинтересовались не только иностранные автопроизводители, но и зарубежные дилеры. Так, в ближайшее время в Россию со своими капиталами и технологиями придет английская Inchcape plc., один из крупнейших европейских продавцов автомобилей. Хотя компания запускает пока лишь совместный проект, под натиском англичан придется потесниться многим крупным российским дилерам.

Inchcape – это международная компания, специализирующаяся на розничной продаже автомобилей, которая является эксклюзивным импортером и дистрибьютором многих марок. Основными ее партнерами являются: Toyota, Lexus, Subaru, BMW, Premier Automotive Group of Ford (Volvo, Land Rover, Jaguar), Mazda, Mercedes-Benz и Volkswagen. Помимо автомобилей, деятельность Inchcape plc. включает в себя предоставление бизнес услуг, услуг в области электронной коммерции и финансовых услуг.

В партнеры себе в России Inchcape выбрала ГК "Независимость", объектом атаки – рынок автомобилей Toyota. Планы у партнеров весьма серьезные: первоначальные инвестиции СП в проект составят 35 млн. долларов. Российским продавцам Toyota неизбежно придется делиться рынком. Впрочем, появление нового столь сильного игрока только благоприятно скажется на сервисной культуре в целом сегменте.
Inchcape остановила свой выбор на популярном брэнде не случайно. Вот уже три года, как японская марка является лидером среди иномарок, импортируемых в Россию. В 2004-м году она вышла на первое место по общим продажам, а в прошлом году осталась на третьем месте (60,5 тыс. автомобилей в год), уступив Hyundai и Chevrolet. Несмотря на некоторый спад интереса к Toyota в течение последнего года (что вызвано появлением мощной волны новых корейских и китайских игроков), Toyota по-прежнему считается очень перспективным брэндом. В некоторых регионах она уже имеет славу "народной иномарки". Производитель рассматривает российский рынок потребления автомобилей как второй по объему в мире после Китая. И все равно, квоты в прошлом году оказались недостаточными, чтобы удовлетворить спрос.

По словам руководителя отдела маркетинга компании "Ника Моторс Холдинг" Веры Самойловой, в прошлом году объем поставок оказался недостаточным, и спрос на Toyota остался неудовлетворенным. С ней согласен и руководитель отдела по маркетингу компании "Тойота Центр Измайлово" Борис Исаев: "В итоге марка проиграла Hyundai и Chevrolet, которые на тот момент оказались более доступными для потребителя". Планы "Независимости" во многом подкреплены локализацией сборочного производства Toyota в России. Напомним, что в настоящее время завод, где будет собираться Toyota Сamry, строится под Санкт-Петербургом. Открытие назначено на декабрь 2007-го года.

В течение последнего года российский автомобильный рынок подвергся настоящей экспансии корейских и китайских производителей. Основной объем продаж шел за счет автомобилей в ценовом сегменте от 9 до 15 тыс. долларов. Руководство "Независимости" почувствовало необходимость пополнить свое обширное "люксовое" модельное предложение одной из самых популярных марок в России. При этом компания хорошо "подстраховалась": сотрудничество с британцами укрепит позиции российского дилера на отечественном рынке.

Совместное предприятие планирует строительство 2-х новых центров по продажам и обслуживанию автомобилей Toyota в Москве, открытие которых уже намечено на вторую половину 2007-го года. Доли распределятся следующим образом: 51% акций будет принадлежать Inchcape plc. и 49% - "Независимости". На начальном этапе СП планирует инвестировать в проект около 35 млн. долларов. Таким образом, группа вовсю стремится продемонстрировать серьезность своих намерений.

То, что Toyota сегодня является "лакомым кусочком", чувствуют многие игроки. На московской площадке работает всего 7 крупных дилеров: сеть официальных дилерских центров Toyota СП "Бизнес Кар" ("Тойота Центр Битца", "Тойота Центр Серебряный Бор", "Тойота Центр Лосиный остров"), а также "Тойота Центр Кунцево", "Тойота Центр Отрадное", "Тойота Центр Измайлово", "Тойота Центр Шереметьево". Так, руководство ГК "Независимость", проанализировав рынок, пришло к выводу, что на юго-востоке и юго-западе Москвы пока есть все возможности для развития этого направления. Расширение по Toyota планируют и другие дилеры. В прошлом году компания "Бизнес Кар" заявила о том, что намерена инвестировать $ 75 млн. в пять новых центров марок Toyota и Lexus.

Еще одним претендентом на дилерство перспективной марки является не менее крупный, нежели "Независимость", игрок - ГК "Рольф". В начале 2006-го года "Рольф" объявил о том, что решил серьезно расширить свое присутствие на российском рынке. В 2005-м году компания вышла на первое место среди дилеров в общем объеме продаж, благодаря своему бестселлеру Mitsubishi Lancer (от $ 14,5 тыс.). Сегодня, в связи с активным насыщением рынка корейскими автомобилями, спрос на эту марку начинает стагнировать. Дело в том, что Mitsubishi - марка, традиционно занимающая нишу "выше среднего" в ценовом диапазоне от $30 000 до 45 000. Все модели, за исключением Lancer, пользуются стабильным, но небольшим спросом. Тем не менее, "Рольф" уже анонсировал планы по созданию еще 60-ти дилерских центров по всей территории России. Помимо Mitsubishi, группа компаний "Рольф" продает автомобили марок Ford, Mazda, Audi, Hyundai. В начале 2006-го года к ним присоединились Mercedes и Peugeot. В настоящее время "Рольф", по информации Autonews.ru, пытается получить дилерство популярной марки Toyota. Как рассказал генеральный менеджер компании "Рольф Холдинг" Валерий Тараканов, компания целенаправленно продолжит расширять свой портфель брэндов, который к 2008-му году планирует увеличить свое предложение до 13 марок.

Однако, удастся ли "Рольфу" получить дилерство по "японке", пока неизвестно. Как рассказала пресс-атташе российского представительства "Тойота Мотор" Татьяна Русакова, несмотря на то, что с "Независимостью" формально еще ведутся переговоры и продолжается "подготовительный период", вопрос практически решен. О том, как продвигаются переговоры с "Рольфом", в представительстве комментировать отказались. В.Тараканов также отказался комментировать данный вопрос, пока не будут подписаны конкретные документы. "Для "Рольфа" важно суметь договориться с представительством, - говорит Б.Исаев. - Уже в этом году произойдет всплеск спроса на Toyota, поскольку на рынке появляются сразу три новые модели: обновленные Toyota RAV4 и Toyota Yaris (они уже поступили в продажу), а также обновленная Toyota Camry".

Участники рынка сошлись во мнении, что появление новых игроков, безусловно, может сказаться на рынке. Как заявил Аutonews.ru пресс-секретарь компании "Бизнес Кар" Роман Скульский, появление на площадке новых участников "пойдет только на пользу рынку, и будет способствовать формированию более эффективной системы обслуживания клиентов". С ним согласен и директор по продажам "Тойота Центр Кунцево" Алексей Смирнов: "Исчезновения каких-то игроков вряд ли можно ожидать, но в борьбе за клиента автосалоны неизбежно придут к совершенствованию сервиса". Впрочем, оттока значительной части клиентов, по мнению A.Смирнова, все равно не избежать.

Елена Костякова
Комментарии