branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

MG Rover больше не существует

В эпопее с банкротством одного из самых знаменитых английских автопроизводителей MG Rover, похоже, можно ставить точку...
MG Rover больше не существует
MG Rover больше не существует
В эпопее с банкротством одного из самых знаменитых английских автопроизводителей MG Rover, похоже, можно ставить точку. Купившая Rover с потрохами китайская Nanjing Automobile, еще недавно утверждавшая, что производство на заводе возобновится в скором времени, забрала с завода все оборудование. Представители компании говорят, что к 2007 году на заводе будет установлено новое оборудование, и производство будет налажено, однако по неофициальным данным, китайцы намерены начать производство у себя на родине. Как ни обидно, но знаменитая марка пополнила список легендарных призраков автомобильного мира.

За свою столетнюю историю, с 1904 года, компания Rover произвела почти 15 млн. транспортных средств. Она была последним независимым британским автопроизводителем серийных автомобилей. У Rover последние лет 20 было две проблемы: низкое качество автомобилей и устаревший модельный ряд. Каждый новый хозяин, а их у компании с 1985 года было штук пять, конечно, желал поправить положение, но всякий раз выкидывал белый флаг. Последняя фирма, которая хоть как-то пыталась бороться, стала BMW. Однако и она, промучавшись 6 лет и сумев наладить производство всего лишь одной новой модели (зато очень красивой – Rover 75), продала MG Rover английскому консорциуму за символические 10 фунтов. Новым владельцам MG Rover удалось снизить ежегодные убытки с 1,5 млрд. долларов в 1999 году до 144 млн. долларов в 2003 году. Но выйти хотя бы на уровень нулевой рентабельности английская компания так и не смогла – Rover продает слишком мало автомобилей. Продажи Rover постоянно падали все ниже и ниже – со 145 тыс. в 2002 до 116 тыс. в 2003 году. В январе-феврале 2005 года англичанам удалось продать в Европе 13 тыс. машин.

В апреле этого года управление банкрота MG Rover в Лонгбридже было передано аудиторской компании, и завод был законсервирован, а несколько тысяч человек потеряли работу. На предприятии осталась лишь небольшая группа квалифицированных рабочих, которые за лето должны были собрать незаконченные автомобили. MG Rover могла бы быть спасена, однако неуверенная политика внешнего управляющего – компании PricewaterhouseCoopers – привели к безвременной кончине самобытной марки.

В это время PricewaterhouseCoopers отчаянно искала покупателя. Интерес к марке был огромным, похоже, за один только брэнд MG Rover инвесторы готовы были идти на безумные траты. PwC же никак не могла определиться, кому же отдать нелюбимую «падчерицу».

На компанию в разное время претендовали китайская корпорация Shanghai Automotive Corp. (SAIC), бывший босс европейского отделения Ford Мартин Лич, SAIC и Мартин Лич в консорциуме (консорциум из трех предпринимателей при поддержке таиландских спонсоров). Хотя фаворитом считалась SAIC, завод в результате был продан Nanjing Automobile.

Выбор в пользу Nanjing был сделан при непосредственном посредничестве Pricewaterhouse. Предложение SAIC осталось без внимания. Различия в предложениях между претендентами сводились к тому, что SAIC намеревалась купить только производство двигателей с переводом его в Китай, а также обеспечить работой 1600 инженеров MG Rover в Великробритании. Со временем SAIC обещала возродить выпуск Rover 75 в Великобритании, в том числе из китайских комплектующих, и создать в Великобритании в общей сложности около 3000 рабочих мест.

Nanjing с самого начала был ориентирован на покупку всех подразделений MG Rover и возрождение производства автомобилей на британских заводах. Обещание Nanjing о создании 2000 рабочих мест несколько разочаровало представителей профсоюзов, которые ориентировались на более впечатляющую цифру, предложенную SAIC, однако PwC рассудила по-другому.

Но и новым китайским хозяевам Rover принес одни лишь хлопоты. Оказалось, что права на производство были проданы SAIC, и Nanjing, имея оборудование компании, не могла их производить. Однако в печальной истории о банкротстве MG Rover не все оказались проигравшими. Кому-то, а именно администраторам банкрота, PricewaterhouseCoopers, очень даже повезло.

Аудиторы выставили кредиторам MG Rover счет на 9,7 млн. евро за проделанную работу. Сюда входит также и 1,48 млн. евро за подразделение Powertrain, производящее двигатели. PwC объясняет такую немалую выставленную сумму «большим объемом и сложностью работы» и говорит при этом, что сами кредиторы получат не более 3% из суммы долга.

Примеру PwC последовала компания, нанятая министерством торговли и промышленности Великобритании для расследования по делу MG Rover: она потребовала за свои услуги неслыханные деньги – 17 тыс. 768 евро в день.

А пока различные «близкие» делят имущество MG Rover, последний автомобиль этой марки нашел свое пристанище в музее Фонда автомобильной истории Великобритании. Компания, создавшая первый велосипед и сотворившая в 70-е такой феномен как Mini, безусловно, заслуживала лучшей участи.

Алексей Лаврухин