Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
Volkswagen дозрел до России
Volkswagen дозрел до России
Статьи 28 ноября 2005
Статьи 28 ноября 2005
Volkswagen дозрел до России
Уже в ближайшее время крупнейший европейский автомобильный концерн может наконец-то решиться на создание в России сборочного производства...
Volkswagen дозрел до России 
Российское правительство, похоже, нашло еще одно русло вливаний в отечественный автопром. По заявлению главы Минэкономразвития Германа Грефа, речь идет о строительстве завода в России давно колебавшимся с принятием решения немецким Volkswagen AG. По его словам, в ходе недавних встреч с представителями концерна последние сообщили, что Volkswagen начнет инвестировать в российскую экономику. К строительству завода, по словам Г.Грефа, немцы приступят уже в следующем году.

Впрочем, как выяснилось, дела обстоят не так гладко. Представитель Volkswagen AG Хартвиг фон Засс (Hartwig von Sass) подтвердил в беседе с Autonews.ru факт переговоров с российским правительством об организации сборки своих авто на территории страны. «Однако пока никаких конкретных решений принято не было», — сказал г-н Засс, добавив, что наиболее вероятным вариантом для участия немцев в российском автопроизводстве является строительство завода с нуля, а не организация совместного с одним из отечественных заводов предприятия.

Как сообщил Autonews.ru источник в Минпромэнерго, утвержденный правительством так называемый режим промышленной сборки автомобилей на территории РФ оговаривает все условия, на которых иностранцы могут получить льготы. Причем льготы эти едины для всех заинтересованных иностранных концернов и какие-либо дополнительные преференции не предусматриваются. Однако, сетует собеседник Autonews.ru, похоже, потенциальные инвесторы ожидают от правительства большего, хотя пошлины на отдельные группы комплектующих и без того снижены до нуля. «У нас все изъявляют желание организовать в России сборку, а строят заводы китайцы», — не без иронии отмечает собеседник, ссылаясь на новосибирский и бийский проекты компаний Chery и Xinkai.

Напомним, постановление правительства от 29 марта 2005 г. N166 «О внесении изменений в таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки» и закон N116-Ф3 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» предусматривают для автопроизводителей, использующих режим промышленной сборки, наряду с поблажками ряд ограничений по объемам сборки и срокам локализации производства комплектующих.

Между тем, согласно ранней информации, немецкий концерн планировал создать сборочное производство в подмосковном Ступино. Как заявлял глава концерна Бернд Пишетсридер (Bernd Pischetsrieder), в России планировалось организовать сборку достаточно дорогих автомобилей, таких как компактвэн Touran, т.к. по мнению Б.Пишетсридера, смысла в организации сборки в России дешевой модели нет.

Впрочем, по обнародованным компанией «АСМ-Холдинг» данным, Volkswagen планирует инвестировать в Россию около 330 млн. евро и создать здесь сборочное производство мощностью до 150 тыс. автомобилей. По данным аналитиков, речь идет о ежегодном производстве до 80 тыс. автомобилей Volkswagen Gol/Pointer и около 40 тыс. автомобилей на новой платформе PQ35, которая дала жизнь таким моделям как Volkswagen Golf V, Audi A3 и Skoda Octavia.

По некоторым источникам, зарезервированные Volkswagen под строительство завода в подмосковном Ступино земли оказались непригодными для немцев из-за невозможности создания здесь так называемой особой экономической зоны (ОЭЗ). Ранее источники сообщали, что в строительство конвейера в Подмосковье по сборке Volkswagen Bora/Jetta, Skoda Octavia, а также нового VW Polo, немецкий концерн намерен был инвестировать 30 млн. евро. Формальная причина отказа в содействии Volkswagen со стороны Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами — отсутствие «необходимых для заявки» бумаг, подтверждающих, что производители автокомпонентов собираются работать в ОЭЗ. Напомним, помимо низких налогов и пошлин ОЭЗ могла бы обеспечить немцам требуемую по 116-му постановлению локализацию производства. На «помощь» крупнейшему европейскому концерну готов прийти Татарстан, который обладает ОЭЗ и с радостью предоставит земли под завод Volkswagen. Однако размещение производства в этой республике не очень выгодно для Volkswagen с точки зрения логистики – слишком велики будут расходы на доставку в Татарстан комплектующих и транспортировку готовой продукции в Москву и Санкт-Петербург, которые пока поглощают автомобили с угрожающей скоростью.

С другой стороны, очевидно, что к инвестициям в Россию не готов и сам Volkswagen. Как заявил на одной из своих пресс-конференций руководитель российского подразделения чешской Skoda, входящей в группу Volkswagen AG, создание сборочного производства в нашей стране возможно лишь в случае увеличения продаж марки на российском рынке до 30-40 тыс. автомобилей в год. Между тем, прогнозы российских продаж немцев на текущий год не превышают 12 тыс. авто. Не стоит забывать опыт соседей - на Украине в первом полугодии текущего года продано лишь 4 540 Octavia и Fabia всех модификаций (кроме 4х4, и Superb). Однако это не помешало созданию в этой республике сборочного производства – ЗАО «Еврокар» собирает не только автомобили Skoda, но и Volkswagen с Audi, и собирается расширяться дальше. При этом, сборочное производство компании размещено как раз в особой экономической зоне - ОЭЗ «Закарпатье».

Быстро растущий отечественный рынок иномарок, с одной стороны, и ухудшающиеся, или стагнирующие, продажи иностранцев на прочих рынках, с другой, все же заставят иностранцев перебросить производство на российские просторы, отмечают эксперты. Так уже после долгих раздумий поступил японский концерн Toyota, приняв решение о строительстве завода под Санкт-Петербургом из-за натиска хорошо устроившихся в нашей стране корейцев. Хотя еще год назад представители Toyota заявляли об удовлетворительном импорте и последующих продажах готовых автомобилей этой марки.

Практически все западные автопроизводители имеют интересы по организации сборки/производства своих автомобилей в нашей стране. Однако с одной стороны, в России все еще либеральные ввозные пошлины на готовые иномарки (на сегодняшний день — 25%). Китайское правительство вводило в своей время даже 200-процентные таможенные барьеры для иностранцев, дабы привлечь их средства в местный автопром. С другой — четко прописанные на бумаге условия беспошлинного ввоза в страну компонентов для дальнейшей промышленной сборки иномарок еще не панацея от злокачественной опухоли на теле отечественного автопрома в виде стагнирующих местных автозаводов. Спешно принятые поблажки для иностранцев необходимо перевести еще на доступный им, равно как и прочим разумным участникам международного авторынка, язык. К примеру, исключив из этого языка понятие «подержанные иномарки».

Артур Саруханов
Комментарии