branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Volkswagen дозрел до России

Уже в ближайшее время крупнейший европейский автомобильный концерн может наконец-то решиться на создание в России сборочного производства...
Volkswagen дозрел до России
Volkswagen дозрел до России
Российское правительство, похоже, нашло еще одно русло вливаний в отечественный автопром. По заявлению главы Минэкономразвития Германа Грефа , речь идет о строительстве завода в России давно колебавшимся с принятием решения немецким Volkswagen AG. По его словам, в ходе недавних встреч с представителями концерна последние сообщили, что Volkswagen начнет инвестировать в российскую экономику. К строительству завода, по словам Г.Грефа, немцы приступят уже в следующем году.

Впрочем, как выяснилось, дела обстоят не так гладко. Представитель Volkswagen AG Хартвиг фон Засс (Hartwig von Sass) подтвердил в беседе с Autonews.ru факт переговоров с российским правительством об организации сборки своих авто на территории страны. «Однако пока никаких конкретных решений принято не было», — сказал г-н Засс, добавив, что наиболее вероятным вариантом для участия немцев в российском автопроизводстве является строительство завода с нуля, а не организация совместного с одним из отечественных заводов предприятия.

Как сообщил Autonews.ru источник в Минпромэнерго, утвержденный правительством так называемый режим промышленной сборки автомобилей на территории РФ оговаривает все условия, на которых иностранцы могут получить льготы. Причем льготы эти едины для всех заинтересованных иностранных концернов и какие-либо дополнительные преференции не предусматриваются. Однако, сетует собеседник Autonews.ru, похоже, потенциальные инвесторы ожидают от правительства большего, хотя пошлины на отдельные группы комплектующих и без того снижены до нуля. «У нас все изъявляют желание организовать в России сборку, а строят заводы китайцы», — не без иронии отмечает собеседник, ссылаясь на новосибирский и бийский проекты компаний Chery и Xinkai.

Напомним, постановление правительства от 29 марта 2005 г. N166 «О внесении изменений в таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки» и закон N116-Ф3 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» предусматривают для автопроизводителей, использующих режим промышленной сборки, наряду с поблажками ряд ограничений по объемам сборки и срокам локализации производства комплектующих.

Между тем, согласно ранней информации, немецкий концерн планировал создать сборочное производство в подмосковном Ступино. Как заявлял глава концерна Бернд Пишетсридер (Bernd Pischetsrieder), в России планировалось организовать сборку достаточно дорогих автомобилей, таких как компактвэн Touran, т.к. по мнению Б.Пишетсридера, смысла в организации сборки в России дешевой модели нет.

Впрочем, по обнародованным компанией «АСМ-Холдинг» данным, Volkswagen планирует инвестировать в Россию около 330 млн. евро и создать здесь сборочное производство мощностью до 150 тыс. автомобилей. По данным аналитиков, речь идет о ежегодном производстве до 80 тыс. автомобилей Volkswagen Gol/Pointer и около 40 тыс. автомобилей на новой платформе PQ35, которая дала жизнь таким моделям как Volkswagen Golf V, Audi A3 и Skoda Octavia.

По некоторым источникам, зарезервированные Volkswagen под строительство завода в подмосковном Ступино земли оказались непригодными для немцев из-за невозможности создания здесь так называемой особой экономической зоны (ОЭЗ). Ранее источники сообщали, что в строительство конвейера в Подмосковье по сборке Volkswagen Bora/Jetta, Skoda Octavia, а также нового VW Polo, немецкий концерн намерен был инвестировать 30 млн. евро. Формальная причина отказа в содействии Volkswagen со стороны Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами — отсутствие «необходимых для заявки» бумаг, подтверждающих, что производители автокомпонентов собираются работать в ОЭЗ. Напомним, помимо низких налогов и пошлин ОЭЗ могла бы обеспечить немцам требуемую по 116-му постановлению локализацию производства. На «помощь» крупнейшему европейскому концерну готов прийти Татарстан, который обладает ОЭЗ и с радостью предоставит земли под завод Volkswagen. Однако размещение производства в этой республике не очень выгодно для Volkswagen с точки зрения логистики – слишком велики будут расходы на доставку в Татарстан комплектующих и транспортировку готовой продукции в Москву и Санкт-Петербург, которые пока поглощают автомобили с угрожающей скоростью.

С другой стороны, очевидно, что к инвестициям в Россию не готов и сам Volkswagen. Как заявил на одной из своих пресс-конференций руководитель российского подразделения чешской Skoda, входящей в группу Volkswagen AG, создание сборочного производства в нашей стране возможно лишь в случае увеличения продаж марки на российском рынке до 30-40 тыс. автомобилей в год. Между тем, прогнозы российских продаж немцев на текущий год не превышают 12 тыс. авто. Не стоит забывать опыт соседей - на Украине в первом полугодии текущего года продано лишь 4 540 Octavia и Fabia всех модификаций (кроме 4х4, и Superb). Однако это не помешало созданию в этой республике сборочного производства – ЗАО «Еврокар» собирает не только автомобили Skoda, но и Volkswagen с Audi, и собирается расширяться дальше. При этом, сборочное производство компании размещено как раз в особой экономической зоне - ОЭЗ «Закарпатье».

Быстро растущий отечественный рынок иномарок, с одной стороны, и ухудшающиеся, или стагнирующие, продажи иностранцев на прочих рынках, с другой, все же заставят иностранцев перебросить производство на российские просторы, отмечают эксперты. Так уже после долгих раздумий поступил японский концерн Toyota, приняв решение о строительстве завода под Санкт-Петербургом из-за натиска хорошо устроившихся в нашей стране корейцев. Хотя еще год назад представители Toyota заявляли об удовлетворительном импорте и последующих продажах готовых автомобилей этой марки.

Практически все западные автопроизводители имеют интересы по организации сборки/производства своих автомобилей в нашей стране. Однако с одной стороны, в России все еще либеральные ввозные пошлины на готовые иномарки (на сегодняшний день — 25%). Китайское правительство вводило в своей время даже 200-процентные таможенные барьеры для иностранцев, дабы привлечь их средства в местный автопром. С другой — четко прописанные на бумаге условия беспошлинного ввоза в страну компонентов для дальнейшей промышленной сборки иномарок еще не панацея от злокачественной опухоли на теле отечественного автопрома в виде стагнирующих местных автозаводов. Спешно принятые поблажки для иностранцев необходимо перевести еще на доступный им, равно как и прочим разумным участникам международного авторынка, язык. К примеру, исключив из этого языка понятие «подержанные иномарки».

Артур Саруханов