Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Перезапуск проекта при поддержке Volvo
Autonews
Перезапуск проекта
при поддержке Volvo
Статьи

Рынок ОСАГО не досчитается очередных игроков

Рынок ОСАГО в ближайшее время могут покинуть несколько крупных страховых компаний. К пяти покинувшим его ранее страховщикам могут присоединиться еще столько же. Между тем, отведенных для выплат по страховым случаям отошедших от дел компаний резервного фонда Российского союза автостраховщиков может на всех не хватить...
Автосервисы
Autonews
Искать больше не нужно.
Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис
Рынок ОСАГО в ближайшее время могут покинуть несколько крупных страховых компаний. К пяти покинувшим его ранее страховщикам могут присоединиться еще столько же. Между тем, отведенных для выплат по страховым случаям отошедших от дел компаний резервного фонда Российского союза автостраховщиков может на всех не хватить.

После вступления в силу в июле 2003 года закона «Об обязательном страховании автогражданской ответственности» автогражданка, похоже, заработала по полной. Различные ведомства, так или иначе связанные со страховым рынком, не устают рапортовать о растущих убытках страховщиков.

Так, согласно одному из последних подобных вступлений замдиректора Департамента финансовой политики Минфина Веры Балакиревой, уровень убыточности компаний превышает 77%. Напомним, этот показатель является предельным, поскольку по закону об ОСАГО 23% от суммы страховых взносов отводится страховщикам на расходы, связанные с ведением их дел. Иными словами, за этой гранью компании остается лишь сводить концы с концами.

Между тем, за последние полгода пяти компаниям на этот счет беспокоиться уже не о чем. Лицензии на проведение страховой деятельности были отозваны у «Авеста», Западно-Сибирской транспортной компании, «Доверия», Евро-Азиатской страховой компании, Страхового общества содружества независимых государств. А деятельность еще трех — «Промэнергоресурс», ФСО «Cтоличное» и «Урал-Рецепт» — была приостановлена.

Теперь перед клиентами почивших компаний суждено отдуваться Российскому союзу автостраховщиков (РСА) из средств созданного им резервного фонда. Напомним, согласно уставу РСА все его члены (сегодня около 165 компаний) отчисляют в резервный фонд (для выплат по полисам обанкротившихся страховщиков) 1% из собираемых по ОСАГО премий и еще 2% — в так называемый компенсационный фонд (для выплат по ДТП, виновник которого скрылся или не застрахован). По состоянию на 1 сентября в резерве РСА насчитывалось около 1,1 млрд. рублей. При этом более 9 млн. рублей было выплачено Союзом до сих пор по 208 требованиям пострадавших от клиентов обанкротившейся пятерки, из них почти 8 млн. рублей по 181 требованию бывших клиентов «Авеста».

По данным РСА, средний объем возмещения по каждому делу составляет 28-30 тыс. руб. Таким образом, общая сумма по находящимся в РСА 3300 делам достигает 100 млн. рублей. Но помимо канувших в лету страховщиков на подходе еще около пяти-шести компаний из Москвы, Екатеринбурга, Челябинска, Ростова-на-Дону и Тюменской области, которые в первом полугодии текущего года продали около 170 000 полисов ОСАГО, а в целом уровня допустимой убыточности достигли 23 из 165 российских страховых компаний, занимающихся автогражданкой. А по ранним прогнозам главы Федеральной службы страхового надзора Ильи Ломакина-Румянцева через 2-3 года на рынке останется не более 15 компаний-страховщиков.

Учитывая тот факт, что парламентарии и правительство, и без того сносившие до сих пор шквал недовольства со стороны СМИ и рядовых граждан, категорически открещиваются от идеи пересмотра тарифов по автогражданке, в РСА, по словам заместителя исполнительного директора Союза Андрея Батуркина, кинулись рассматривать всевозможные варианты развития событий. Например, для обеспечения выплат по счетам обанкротившихся страховщиков возможно объединение резервного и компенсационного фондов (последний накопил уже более 2 млрд. рублей).

Такие инициативы РСА еще необходимо подкрепить законодательно, а для разработки и согласования новых законопроектов необходимо время, которого у находящихся на грани страховщиков попросту нет. Между тем впереди — богатый авариями зимний сезон. Поэтому холодные ветра с улиц скоро проникнут в резервные карманы страхового сообщества, а уж как долго им там предстоит гулять, неизвестно.

Артур Саруханов