branding imagebranding image
Autonews
Новости
Подписаться на Telegram-канал

ОСАГО становится все более убыточным для страховщиков

ОСАГО становится все более убыточным: в Санкт-Петербурге в этом бизнесе останутся 6-7 компаний. Такие выводы и данные приводились сегодня, 27 октября, в ходе заседания круглого стола: "ОСАГО: выплаты, рентабельность, потенциальная реорганизация рынка"...
ОСАГО становится все более убыточным для страховщиков
ОСАГО становится все более убыточным: в Санкт-Петербурге в этом бизнесе останутся 6-7 компаний. Такие выводы и данные приводились сегодня, 27 октября, в ходе заседания круглого стола: "ОСАГО: выплаты, рентабельность, потенциальная реорганизация рынка".

Так, директор имущественного страхования АСК-Петербург Юрий Берхман заявил: "Средний показатель убыточности ОСАГО сейчас составляет 60-65%. Ситуация вызвана рядом причин: инфляцией при сохранении ставок тарифов; использованием многими компаниями системы бонусов и малой вероятностью существенного улучшения дорожной обстановки. По нашей компании средний размер убытка составляет 20-25 тыс. руб. с тенденцией роста к верхней границе. Наибольший рост убыточности ОСАГО отмечен по договорам страхования пассажирских автотранспортных средств, такси и так далее. Если ничего не изменится в сложившейся ситуации на рынке ОСАГО в Санкт-Петербурге и Ленобласти, то через несколько лет страховщиков перестанет интересовать этот бизнес". Главные убытки страховщикам, по словам Ю.Берхмана, приносят водители со стажем до 3-х лет . При этом, чем старше молодой водитель, тем выше убыточность, то есть начинающий водитель преклонного возраста чаще попадает в ДТП, чем молодой «чайник». Ю.Берхман назвали и наиболее "рисковые группы автомобилей": чаще в ДТП попадают (приносят убыток) маломощные автомобили отечественного производства.

С настороженностью к росту объемов сбора по ОСАГО относятся и в СК "Русский Мир". Начальник управления Андрей Знаменский привел данные: "За 9 месяцев 2005г. мы собрали 754 млн. руб., объем выплат составил 309 млн. руб. и 22 млн. руб. - возврат средств по расторгнутым договорам. Прирост сборов составил почти 80%, но мы относимся к этому осторожно, стараясь сохранять долю ОСАГО до 30%". Представитель "Русского Мира" пояснил причину самоограничения на этом сегменте рынка: "В России ОСАГО сейчас является очень рискованным видом страхования. Достаточно вспомнить, что уже 5 компаний ушли с рынка, включая две компании из Санкт-Петербурга. Сейчас отзываются лицензии еще у двух компаний (Н.Новгород и Москва). Главное, наверное, в том, чтобы не допускать скандального ухода несостоявшихся компаний с рынка ОСАГО". По мнению А. Знаменского, сейчас собственные расходы страховых компаний в ряде случаев превышают установленную законом планку в 20%. Как следствие, небольшие компании уходят с рынка. В этой ситуации со стороны государственных служб необходим более жесткий контроль за ними. "Если в Москве ряд компаний предлагает полисы ОСАГО с процентами возврата суммы - значит, речь идет о фирмах-однодневках", уверен представитель "Русского Мира". По его прогнозу, в ближайшие годы в Санкт-Петербурге из местных страховых компаний (без учета филиалов крупных федеральных структур) на рынке ОСАГО останется 6-7 компаний. "Это будет цивилизованно, бремя этого рынка основательно, и его вынесут не все", резюмировал А.Знаменский.

Представитель СГ "Спасские ворота" Любовь Печеркина, в свою очередь, отметила рост сборов по ОСАГО за счет комбинированных продуктов. По ее словам, "Спасские ворота" в целом по России имеют показатель убыточности в 54,3%, по Северо-Западу этот показатель составляет около 40%. Средняя сумма выплат составляет 20-25 тыс. руб. "Это нас устраивает, но надо думать о будущем", отметила Л.Печеркина.

Законодательные ограничения прибыльности бизнеса на ОСАГО доказывал и начальник управления автострахования СК "Альфа страхование" Игорь Ясногородский: "Закон разрешает компаниям использовать на собственные нужды 5% от сборов по ОСАГО, они полностью уходят на сервис этого бизнеса. Коллеги уже отмечали все затраты. Добавлю, что обыватели и журналисты, рассуждающие о, якобы, "большой прибыльности ОСАГО", забывают о выплатах в бюджет и разные фонды (23% от сборов) и о необходимом резерве на последующие выплаты (до 25%)". По его мнению, предел для ОСАГО в страховом портфеле компании составляет до 20%.

Рост обращений пострадавших в 3 раза отметил в ходе заседания представитель крупнейшей на рынке ОСАГО региона страховой компании "Росгосстрах Северо-Запад" Дмитрий Синишев. По предварительным, данным убыточность ОСАГО для этой компании в 2005г. составит около 50% (в 2004г. - 30%). Д.Синишев также поддержал мнение коллег: "Иллюзия прибыльности этого бизнеса исчезла. Ряд компаний ушел с рынка. Их уход - это нормальное явление, но не добавляет оптимизма форма ухода: исчезают бланки договоров, которые теперь, вероятно, появятся на вторичном рынке". Л.Синишев сделал прогноз: "Пик выплат по ОСАГО еще впереди. Число банкротств на нашем рынке будет расти, но надеюсь, что процесс ухода станет цивилизованным". По его словам, "не надо ждать революционных изменений: действующие тарифы ОСАГО и прочее просуществует еще долго". Представитель Росгосстраха привел предварительные данные по компании: за 9 месяцев 2005г. рост выплат составил 134%; по Санкт-Петербургу и Ленобласти за этот период оформлено 9 тыс. 116 дел (за аналогичный период 2004г. - около 7 тыс. случаев). В целом по России из 165 компаний, работающих на рынке ОСАГО, почти 20 региональных фирм имеют 73% убыточности. Следовательно, предстоит, в первую очередь, менять региональные коэффициенты. "По итогам 2005г. будут более точные данные, но точно знаю, что снижения тарифов ОСАГО не может быть", резюмировал представитель Росгосстраха.

Заседание завершилось еще одной небольшой дискуссией. Журналист попросил представителя "Генеральной страховой компании" прокомментировать явное несоответствие: большинство участников рынка сохраняют долю ОСАГО до 30%, а у этой компании показатель составляет 67%. В ответ заявлено, что «специальных нормативов на этот счет не существует». Вероятно, каждая компания самостоятельно выбирает степень риска для развития бизнеса.