Падение рубля, 10 мар 2020, 17:14

Нефть резко подешевела, а бензин — нет. Почему так происходит?

После обвала стоимости нефти тонна бензина на бирже подешевела на 2000 рублей. Эксперты объяснили, что дешевого топлива россиянам все равно ждать не стоит, и спрогнозировали, что цены на бензин, наоборот, вырастут
Читать в полной версии
Фото: Christophe Gateau / dpa / Global Look Press

Произошедший 9 марта обвал на рынках привел к тому, что цена на нефть Brent падала ниже уровня $32 баррель, цена нефти марки WTI — ниже $30. Это произошло из-за новостей о том, что сделка ОПЕК+, ограничивающая добычу нефти, перестанет действовать с 1 апреля. Россия не согласилась с предложением Саудовской Аравии ограничить добычу на дополнительные 1,5 млн барр. в сутки. Сейчас цены на нефть отскочили до $36 за баррель, но, как заявил глава Минэнерго Александр Новак, восстановление котировок нефти займет несколько месяцев.

Тем временем президент США Дональд Трамп в своем Twitter отметил, что сложившаяся ситуация благоприятна для потребителей, поскольку цены на бензин должны снизиться. Российские автомобилисты также понадеялись, что увидят более низкие цены на АЗС и до последнего старались не заправляться. Но зря: ведущие эксперты и аналитики отрасли объяснили, почему топливо в России будет дорожать при любом раскладе.

Цены на топливо не привязаны к нефти

Снижение цен на бензин в России из-за падения цен на нефть невозможно, поскольку розничные цены на дизельное топливо и бензин практически не привязаны к стоимости нефти, объяснил аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов в беседе с Autonews.ru. По его оценке, доля стоимости сырья в цене на топливо в России составляет не более 7%.

«Если мы посмотрим на структуру стоимости одного литра АИ-95 в рознице, то обнаружим, что 3/4 стоимости (порядка 72%) формируют заложенные в нее государственный акциз, НДС и расходы на уплату НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых), — рассуждает Антонов. — Вычитаем так же расходы нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) на переработку, транспортировку, логистику, прибыль трейдеров и операторов АЗС. В итоге выходит, что стоимость сырья, в зависимости от текущих котировок, с 2019 года не превышает 7%».

Эксперт предполагает, что текущее падение нефти на мировом рынке теоретически могло бы привести к снижению цен на бензин в пределах 2%. Однако сомневается, что это произойдет. Антонов считает нефтепереработку в России проблемной отраслью, «которая до 2019 года существует за счет многомиллиардных субсидий, а начиная с 2019 года — за счет демпфирующих надбавок».

«Текущие цены на нефть сдерживаются новым механизмом компенсаций со стороны государства и неформальными договоренностями с ним. В итоге участники рынка корректируют оптовые и розничные цены так, чтобы это оказывало минимальное давление на темпы инфляции, — говорит Антонов. — Стоит ли объяснять, что возможность получить дополнительную прибыль в условиях подешевевшей нефти вряд ли будет ими упущена. Но ни о каких сверхприбылях речь не идет. Ведь сама по себе нефть не оказывает существенного влияния на себестоимость литра топлива в опте или тем более рознице».

Фото: Allexander Makarov / Russian Look

Эксперт уточняет, что, проходя по цепочке от скважины до пистолета в топливном баке, топливо дорожает не из-за скачущих котировок на мировом рынке, а из-за роста расходов всех участников этой цепочки. «Эти расходы, надо полагать, вырастут в связи с очередным мощнейшим витком девальвации рубля, смягчающей последствия 30-процентного обвала для добывающих компаний», — прогнозирует аналитик.

Топливо подорожает, если страны не договорятся

Текущая ситуация на сырьевом и валютном рынках может сохраниться в течение несколько недель или даже месяцев. Тогда бензин и дизель в рознице не только не подешевеют, но и вырастут в цене на 2–4% еще до начала мая. «Это возможно, если к тому времени Москва и Эр-Рияд не придут к согласию», — говорит Антонов.

По его мнению, государство будет прикладывать все силы, чтобы сдерживать цены на топливо. Наиболее активно это будет происходить в случае с дизелем, поскольку неблагоприятная ситуация на рынке совпала по времени с началом сельскохозяйственного сезона.

«Аграрии рискуют оказаться в очень сложной ситуации, которая уже во второй половине года может вылиться в существенный скачок инфляции: дополнительные расходы на солярку заложат в стоимость сезонных овощей и фруктов уже летом, а осенью поднимут цены на зерновые, масличные и прочие культуры», — уточнил эксперт.

Бензин в России будет только дорожать

Руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов назвал типичной ситуацию, в которой в нефтедобывающих странах и странах-экспортерах цена на бензин не падает вслед за нефтью. Дело в том, что внутренние цены на бензин субсидирует государство. Так происходит и в России.

«Цены на топливо, которые мы сейчас видим на заправочных станциях, субсидируются. Из-за такой схемы получается, что рентабельность у игроков невысокая, — объясняет Баженов Autonews.ru. — Рынок зажат в регуляторные тиски. С одной стороны, мы имеем высокие акцизы, которые давят на нефтепереработку. С ними помогают справляться только различные демпферы и субсидирование. С другой стороны, есть розница, которая не может работать по принципу свободного ценообразования — цены на топливо поставлены в прямую зависимость от инфляции. С 2009 года в отрасли действует правило «инфляция минус», согласно которому цены на бензин и топливо должны расти на 1-2 процентных пункта ниже инфляции. Поэтому нет смысла ждать каких-то понижений. Принцип свободного ценообразования у нас не работает. Цена будет расти всегда, потому что она регулируется».

По данным Росстата, стоимость литра бензина в среднем по России с 24 февраля по 1 марта 2020 года выросла на 2 коп. и составила 44,92 руб. Литр бензина АИ-92 подорожал на 3 коп., до 42,51 руб. Цена за литр бензина АИ-95 выросла на 1 коп. до 45,92 руб. Цена литра дизельного топлива осталась на уровне 48,14 руб.

Баженов также не исключил, что цены на бензин и дизельное топливо могут вырасти уже в ближайшее время. «Если инфляция разгонится, то и цена на бензин будет выше прогноза. Так, если в результате обвала рубля прогнозируемая Центробанком инфляция в 4% вырастет условно до 6-7%, то и цены на бензин скорректируются и подрастут на 5-6%».

Эксперт считает, что с точки зрения потребителя свободное ценообразование более выгодно.

«Мы живем в ситуации, когда цены всегда растут, мы можем только предполагать, насколько они скорректируются в очередной раз, — рассуждает Баженов. — А если в тех же США цена выросла на 10%, но у водителей есть понимание, что завтра из-за корректировок цен на нефть бензин подешевеет уже на 15%, такие скачки воспринимаются более спокойно».

Сравнивая ситуацию с 2016 годом, когда цены на нефть обрушились с 50$ до $30 за баррель, что привело к дефициту бюджета и в дальнейшем к росту акцизов, эксперт заявил, что сейчас для повторения такого сценария предпосылок нет.

Фото: Anton Belitsky / Global Look Press

«Акциз — это внутренний налог, сейчас ситуация такова, что всю налоговую нагрузку государство старается перенести на внутренний рынок, экспортные пошлины отменяются, а НДПИ нефтедобывающие компании платят вне зависимости от того, куда уйдет поставка: за рубеж или на внутренние рынки. Планов по изменению Налогового кодекса у правительства нет», — пояснил Баженов.

Тонна бензина на бирже подешевела на 2000 рублей

Нефтяники были готовы к обвалу стоимости сырья, убежден ведущий аналитик компании «Алгоритм Топливный Интегратор» Виктор Костюков.

«На внеплановом совещании министров экономического блока у премьер-министра Михаила Мишустина, которое состоялось 9 марта, где обсуждали меры по стабилизации состояния российской экономики и ситуации, связанной с развалом альянса ОПЕК, министр Александр Новак рассказал, что сценарий выхода из соглашения по сокращению объемов добычи нефти прорабатывался заранее. Поэтому текущая ситуация на рынке находился в пределах прогноза, — полагает аналитик. — Другими словами, российские нефтяные компании наперед знали точку отсечения, то есть были уверены, что предельный уровень сокращения добычи уже достигнут и дальнейшая политика сокращения добычи принесет скорее вред, чем пользу. Поэтому они знали, что цены на нефть обрушатся».

Эксперт уверен, что все нефтяники захеджировали свои риски. Поэтому прогнозирует, что ситуация на рынке стабилизируется, цены на нефть вернутся ближе к прежним значениям, а курс рубля стабилизируется на отметке 75 рублей за доллар США. Автомобилистам же, по его словам, резких изменений цен на бензин ждать не стоит.

«Тонна АИ-92 во вторник на бирже подешевела на 2140 рублей - до 44237 рублей, тонна бензина премиум-95 подешевела на 2361 рубль, до 45 664 рублей. Цены попрыгают и успокоятся. Бензин у нас не подешевеет, но и не будет дорожать быстрее темпов инфляции. В прошлом году инфляция была на уровне 3%, в этом, возможно, прогноз скорректируют до 5-6%, значит, в этих пределах и подорожает топливо», — прогнозирует Костюков.