Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
Литр бензина должен стоить 15 рублей
Литр бензина должен стоить 15 рублей
Статьи 12 июля 2011
Статьи 12 июля 2011
Литр бензина должен стоить 15 рублей
Средняя российская семья тратит на автомобильное топливо почти 10% своего бюджета, в то время как у американцев эти расходы составляют лишь 1-2%. Главный нефтяник страны уверен, что ситуацию надо менять. Он назвал «справедливую» цену на бензин...
Литр бензина должен стоить 15 рублей 
В открытом письме, опубликованном сегодня в «Российской газете», глава Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль рассказал, почему нефтяная отрасль в России находится в удручающем состоянии и от чего следует отталкиваться при расчете цен на автомобильное топливо.

Несмотря на то что Россия входит в число крупнейших экспортеров «черного золота», уровень нефтепереработки в нашей стране оставляет желать лучшего, уверен Шмаль. По сравнению с развитыми странами «мы плетемся в самом хвосте». Заводы устарели и морально, и технологически. «Многие из них были построены или до войны, или сразу после войны по ленд-лизу. Это, например, заводы в районе Самары. Естественно, что технология, которая там используется, совершенно не отвечает современному уровню», – отметил нефтяник.

Ситуация не просто удручающая, со стороны она кажется дикой: в то время как американцы из одной тонны нефти получают 420 литров бензина, россияне – лишь 120 литров. Отсюда и поразительно высокая стоимость бензина, отметил Геннадий Шмаль. Несмотря на это, цены надо снижать и не кивать при этом на Европу, где литр автомобильного топлива стоит в несколько раз дороже, чем в нашей стране, уверен главный нефтяник России.

«Когда нам говорят, что у нас бензин дешевле, чем в Европе, это не повод для того, чтобы завышать цену. Да, бензин у нас дешевле, чем в Европе, но если сравнивать с США, Венесуэлой, Кувейтом, Ираном, то бензин у нас намного дороже. Большинство европейских стран не имеют своей нефти, к тому же там дорожный налог входит в состав цены на бензин», – осадил Геннадий Шмаль тех, кто любит приводить в пример «западный опыт».

Глава Союза нефтегазопромышленников считает: вполне возможно привязать стоимость топлива к продуктам первой необходимости. Например, к хлебу. «Если мы говорим, что сегодня булка стоит 20 рублей, то бензин не может стоить дороже. Я считаю, что справедливая цена на бензин у нас могла бы быть примерно 15 рублей. Ведь заводская цена 10 рублей. А мы сегодня продаем литр 95-го за 30 рублей», – рассказал Шмаль.

Не обошел он своим вниманием и недавний топливный кризис. Напомним, в отдельных регионах страны стоимость бензина взлетела до 50 рублей за литр, на заправках выстроились очереди, зашла речь о введении талонной системы. Катастрофа разразилась в апреле. Рост мировых цен на нефть и нефтепродукты, сложившийся с ростом внутрироссийских акцизов на бензин и неготовностью НПЗ производить топливо класса Евро-3, привел к тому, что нефтяным компаниям стало гораздо выгоднее отправлять бензин на экспорт, чем реализовывать его внутри страны. А крайними, как водится, оказались автомобилисты, да и все остальные налогоплательщики – ведь стоимость топлива напрямую влияет на цену всех без исключения продуктов и товаров.

В то время как американцы из одной тонны нефти получают 420 литров бензина, россияне – лишь 120 литров



Первым от дефицита ГСМ пострадал Алтайский край. Затем ценники начали расти в Сибири и Забайкалье, в Брянской, Белгородской и Тамбовской областях. На одном из автомобильных интернет-форумов в теме обсуждения цен на топливо участник из Ангарска (Иркутская область) сообщил, что за один только уикенд стоимость литра 92-го выросла с 24 до 26,2 руб.

Правительство РФ отреагировало на топливный кризис карательными мерами. Уже в конце апреля Федеральная антимонопольная служба начала проверку в отношении поставщиков нефтепродуктов в 20 регионах России, а экспорт бензина был обложен запретительными пошлинами, которые затем продлили еще на месяц – до конца июня 2011 года.

«Необходим тщательный контроль в розничной торговле нефтепродуктами. Дефицита топлива на АЗС в стране не должно быть. Нонсенс это», – заявил на днях премьер Владимир Путин. Аналогичного мнения придерживается и Геннадий Шмаль: «Совершенно недопустим дефицит топлива, который имел место в апреле. Это надо ухитриться: в стране, которая добывает больше всех нефти в мире, создать дефицит бензина».

Нефтяник уверен, что будущее отрасли (и кошельков автовладельцев) – за переоснащением действующих заводов, а также строительством новых. «Я убежден, что нужно строить и новые заводы. Неправильно то, что мы сегодня половину нефти вывозим за рубеж и таким образом поддерживаем там нефтепереработку, создаем рабочие места. Нам нужно у себя строить заводы и отправлять на экспорт бензин, дизельное топливо, керосин и другие продукты переработки. Такой задачи у нас сегодня, к сожалению, нет», – покаялся Геннадий Шмаль.

Между тем контролировать ситуацию в нефтяной отрасли взялся лично Владимир Путин. На профильном совещании, которое прошло 8 июля в городе Кириши, премьер рассказал, какие именно следует предпринять шаги, чтобы не допустить повтора апрельского кошмара. В первую очередь следует модернизировать существующие НПЗ и приступить к строительству дополнительных заводов – эти слова, как видно выше, глава Союза нефтегазопромышленников фактически процитировал в своем сегодняшнем письме.

«Мы пойдем навстречу только тем компаниям, которые подпишут соглашения, в том числе по порядку и срокам введения новых техрегламентов на нефтепродукты. Однако в случае срыва обязательств по техническому перевооружению мы оставляем за собой право применить санкции, включая изъятие необоснованно полученной прибыли», – сказал премьер.

Чтобы избежать сезонного дефицита топлива, Владимир Путин также предложил нефтяникам согласовывать планы по ремонту НПЗ с Минэнерго и Ростехнадзором. «Все плановые ремонтные работы на НПЗ должны быть синхронизированы, чтобы одновременная остановка НПЗ не дестабилизировала бы рынок, не порождала искусственный дефицит и, не дай бог, не вызвала бы трудностей в прохождении осенне-зимнего сезона», – сообщил премьер.

Отметим, что к настоящему моменту, согласно данным Росстата, средние цены на бензин в РФ достигли 25,46 руб. за литр. Так, литр 76-го стоит 23,52 руб., литр 92-го – 25,47 руб., а литр 95-го – 27,32 руб. Что касается дизельного топлива, то здесь ценник держится на уровне 24,49 руб. за литр.

Александр Кузьмин
Комментарии