branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

20 дней спустя: как сэкономить на штрафах

В этом году водители смогут на законных основаниях заплатить половину штрафа вместо полной суммы...
С 1 января 2016 года в силу вступит закон, который позволит водителям сэкономить на штрафах. Согласно поправкам в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), автовладельцы получат право заплатить половину штрафа вместо полной его суммы. Такая возможность будет действовать в течение 20 дней после составления протокола, после чего сумма вернется к доскидочным значениям. К примеру, если обычный штраф за тонировку стекол составляет 500 рублей, то при оперативной оплате водитель сможет потратить всего 250 рублей. Шестидесятидневный срок оплаты штрафа остается в силе: если нарушитель не успеет перевести деньги в течение двух месяцев, к сумме будут регулярно прибавляться пени.

Идея о скидках давно обсуждалась российскими парламентариями. Депутаты фракции ЛДПР пытались внести в Госдуму похожий законопроект на протяжении нескольких лет, но раз за разом терпели неудачу. Одновременно ту же идею продвигали представители «Единой России»: в общей сложности концепцию обсуждают уже три года. В итоге на рассмотрение депутатов попал законопроект за авторством единороссов Вячеслава Лысакова и Владимира Поневежского. В начале декабря Госдума приняла документ в третьем чтении, 17 декабря его утвердил Совет Федерации, а 22 декабря свою подпись поставил президент.

Новые нормы вступят в силу через год, однако депутаты ЛДПР Ярослав Нилов, Игорь Лебедев и Андрей Свинцов предложили ускорить процесс. По мнению парламентариев, вместо 1 января 2016 года закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования взыскания штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения» должен начать действовать 1 мая 2015 года. Депутаты объяснили свое предложение желанием ввести скидки как можно скорее: по мнению Лебедева, для применения закона не потребуются ни новые знаки, ни свежая разметка, а потому ждать вступления в силу целый год не имеет смысла.

«Изначальный срок вступления у этого законопроекта был 1 января 2013 года – в итоге авторы просто изменили 2013 на 2016 и заставили людей ждать, - рассказал Ярослав Нилов в интервью корреспонденту Autonews.ru. – Единственное опасение, которое я слышал, связано с тем, что регионы не смогут наполнять свои бюджеты из-за изменившегося размера штрафов. Но сейчас в России применяется все больше технических средств фиксации нарушений – я говорю о камерах, благодаря которым бюджеты наполняются интенсивнее, чем раньше. К тому же, заранее спланировать, сколько именно будет нарушений, все равно невозможно. В условиях, когда уровень жизни снижается и становятся видны большие экономические проблемы, будет правильным ввести стимулирующую модель для уплаты штрафов».

Между тем, автор закона Вячеслав Лысаков объяснил, что ускоренное внедрение скидок потребует многочисленных согласований с бюджетами – притом, что региональные бюджеты на 2015 год уже сверстаны. Таким образом, безболезненное вступление закона в силу возможно только в следующем году. К тому же, в самом законе прописана необходимость корректировки бланков. Во второй статье говорится, что в постановлении об административном правонарушении должна фигурировать сумма штрафа с учетом возможной скидки – тогда как существующие шаблоны документов не предполагают такого варианта.

«Это не проблема: четырех месяцев должно хватить, - отвечает Нилов. – Если сохранить срок на отметке 1 января 2016 года, то подготовка к изменениям начнется только летом».

Сама идея о скидках для нарушителей, которые быстро оплачивают свои штрафы, не нова: аналогичная система действует во многих зарубежных странах, включая Швейцарию, Испанию и Италию. По мнению авторов российского закона, 50-процентная скидка повысит собираемость штрафов, а также поможет борьбе с коррупцией – в теории, низкий размер штрафов стимулирует водителей признать нарушение и оплатить штраф вместо того, чтобы решать проблему с помощью взятки инспектору.

Примечательно, что в первой редакции закона скидку предлагалось предоставлять только в течение 10 дней. Ко второму чтению льготный период увеличился до 30 дней, и только к последнему голосованию срок стабилизировался на отметке в 20 суток со дня вынесения постановления о правонарушении. Также из финальной версии документа исчезла поправка о недопустимости скидок для 500-рублевых штрафов: в итоге под действие закона попадут даже наименее затратные статьи.

На повторные и особо тяжкие нарушения скидка не распространяется: такие статьи КоАП специально помечены в качестве исключений. Так, на первый проезд на красный свет скидка останется в силе и позволит нарушителю заплатить 500 рублей вместо тысячи. Зато повторный выезд на запрещающий сигнал светофора обойдется уже в 5 тысяч рублей – без каких бы то ни было поблажек. Из дисконтного списка также выброшены статьи об управлении машиной в состоянии алкогольного опьянения, а также все пункты, связанные с причинением вреда здоровью – в этих случаях виновному придется заплатить полную сумму.

Антон Погорельский
Фото: РБК