Autonews
Закон
Подписаться на Telegram-канал

Конфискация авто за первое пьяное вождение. Эксперты оценили идею властей

Автоюрист Воропаев: идея об изъятии авто за первое пьяное вождение избыточная
Законодатели предложили сразу конфисковывать автомобили у пьяных водителей. Сейчас эта мера применяется только в случае повторного правонарушения
Фото: Aleksey Smyshlyaev / Global Look Press
Фото: Aleksey Smyshlyaev / Global Look Press

Вологодские законодатели предложили значительно ужесточить ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения. Авторы инициативы утверждают, что число ДТП с нетрезвыми водителями остается высоким. Поправки предлагается внести в ст. 12.8 КоАП (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения).

Autonews.ru выяснил подробности и поговорил с экспертами о том, как ужесточение наказания за нетрезвое вождение могло бы отразиться на ситуации с аварийностью.

Что предлагают изменить

Поправки в КоАП подготовило Законодательное собрание Вологодской области. В рамках нововведения предлагается изымать автомобиль после первого факта нетрезвого вождения. На данный момент такая санкция предусмотрена только в случае повторного правонарушения. Ряд конфискованных автомобилей передают Минобороны, Росгвардии, МЧС и общественному движению «Народный фронт».

Соответствующий пакет документов был внесен в Совет законодателей на обсуждение 3 декабря 2025 года. 10 декабря проект постановили принять к рассмотрению и направить председателю комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству. Если изменения примут, то они вступят в силу 1 июля 2026 года.

Статью 12.8 КоАП предлагается изменить следующим образом: абзац второй ч. 1 (о наказании за пьяное вождение) после слов «от полутора до двух лет» дополнить словами «и с конфискацией транспортного средства либо без таковой».

Абзац второй ч. 3 предлагается изложить в следующем виде: «влечет административный арест на срок от 10 до 15 суток с конфискацией транспортного средства либо без таковой или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не может применяться административный арест, в размере 45 тыс. руб. с конфискацией транспортного средства либо без таковой».

На данный момент за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии или передачу управления пьяному водителю предусмотрен штраф 45 тыс. руб. и лишение прав на полтора-два года, в случае вождения в нетрезвом виде и без водительских прав — административный арест на 10–15 суток.

При повторном правонарушении оно квалифицируется уже как уголовное — ст. 264.1 УК (управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость), которая предусматривает:

  • штраф 200–500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от года до трех лет;
  • исправительные работы сроком до двух лет;
  • принудительные работы сроком до трех лет;
  • ограничение свободы на срок до трех лет;
  • лишение свободы сроком до трех лет.

Параллельно к перечисленному нарушитель лишается права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет. Также при наступлении уголовной ответственности вероятна конфискация автомобиля.

Зачем ужесточать наказание

Вологодское заксобрание уверено, что нынешняя система наказаний за пьяное вождение «не в полной мере обеспечивает профилактику одного из наиболее общественно опасных правонарушений в сфере дорожного движения». Авторы инициативы отметили, что ежегодно тысячи россиян привлекаются к ответственности за пьяное вождение.

Согласно данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД России, на которые ссылается заксобрание, за шесть месяцев 2025 года почти каждое десятое ДТП (9,4%) произошло с участием нетрезвых водителей или граждан, отказавшихся от медосвидетельствования. Количество подобных аварий увеличилось в 20 субъектах, в 22 регионах выросло число погибших.

«На основании указанного предлагается установить дополнительное наказание в виде конфискации транспортного средства за управление им водителем, находящимся в состоянии опьянения (в том числе не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами). Проектируемые изменения предусматривают, что дополнительное наказание в виде конфискации транспортного средства будет применяться по усмотрению суда», — уточняется в пояснительной записке.

Фото: Autonews.ru Репортаж 12 мая 2022 Репортаж из патруля ГИБДД: погоня, поиск пьяных и психологические трюки
«В каршеринге девять из десяти — пьяные». Как ловят нетрезвых водителей Статьи 22 августа 2018 «В каршеринге девять из десяти — пьяные». Как ловят нетрезвых водителей

Вологодские законодатели обратили внимание на то, что сейчас изъятие автомобиля у виновника возможно лишь в случае, если второе нарушение было совершено не более чем через год после исполнения наказания за первое.

«Поскольку лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления, то повторное совершение административного правонарушения за пределами указанного срока не влечет привлечение к уголовной ответственности и, соответственно, конфискации транспортного средства», — поясняется в документе.

Фото: Petrov Sergey / NEWS.ru / Global Look Press
Фото: Petrov Sergey / NEWS.ru / Global Look Press

Чем грозит нововведение

В беседе с Autonews.ru эксперты объяснили, к чему может привести ужесточение наказания за пьяное вождение.

Так, заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты Александр Холодов напомнил, что опыт применения практики с конфискацией машин в Белоруссии оказался неоднозначным.

«Когда автомобиль подлежит конфискации, человек в пьяном состоянии может попытаться уехать при попытке остановить его со стороны сотрудников ГАИ. Когда он пьяный, то может быть неадекватным, а ущерб может возрасти. Есть опыт Белоруссии. Когда там ввели конфискацию, тут же возросло количество попыток скрыться с места остановки, были тяжкие последствия от скрывающихся», — напомнил Холодов.

Фото: Autonews
Фото: Autonews

Заместитель председателя правления Национального антинаркотического союза Алина Рудакова сочла предлагаемую меру радикальной.

«Когда что-то происходит резко, то пытливый ум не только зависимого человека, но и обычного начинает искать пути обхода. Как показывает практика, такие радикальные меры часто не приносят того эффекта, который изначально законодатели в него заложили. Когда человека с первого раза лишают автомобиля, будут найдены системы обхода: автомобиль будет оформляться на кого-то, будут поддельные права, документы и так далее», — считает Рудакова.

Вместо радикальных мер в Национальном антинаркотическом союзе призвали к медицинскому сопровождению водителей, которые управляли транспортом в нетрезвом состоянии. В частности, Рудакова предложила назначать гражданам обязательные часы, в которые они посещают психолога по вопросам зависимости.

Автоюрист Лев Воропаев также уверен, что конфискация транспортного средства — избыточная мера.

«Я считаю, что за впервые совершенное правонарушение вряд ли нужно конфисковывать транспортное средство. На сегодняшний день существует конфискация за повторное правонарушение. Это уже уголовная статья, там конфискация идет практически в 100% случаев», — напомнил эксперт.

Фото: Autonews