Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ) намерен скорректировать ГОСТ 33670 после обращений лабораторий насчет рисков лишения аккредитации из-за праворульных автомобилей, писал телеграм-канал Mash. В НАМИ рассказали Autonews.ru о подготовке разъяснения по поводу возможного изменения методики проверки таких машин.
ГОСТ 33670 («Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия») применяется при проверке автомобилей на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза. Ее проводят испытательные лаборатории.
Требования регламента распространяются на все машины независимо от расположения в них органов управления. Если праворульный автомобиль не пройдет проверку, то не получит свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС).
При проверке транспортных средств должно изучаться, в частности, направление пучка света фар. На транспортных средствах с правым рулем световой пучок фар действующему ГОСТу не соответствует: оптика сконструирована таким образом, что освещает больше не правую обочину, а полосу встречного движения (при условии движения автомобиля по правой полосе).
Информацию об обновлении стандарта Autonews.ru подтвердили знакомые с ситуацией эксперты. Они рассказали, что изменит обновление ГОСТа и грозит ли праворульным автомобилям запрет.
История вопроса
По данным Mash, в феврале 2025 года сразу несколько испытательных лабораторий во Владивостоке были лишены аккредитации на выдачу СБКТС и электронных паспортов транспортного средства (ЭПТС) после проверки праворульных автомобилей. Причиной послужило несоответствие фар на таких транспортных средствах правостороннему движению. Несмотря на это, машины получили документы.
Одна из лабораторий попыталась оспорить постановление, но в итоге решение Приморского арбитражного суда осталось в силе. В число ответчиков входила Федеральная служба по аккредитации.
«В рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности Росаккредитация пресекла факты незаконной выдачи свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства со стороны испытательных лабораторий. Правомерность принятых контрольным органом решений в отношении одной из таких испытательных лабораторий была проверена судом. Важно подчеркнуть, что предмет судебного разбирательства никак не затрагивал законность ввоза и обращения на территории России транспортных средств с правым рулем», — пояснили на сайте ведомства.
В ходе проверки было установлено, что лаборатории действительно не проверяли праворульные автомобили на соответствие положению, связанному с фарами.
На днях же стало известно, что к решению проблемы с проверкой праворульных машин подключились в НАМИ. Информацию о грядущем пересмотре ГОСТа подтвердил Autonews.ru независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов.
«НАМИ подтвердил необходимость внесения изменений в национальный стандарт ввиду правовых неопределенностей при сертификации праворульных и гибридных автомобилей. Необходимость коррекции связана с отсутствием четких норм для проверки отдельных категорий автомобилей, включая праворульные машины и гибриды. Действующий стандарт вызывает проблемы при проведении тестов на соответствие требованиям безопасности, например в части проверки фар, адаптированных для левостороннего движения», — сказал он.
Эксперт добавил, что пересмотр ГОСТа направлен на создание прозрачных процессов проверки соответствия для сертификационных лабораторий. Основная цель — устранить правовые риски, связанные с неправильным применением нормативных требований.
Запретили ли ввоз праворульных машин
Лишение ряда дальневосточных лабораторий лицензий уже возымело последствия. В беседе с Autonews.ru юрист Лев Воропаев подчеркнул, что выдача СБКТС и ЭПТС на такие транспортные средства сейчас затруднена.
«О самом запрете ввоза речи не идет. Речь о прекращении действия разрешений на проведение проверки лабораториями указанных транспортных средств. По-моему, таких лабораторий в Приморском крае всего четыре, и у всех четырех отозвано разрешение, что и создает препятствия. На автомобили нельзя получить СБКТС и, соответственно, нельзя поставить их на учет в Российской Федерации», — конкретизировал юрист.
Глеб Шнайдер, руководитель компании «СпецАвтоТрейд», специализирующейся на продаже и поставках иномарок из-за рубежа, подтвердил, что некоторые лаборатории лишись аккредитации из-за непроведения необходимых испытаний. Однако это не говорит о запрете в России правого руля на законодательном уровне.
«В контексте технических проблем с праворульными автомобилями запретом может послужить «нерешаемый технический барьер». Если вопрос не захотят решать, это станет запланированным запретом», — считает Шнайдер.
Директор Ассоциации параллельного импорта Анатолий Семенов в беседе с Autonews.ru напомнил, что у властей имеется возможность аннулировать ранее выданные СБКТС и ЭПТС.
«Росаккредитация принимает решение о том, правильно или неправильно выдан протокол, Росстандарт после ряда бюрократических манипуляций принимает решение об отмене СБКТС, ГАИ выполняет функцию по отмене ЭПТС и направлении «письма счастья» владельцу транспортного средства», — уточнил собеседник.