Чем бензин отличается от дизеля
Если кратко, то в бензиновом двигателе внутреннего сгорания (ДВС) смесь топлива и воздуха поджигает искра. А в дизельном смесь воспламеняется самостоятельно. И конечно, применяются совершенно разные типы топлива — бензин не имеет с дизелем почти ничего общего. Кроме, разве что, самого факта изготовления из нефтяного сырья.
Что общего
Если говорить о сравнении самых современных бензиновых моторов с дизельными собратьями, то на первый взгляд они схожи: и там и там форсунка расположена непосредственно в камере сгорания, а подача топлива осуществляется ближе к концу такта сжатия. На бензине такая схема называется «непосредственный впрыск» (direct injection), а на дизелях — Common rail.
Но даже если брать классический распределенный впрыск на бензине (распыл во впускной коллектор), кажется, что отличий от дизеля там минимум. Везде есть цилиндры, клапаны, поршни, шатуны и коленвал. Плюс те же четыре такта работы. Однако на деле все куда сложнее.
Чем отличаются
- Во-первых, как уже отметили, кардинально разнится топливо. Если бензин и его пары запросто вспыхивают от небольшой искры, то дизтопливо можно не поджечь и спичкой.
- На свойствах «соляры» держится сам принцип дизельного двигателя — воспламенение без свечи зажигания. Если в конце такта сжатия в бензиновом ДВС на электродах генерируется искра, то в дизеле смесь воздуха и топлива воспламеняется сама — от огромного давления и температуры в камере сгорания.
- Ввиду того, что степень сжатия у дизелей ощутимо выше, чем на бензине (14–24 против 8–12 единиц), все детали поршневой группы выполнены намного более прочными. Это имеет свою обратную сторону: растет масса двигателя.
- Топливная аппаратура для тяжелого топлива сложнее и намного дороже, чем для бензина. Одно лишь то, что давление впрыска форсунок различается в разы (350 бар у бензина против 1500 бар у дизеля), обуславливает дороговизну «соляроидных» моторов.
Бензин или дизель: что дороже
Про себестоимость самих моторов уже сказали: при прочих равных (архитектура и объем) дизель всегда дороже. А вот что касается эксплуатационных расходов, тут нужно брать калькулятор. Универсальной формулы нет — все зависит от конкретного автомобиля и того, как он используется. Принято считать, что при более высокой стартовой цене дизеля на дальней дистанции (несколько лет) он окажется выгоднее, чем бензиновый аналог. Но, повторимся, все очень индивидуально. Например, у нас, при ценах на ДТ, давно перегнавших бензин, плюс с учетом скудной сервисной сети, купить дизельную машину в семью решится не каждый. А при неудачном раскладе денег за несколько лет она может вытянуть ощутимо больше автомобиля на бензине.
Что экономичнее в машине: бензин или дизель
Считается, что топливная экономичность — основной аргумент в пользу дизелей. Но и здесь степень преимущества зависит от режима движения. Так, современные бензиновые двигатели с непосредственным впрыском, умеющие работать на сверхбедной смеси при малых нагрузках и на холостых, почти вплотную приблизились к дизелям в некоторых ездовых дисциплинах. Так, в городе будет примерный паритет. Хотя формально, по цифрам, победа все равно останется за «соляркой». А вот на трассе дизель совсем не оставит конкуренту шансов, как ни считай. Разница в аппетите может доходить до 20–30%.
Еще одно «соревнование», где тяжелое топливо кладет бензин на лопатки, — бездорожье. В режиме постоянной езды в натяг двигатель на дизтопливе может обеспечить запас хода, превышающий бензиновый едва ли не двукратно.
Бензин или дизель: что мощнее
При прочих равных бензиновый двигатель выигрывает у дизеля в мощности, но уступает в крутящем моменте. На практике это означает, что автомобиль на бензине может развить большую максимальную скорость. В спурте со светофора тоже, скорее всего, выйдет победителем. Зато «в приеме» вряд ли догонит дизель. Имеется в виду та самая приемистость, которая определяет, как бодро машина отзывается на газ в движении, то есть ускоряется ходом. Именно приемистость (хотя это понятие чисто разговорное) определяет, насколько безопасен автомобиль при обгонах. И здесь современный дизель, как правило, обыгрывает бензинового соперника. Также очевидно его преимущество при буксировке тяжелых грузов и езде в натяг — например, в затяжных подъемах.