Что такое ЗСД
ЗСД (Западный скоростной диаметр) — это первая внутригородская платная скоростная магистраль в Санкт-Петербурге, которая связывает Большой морской порт и основные транспортные комплексы Северной столицы с Кольцевой автомобильной дорогой (КАД) и выходами в страны Балтии, Скандинавии и регионы России, что превращает трассу в часть международного транспортного коридора «Север — Юг». ЗСД позволяет разгрузить улицы в центре Санкт-Петербурга, а также в южных и северных районах города. Вместе с тем отмечается, что в ряде случаев доступ к ЗСД по разным причинам затруднен.
История ЗСД началась почти 60 лет назад.
- В 1966 году в Генеральном плане развития Ленинграда появилась перспективная автомагистраль, соединяющая север и юг города по максимально короткому маршруту, проходящему рядом с Морским портом. Уже тогда была очевидна потребность в решении проблемы вывода потоков грузов из порта, разгрузке улиц города от грузового и транзитного транспорта, обеспечении транспортной связи районов.
- В практическую плоскость вопрос о сооружении автомобильной магистрали, связывающей северо-западную часть тогда еще Ленинграда с центромгорода, перевело постановление Совета министров СССР № 341 от 7 апреля 1990 года, определявшее объекты строительства дорожно-транспортной системы на период с 1991 по 2005 год.
- В постсоветской России начало реализации проекта было положено распоряжением мэра Санкт-Петербурга № 469-р от 18 июня 1993 года «О приоритетном развитии инженерно-транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга», а название «Западный скоростной диаметр» впервые официально использовалось в распоряжении мэра города от 6 февраля 1996 года № 97-р.
- Акт выбора маршрута ЗСД был утвержден специальной комиссией 22 сентября 1999 года.
- 20 сентября 2005 года началось строительство Южного участка ЗСД.
- 30 октября 2008 года открыта часть Южного участка ЗСД протяженностью 5,7 км от развязки с КАД в районе нежилой зоны «Предпортовая-2» до транспортной развязки на пересечении с Краснопутиловской улицей, а также участок подключения к третьему и четвертому районам Большого морского порта Санкт-Петербурга.
- 19 мая 2010 года началось строительство Северного участка ЗСД протяженностью 26,4 км от правого берега реки Большая Невка до пересечения с трассой Е-18 «Скандинавия».
- 14 мая 2011 года на построенных к тому моменту участках ЗСД начала функционировать электронная система взимания платы.
- 10 октября 2012 года полностью открыт Южный участок ЗСД.
- 1 марта 2013 года началось строительство Центрального участка ЗСД протяженностью 11,7 км от транспортной развязки с набережной реки Екатерингофка до правого берега реки Большая Невка.
- 2 августа 2013 года открыт Северный участок ЗСД.
- 4 декабря 2016 года открыто движение по Центральному участку ЗСД и по всей магистрали. Создание ЗСД является крупнейшим в мире примером государственно-частного партнерства в сфере дорожного строительства. Стоимость проекта составила 212,7 млрд рублей, из которых 108 млрд рублей — средства инвесторов.
- В 2019–2024 годах открыты развязки на пересечении ЗСД с Новым шоссе, Шуваловским проспектом, улицей Шкиперский проток и проспектом Крузенштерна.
- В декабре 2024 года планируется открыть движение по Витебской развязке, которая соединит ЗСД с планируемой к строительству Широтной магистралью скоростного движения (ШМСД), что обеспечит непрерывность трассы в направлении восточных районов Санкт-Петербурга, а впоследствии и Ленинградской области.
- Властями Санкт-Петербурга обсуждалась возможность запуска по ЗСД регулярных автобусных маршрутов с организацией остановок, оборудованных эскалаторами или лифтами, поскольку значительная часть магистрали проходит по эстакадам.
«Технический портрет ЗСД» выглядит так:
- общая протяженность трассы — 46,6 км, в том числе на искусственных сооружениях — 26,7 км;
- на ЗСД нет разводных мостов, поэтому такие сооружения, расположенные над фарватерами, имеют значительный подмостовой габарит, который позволяет большинству морских судов пройти из Финского залива в Неву и затем в систему Волго-Балт. Чемпионом является двухъярусный мост через Морской канал из состава южной эстакады. Его подмостовой габарит — 52 м;
- общее количество полос движения по ЗСД — 4–8. Качество дорожного покрытия очень высокое;