branding imagebranding image
Autonews
Шины Сергей Иванов
Подписаться на Telegram-канал

Популярные шины подорожали на 60%. Что будет с ценами в 2023 году

Цены на шины для легковых автомобилей выросли на 23,5% к началу 2023 года. Ряд моделей подорожали сразу на 60%. Что будет с ценами на покрышки в новом сезоне и стоит ли закупаться впрок
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Средняя стоимость автомобильных шин в России выросла на 23,5% по итогам 2022 года, говорится в отчете Росстата. Это вдвое больше официального уровня инфляции (общий индекс цен на товары и услуги за год вырос на 11,94%). Как сообщили Autonews.ru в Росстате, для этого специалисты изучили цены в автомагазинах, на авторынках, в шиномонтажных мастерских и автосервисах, а также на официальных сайтах продавцов. Для исследований взяли наиболее популярные шины среднего ценового сегмента трех — пяти марок. При этом подорожание коснулось как импортных шин, так и отечественных, производство которых невозможно без использования импортного натурального каучука — вещества, получаемого из сока деревьев, которые в российском климате просто не растут. Разбираемся, что будет с ценами на покрышки в 2023 году.

Ряд моделей подорожал на 61%

Резкий рост цен на автомобили, запчасти и шины для легковых моделей начался в России в конце февраля 2022 года. Autonews.ru вместе с аналитиками портала «Дром» проследил, как за год изменилась стоимость самых ходовых моделей автомобильной резины, как зимней, так и летней.

Рост цен почти на все модели в процентах выражается двукратным числом. В наименьшей степени это касается отечественной марки Viatti, а из импортных брендов стоимость не так сильно выросла у итальянских Pirelli.

При этом абсолютным рекордсменом оказались 16-дюймовые шины Hankook Ventus S1 Evo2 K117 — их цена увеличилась сразу на 61%, с 4607 до 7425 руб. Таким образом, комплект подорожал с 18 428 до 29 700 руб.

Фото: Shutterstock Конспекты 24 мая 2022 Маркировка шин: как правильно расшифровать все знаки
Фото: Reinhard Rohner / imagebroker.com / Global Look Press Новости 1 августа 2022 В России начнут продавать шины из Ирана

Если говорить о зимних шинах, то к середине сезона, когда спрос на них упал, цены снизились только у отечественных брендов. Так, например, одна шина Cordiant Snow Cross 2 диаметром 18 дюймов сейчас стоит 7866 руб., что даже на 7% ниже, чем годом ранее. В марте 2022 года, когда наблюдался ажиотажный спрос, эта же шина стоила 11 413 руб. Таким образом, комплект подешевел с 45 652 до 31 464 руб.

Сезон смены резины в центральной полосе России наступит только через полтора-два месяца, однако спрос на летние шины есть уже сейчас, и здесь цены поднялись относительно прошлого года у всех марок, включая российские.

Это говорит об изменении поведения покупателей, считает заместитель гендиректора компании «Автокомплекс ЕвроАвто» Илья Плисов.

«Клиенты все более аккуратно подходят к трате средств и, помимо смещения в бюджетный сегмент, применяют другие способы экономии: покупка через Интернет, а также покупка в несезон. Люди понимают, что к весне цена поднимется, и начинают покупать летнюю резину уже сейчас», — говорит эксперт.

В свою очередь, руководитель категории запчасти в «Авито» Александр Куроптев предсказывает популяризацию еще одного способа сэкономить: «У владельцев автомобилей среднего ценового сегмента, которые раньше покупали исключительно новые шины, отношение к б/у шинам будет меняться, их покупка будет рассматриваться все чаще», — отмечает эксперт.

Куроптев подтверждает и тенденцию увеличения доли онлайн-продаж: количество объявлений о продаже новых шин за год выросло в 2,5 раза.

Динамика изменения цен на зимние шины в России с 1 января по 31 декабря 2022 года (по данным «Дром», специально для Autonews.ru)

Модель шины Диаметр Цена одной шины в начале 2022 года Цена одной шины в начале 2023 года Измен. цены
Yokohama Ice Guard IG65 R16 7 050 8 835 25%
Yokohama Ice Guard IG65 R17 8 167 10 031 23%
Yokohama Ice Guard IG65 R18 11 235 13 254 18%
Viatti Brina Nordico R16 3 940 4 124 5%
Viatti Brina Nordico R17 6 297 6 674 6%
Viatti Brina Nordico R18 7 588 9 778 29%
Toyo Observe GSi-6 HP R16 6 077 7 648 26%
Toyo Observe GSi-6 HP R17 7 843 9 446 20%
Toyo Observe GSi-6 HP R18 12 146 13 997 15%
Tigar Winter R16 4 132 4 959 20%
Tigar Winter R17 5 522 6 616 20%
Tigar Winter R18 6 330 7 838 24%
Pirelli Ice Zero 2 R16 6 260 8 324 33%
Pirelli Ice Zero 2 R17 9 164 11 827 29%
Pirelli Ice Zero 2 R18 16 939 17 321 2%
Nokian Nordman 8 R16 7 017 9 158 31%
Nokian Nordman 8 R17 9 773 13 063 34%
Nokian Nordman 8 R18 12 046 16 379 36%
Nokian Hakkapeliitta 9 R16 7 155 9 058 27%
Nokian Hakkapeliitta 9 R17 9 538 11 693 23%
Nokian Hakkapeliitta 9 R18 13 957 16 645 19%
Nexen Winguard WinSpike WH62 R16 5 249 6 398 22%
Nexen Winguard WinSpike WH62 R17 6 476 7 989 23%
Nexen Winguard WinSpike WH62 R18 9 796 12 120 24%
Michelin X—Ice Snow R16 9 431 9 865 5%
Michelin X—Ice Snow R17 13 700 14 148 3%
Michelin X—Ice Snow R18 16 181 16 990 5%
Maxxis SS-01 Presa SUV R16 7 748 9 321 20%
Maxxis SS-01 Presa SUV R17 6 736 7 895 17%
Maxxis SS-01 Presa SUV R18 7 381 8 706 18%
Matador MP-30 Sibir Ice 2 R16 5 089 5 833 15%
Matador MP-30 Sibir Ice 2 R17 4 947 5 934 20%
Kumho WinterCraft Ice WI31 R16 5 233 6 077 16%
Kumho WinterCraft Ice WI31 R17 6 681 8 168 22%
Kumho WinterCraft Ice WI31 R18 9 084 11 738 29%
Hankook Winter i*Pike RS2 W429 R16 5 472 7 263 33%
Hankook Winter i*Pike RS2 W429 R17 7 618 10 204 34%
Hankook Winter i*Pike RS2 W429 R18 11 031 15 081 37%
Goodyear UltraGrip Arctic 2 R16 6 895 9 231 34%
Goodyear UltraGrip Arctic 2 R17 10 123 14 105 39%
Goodyear UltraGrip Arctic 2 R18 12 162 16 938 39%
Dunlop Winter Maxx SJ8 R16 8 140 10 467 29%
Dunlop Winter Maxx SJ8 R17 8 063 10 608 32%
Dunlop Winter Maxx SJ8 R18 8 565 11 085 29%
Cordiant Snow Cross 2 R16 5 487 5 828 6%
Cordiant Snow Cross 2 R17 7 091 7 214 2%
Cordiant Snow Cross 2 R18 8 438 7 866 -7%
Continental IceContact 3 R16 10 351 11 426 10%
Continental IceContact 3 R17 13 681 14 009 2%
Continental IceContact 3 R18 14 352 16 054 12%
Bridgestone Blizzak DM-V3 R16 12 537 15 583 24%
Bridgestone Blizzak DM-V3 R17 12 768 16 693 31%
Bridgestone Blizzak DM-V3 R18 13 056 17 191 32%
BFGoodrich g-Force Winter 2 R16 6 102 7 268 19%
BFGoodrich g-Force Winter 2 R17 9 831 10 725 9%
BFGoodrich g-Force Winter 2 R18 11 232 13 135 17%

Впрочем, стоимость летних шин российских, а также китайских брендов относительно прошлого года увеличилась не так сильно, как европейских, японских, корейских и американских марок. И это существенно отразилось на спросе.

По данным «Авито», за прошедший год продажи шин для легковых автомобилей выросли на 5%, но в первую очередь за счет бюджетного сегмента. Так, рекордсменами стали российские марки «Кама» (рост в 2,2 раза) и Viatti (+68%), а из иностранных брендов наибольшую положительную динамику показала Pirelli (+26%). То есть спрос увеличился как раз на продукцию тех марок, которая подорожала менее всего. Средняя стоимость комплекта от двух шин в России сейчас составляет 10 490 руб., подсчитали в «Авито».

Своих шин хватит

До начала 2022 года в России работали шинные заводы практически всех крупных марок. При этом часть продукции уходила на экспорт. К примеру, Nokian и вовсе выпускала 80% своей мировой продукции в Ленинградской области — эти шины не только продавались в России, но и шли на экспорт.

👉 Какие шины можно покупать: 6 дешевых, но хороших брендов

Весной 2022 года многие производства были приостановлены — как из-за санкций, которые не давали возможности работать в полную силу, так и по причине нарушения логистических цепочек. Однако к лету большинство заводов заработали вновь. При этом многие компании, включая европейские Nokian, Michelin, приняли решение уйти из России. Но это не означает, что сами заводы будут закрыты.

Динамика изменения цен на летние шины в России с 1 января по 31 декабря 2022 года (по данным «Дром», специально для Autonews.ru)

Модель шины Диаметр Цена одной шины в начале 2022 года Цена одной шины в начале 2023 года Измен. цены
Yokohama BluEarth-GT AE-51 R16 4 925 6 161 25%
Yokohama BluEarth-GT AE-51 R17 7 631 7 985 5%
Yokohama BluEarth-GT AE-51 R18 10 664 12 860 21%
Viatti Strada Asimmetrico R16 3 268 3 834 17%
Viatti Strada Asimmetrico R17 4 342 4 894 13%
Viatti Strada Asimmetrico R18 6 667 6 721 1%
Triangle Sports TH201 R16 4 537 5 180 14%
Triangle Sports TH201 R17 4 772 5 363 12%
Triangle Sports TH201 R18 5 945 6 562 10%
Tigar Road Terrain R16 8 228 9 403 14%
Tigar Road Terrain R17 10 221 10 828 6%
Tigar Road Terrain R18 10 669 12 277 15%
Pirelli Cinturato P7 R16 5 562 7 193 29%
Pirelli Cinturato P7 R17 7 024 9 271 32%
Pirelli Cinturato P7 R18 11 323 14 000 24%
Nokian Hakka Green 3 R16 5 615 6 695 19%
Nokian Hakka Green 3 R17 8 838 9 974 13%
Nokian Hakka Green 3 R18 9 658 11 075 15%
Nexen Roadian HTX RH5 R16 6 828 8 814 29%
Nexen Roadian HTX RH5 R17 6 857 8 903 30%
Nexen Roadian HTX RH5 R18 7 960 9 916 25%
Michelin Primacy 4 R16 8 750 10 053 15%
Michelin Primacy 4 R17 8 949 10 882 22%
Michelin Primacy 4 R18 11 455 14 523 27%
Matador MP-47 Hectorra 3 R16 4 366 5 240 20%
Matador MP-47 Hectorra 3 R17 6 021 7 205 20%
Matador MP-47 Hectorra 3 R18 7 346 9 344 27%
Hankook Ventus S1 Evo2 K117 R16 4 607 7 425 61%
Hankook Ventus S1 Evo2 K117 R17 6 849 9 552 39%
Hankook Ventus S1 Evo2 K117 R18 8 635 11 893 38%
Goodyear Eagle F1 Asymmetric 5 R17 10 767 12 121 13%
Goodyear Eagle F1 Asymmetric 5 R18 12 249 13 283 8%
Formula Energy R16 3 925 4 611 17%
Formula Energy R17 5 413 6 459 19%
Formula Energy R18 8 044 8 934 11%
Dunlop Grandtrek PT3 R16 5 681 7 440 31%
Dunlop Grandtrek PT3 R17 6 985 8 453 21%
Dunlop Grandtrek PT3 R18 8 017 10 389 30%
Cordiant Comfort 2 R16 4 349 5 386 24%
Cordiant Comfort 2 R17 4 295 6 080 42%
Cordiant Comfort 2 R18 8 697 11 179 29%
Continental ContiSportContact 5 R17 7 936 9 085 14%
Continental ContiSportContact 5 R18 10 026 11 009 10%
Bridgestone Turanza T005 R16 6 633 8 693 31%
Bridgestone Turanza T005 R17 8 274 11 014 33%
Bridgestone Turanza T005 R18 10 529 13 625 29%
BFGoodrich All-Terrain T/A KO2 R16 15 286 19 764 29%
BFGoodrich All-Terrain T/A KO2 R17 18 992 24 835 31%
BFGoodrich All-Terrain T/A KO2 R18 19 348 25 914 34%

В Nokian официально объявили о продаже российского бизнеса компании «Татнефть». Сейчас сделка находится в стадии согласования. В Michelin и Bridgestone также проинформировали, что ищут покупателей на свои предприятия. При этом как минимум завод Nokian продолжит выпуск шин, правда, уже под собственными российскими брендами. 

К тому же налаживаются поставки по параллельному импорту. «Из премиума фактически всю продукцию можно купить — Continental, Goodyear, Toyo», — констатирует Плисов.

👉 Все о давлении в шинах: полный гайд

Кроме того, продолжают работать и заводы российских шинных компаний. Источник Autonews.ru в одной из них высказал мысль, что здесь плюсом оказался опыт, приобретенный во время пандемии коронавируса, когда производителям пришлось искать альтернативные способы закупки сырья за рубежом.

«Сейчас мы знаем, где взять все необходимые импортные компоненты для производства шин. Более того, на всякий случай у нас даже есть запасные поставщики», — рассказал источник.

Об том же заявил и исполнительный директор торгового дома Kama Tyres Тимур Шарипов.

«В сегменте легковых и легкогрузовых шин рост цен обусловлен в первую очередь вынужденной перестройкой логистических связей, которая началась еще в период пандемии. Также не стоит забывать, что шина — это сложный технологический продукт, в котором много разных составляющих, поэтому на стоимость влияют также и курсовые колебания. Не все импортные компоненты заменяемы — например, натуральный каучук в силу географического положения не производится в нашей стране», — говорит Шарипов.

Нужные шины придется поискать

Последствия от санкций и уход некоторых крупных игроков уже сказались на продажах шин в России и их ценах, так что в 2023 году будут наблюдаться те же тренды, что и в конце 2022 года, считают опрошенные эксперты и участников рынка.

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

«В 2023 году рост цен замедлится: если и будет подорожание, то небольшое. Но дефицита не будет. В России довольно неплохо обстоит дело с производством шин массового сегмента, также китайские производители будут увеличивать долю на рынке России. При этом спрос автолюбителей будет смещаться в более демократический сегмент», — считают аналитики «Дрома».

По словам Ильи Плисова из «Автокомплекс ЕвроАвто», многие дилеры перед зимой и вовсе переоценили последствия от ухода некоторых марок и сейчас у них на складах остались существенные нераспроданные запасы зимних шин китайского производства.

«Если все останется на прежнем уровне, при сегодняшнем наборе поставщиков, даже ввод резины в пакет санкций значимо не повлияет на отрасль. Будут ли клиенты экономить и дальше зависит от общей экономической ситуации. Впрочем, пока все указывает на хорошие перспективы для местного недорогого продукта», — говорит эксперт.

👉 Что выбрать: шипы или липучку? В ГИБДД дали водителям совет

При этом эксперты признают, что шины редких размеров уже сейчас найти непросто, а цены на них выросли.

«Существенных проблем с популярными типоразмерами мы не прогнозируем, но можем предположить, что редкие размерности стало найти сложнее и подорожали они более заметно», — признает Шарипов. То же отмечают и аналитики «Дрома».

Еще одна категория шин, спрос на которые может превышать предложение, — это резина для машин китайских брендов. У этих автомобилей порой специфические размерности колес, для которых ранее в России резина не предлагалась.

«Взрыв популярности китайского автопрома привел к росту потребности в «своих» размерах для автомобилей из Китая. Некоторым дефицитом стали размеры 215/55R18 (подходят для Chery Tiggo 4 и Geely Coolray. — РБК), 215/55R19 (подходят для Haval F7. — РБК) и 225/55R19 (подходят для Changan UNI-K. — РБК)», — предупреждает Плисов.

С этим соглашается и Куроптев: «Стоит ожидать изменения популярных размеров шин в сторону увеличения ширины и диаметра, так как среди китайских авто преобладают кроссоверы, но это в перспективе трех — пяти лет».

Впрочем, резкий рост продаж машин китайских марок среднего ценового сегмента (а именно они, а не бюджетные модели, комплектуются шинами диаметром 17 дюймов и выше) произошел только в 2022 году, а значит, менять летние шины взамен изношенных им пока рано. К следующей зиме рынок адаптируется и предложение будет соответствовать спросу, сходятся во мнении эксперты.