branding imagebranding image
Autonews
Конспекты Алиса Маслова
Подписаться на Telegram-канал

Что такое иммобилайзер и есть ли он в моей машине

Разбираемся, что такое иммобилайзер, каким бывает и стоит ли его отключать
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Автомобильный иммобилайзер — это «умная» технология, которая не позволяет двигателю завестись, если используется неправильный брелок или ключ. По сути, это эквивалент сигнализации, хотя полностью охранную систему он не заменяет, но может работать вместе с ней. В целом иммобилайзер — довольно надежная электроника, но в случае поломки запустить двигатель будет довольно хлопотно.

Эксперты в этом материале:

Скипенко Андрей, менеджер по продукту «автомобильные телематические системы», «Цезарь Сателлит»;

Евгений Ральченко, слесарь по ремонту, «АвтоСпецЦентр Chery Химки»

Что такое иммобилайзер

Иммобилайзеры помогли снизить число автоугонов с момента их массового внедрения начиная с 1990-х годов. Но полностью решить проблему автокраж они неспособны
Иммобилайзеры помогли снизить число автоугонов с момента их массового внедрения начиная с 1990-х годов. Но полностью решить проблему автокраж они неспособны (Фото: daily-motor.ru)

Иммобилайзер — это электронная система, которая предотвращает несанкционированный запуск двигателя и блокирует его. Как правило, он входит в штатное оснащение, и во многих странах, например, Европы без него машину не выпустят с конвейера. Первый в мире иммобилайзер запатентовали еще в начале XX века. Для запуска двигателя требовалось соединить контакты в определенной последовательности.

Современные иммобилайзеры интегрированы в электронную начинку транспортного средства и блокируют как минимум две основные функции для запуска двигателя — топливную систему и зажигание. Его работа строится на передаче/считывании уникального кода, наподобие того, как это делают транспондеры на платных трассах. В самом общем виде основные элементы любого иммобилайзера — это:

  • ключ зажигания (передатчик), в брелок которого встроен чип с предустановленным уникальным кодом;
  • электронный блок управления (ЭБУ). Считывает сигналы от ключа и отправляет команды системам автомобиля;
  • электромагнитное реле. Отвечает за разрыв цепи управления зажиганием, топливной системы или стартера.

Работа иммобилайзера выглядит так: когда водитель пытается завести двигатель, зашифрованный код от ключа передается компьютеру, и тот считывает его. Если он верен, то системы запуска двигателя разблокируются, и автомобиль сможет начать движение. Более усовершенствованные «ключи» используют скользящие коды безопасности. По факту это двухуровневая идентификация, в которой есть постоянный шифр и второй, меняющийся. Каждый раз при запуске двигателя компьютер генерирует второй код и сохраняет его в памяти. Таким образом, иммобилайзер сначала считывает личный код, а затем запрашивает скользящий.

Фото: autoleek.ru
Фото: autoleek.ru

Некоторые виды иммобилайзеров требуют ручного ввода PIN-кода, другими можно управлять с помощью приложений для смартфонов через Bluetooth. Также есть системы, которые самостоятельно блокируют пуск двигателя через заданное время.

Чтобы узнать, есть ли в автомобиле заводской иммобилайзер, достаточно заглянуть в руководство по эксплуатации. В нем будет указана информация о типе системы и как ей пользоваться. При покупке автомобиля «с рук» прежний владелец наверняка расскажет об иммобилайзере при продаже. Но есть и «народные» способы. Для этого ключ плотно оборачивают пищевой фольгой и вставляют в зажигание. Если машина не заведется, значит, иммобилайзер установлен. Также наличие системы можно проверить, заехав к дилеру.

Типы иммобилайзеров

Существует несколько видов иммобилайзеров, которые отличаются:

  • способом активации — контактные и бесконтактные;
  • типом установки — штатные с завода и дополнительные, которые встраивают в сервисе;
  • передачей сигнала — статического или динамического. В первом случае передается один неизменный код, во втором — изменяющийся.

Контактные иммобилайзеры

С точки зрения защиты от угона контактные иммобилайзеры не самые надежные — при желании замкнуть провода можно вручную
С точки зрения защиты от угона контактные иммобилайзеры не самые надежные — при желании замкнуть провода можно вручную (Фото: Shutterstock)

Такой иммобилайзер активируется через физический контакт — то есть в момент, когда ключ вставлен в замок зажигания. Это самые первые и простые модели. Их работа строится на простом принципе смыкания/размыкания контактов с последующей обработкой и передачей электрического сигнала. Контактное устройство может быть в любой форме — от устаревших таблеток (как от домофона) до более привычных ключей зажигания.

Кодовые иммобилайзеры

Блок для ввода кода иммобилайзера крепят в любом удобном месте — возле рулевой колонки или рядом с рычагом КПП
Блок для ввода кода иммобилайзера крепят в любом удобном месте — возле рулевой колонки или рядом с рычагом КПП (Фото: autoleek.ru)

Такие иммобилайзеры можно считать разновидностью контактных. Для их активации нужно не только подключить чип-устройство для считывания, но и ввести дополнительно PIN-код на специальной клавиатуре. В некоторых системах для разблокировки необходимо нажать, например, на педаль определенное количество раз, равное первой цифре кода.

Бесконтактные иммобилайзеры

С бесконтактным иммобилайзером водителю не нужно ничего делать, главное — находиться в рабочем радиусе системы
С бесконтактным иммобилайзером водителю не нужно ничего делать, главное — находиться в рабочем радиусе системы (Фото: autoleek.ru)

Это целая группа современных систем, которые преимущественно отличаются радиусом действия. Физический ключ может быть в виде брелка, кредитной карточки или любой другой формы. Они работают через приемную антенну — датчик небольших размеров, который прячут в обшивке салона. Радиус действия таких систем — от нескольких сантиметров от антенны до 2–5 м.

Иммобилайзеры с отпечатком пальца

Активация иммобилайзера при помощи биометрии — новый этап в развитии таких систем, и у них есть специальная защита
Активация иммобилайзера при помощи биометрии — новый этап в развитии таких систем, и у них есть специальная защита (Фото: mitsu-motors.ru)

Такая система идентифицирует владельца на основании биометрических данных, а именно отпечатка пальцев. Чтобы включить или выключить иммобилайзер, водителю нужно поднести палец к специальному сканирующему устройству. Если данные совпадут, то система сработает. На случай, если водителя заставили считать отпечаток под угрозой, в таких иммобилайзерах предусмотрена функция «тревожного» отпечатка. В этом случае двигатель разблокируется и даже какое-то время будет работать, но вскоре заглохнет.

Иммобилайзер и сигнализация: в чем разница

Работа иммобилайзера и сигнализации на первый взгляд похожа: обе системы защищают автомобиль от угона.

Иммобилайзер (в переводе с английского «обездвиженный») настроен только на блокировку двигателя. Если он заглох и не заводится, то и уехать на такой машине не выйдет. От физического взлома автомобиль он не спасет, так же как и не оповестит об этом звуковым сигналом владельца.

Полноценные охранные системы по своему функционалу шире. Помимо того что сигнализация сообщит о взломе или его попытке световым и звуковым сигналом, система отследит координаты перемещения авто, передаст информацию на диспетчерский пульт охраны, а установленные в салоне камеры могут автоматически начать запись всего происходящего.

Андрей Скипенко, менеджер по продукту «автомобильные телематические системы», «Цезарь Сателлит»

«Наиболее распространенными являются телематические и спутниковые системы. Появляются возможности не только удаленного информирования о тревоге, но и управления. Например, автозапуск, включение обогрева сидений/кондиционера.

Почти все системы, включая иммобилайзеры, можно сконфигурировать под большинство современных автомобилей. Это можно сделать с помощью специальных программ на персональном компьютере, через подключение непосредственно к порту USB либо с мобильных приложений через канал BT или GPRS (если в системе установлена сим-карта)».

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Неисправности иммобилайзера и их решения

В целом иммобилайзер — надежная система без очевидных слабых мест, за исключением самого ключа или брелка, говорит Евгений Ральченко, слесарь по ремонту автомобилей «АвтоСпецЦентр Chery Химки». Но, как и любая другая электроника, она тоже может поломаться, вызывая проблемы с эксплуатацией автомобиля. Вот некоторые из распространенных признаков, указывающих, что где-то есть неисправность.

1. Проблемы с запуском двигателя.

Самая очевидная поломка, которая, в том числе, может быть связана с иммобилайзером. Выражается в том, что автомобиль вообще не заводится. Причин для этого много — от неисправности в проводке до смарт-ключа. По словам эксперта, такая проблема может выражаться следующим образом:

  • стартер не вращает двигатель в ходе его запуска;
  • стартер крутит двигатель, но он не заводится;
  • двигатель заводится и сразу глохнет.

2. Ключ зажигания не поворачивается.

Скорее всего, по какой-то причине он не отправляет защитный код ЭБУ. Такое может произойти из-за повреждения самого ключа, например, если в него попала вода, или после механического удара. Прежде чем заказывать новый ключ, стоит убедиться, что используется правильный брелок для автомобиля.

3. Мигает световая индикация.

При нормальной работе иммобилайзера световой индикатор на приборной панели должен загореться на две секунды и гаснуть после включения зажигания. Если он светится дольше или вовсе не гаснет, то в работе системы есть неисправность.

4. Трудности с открытием или закрытием дверей.

При попытке открыть или закрыть автомобиль при помощи брелка тот не реагирует на манипуляции. Первоначально необходимо произвести замену батарейки, чтобы исключить возможность ее разрядки. Если замена батареи не дала результатов, проблема в иммобилайзере.

Как обойти иммобилайзер

Существуют случаи, когда необходимо «обойти» систему и не использовать штатный иммобилайзер. Если исключить криминальные ситуации с угоном, то такая вполне законная потребность может возникнуть при условии, если:

  • утерян/сломан основной ключ;
  • необходим удаленный запуск двигателя;
  • планируется установка сигнализации с автозапуском;
  • нарушена работа штатной системы.

Фото: autochainik.ru
Фото: autochainik.ru

«Обход» или временное отключение штатного иммобилайзера обычно выполняют доступным для конкретной марки/модели способом. Но в самом общем виде, по словам эксперта, они выглядят так.

  • Изготовление дубликата ключа. Необходимость в копии может возникнуть в случае утери или поломки основного ключа. С новым автомобилем, который купили в салоне, проблем возникнуть не должно. Для изготовления копии достаточно обратиться к дилеру, и в теории вопрос решится от нескольких дней до недели. В случае если машина покупалась с рук, придется потрудиться найти первоклассного электрика с хорошим оборудованием. По факту мастеру придется как бы угнать машину, подбирая код при помощи специального устройства. Тут очень важно, чтобы работу выполнял профессионал, который знает специфику конкретной модели. В противном случае некорректное вмешательство в «мозги» автомобиля может привести к другим, более серьезным последствиям.
  • Установка дополнительного иммобилайзера. Он не будет препятствовать запуску двигателя, но не позволит начать движение автомобиля без авторизации.
  • Скрытый ключ. Еще один способ — использовать третий ключ, который помещают внутрь специального контейнера и прячут в недра автомобиля, говорит Андрей Скипенко. В необходимый момент запуска двигателя на этот ключ подают питание, машина «видит», что прошитый в нее ключ находится в салоне, и дает команду ЭБУ запустить двигатель.

Как отключить иммобилайзер

Отключение электронного противоугонного устройства может понадобиться в ряде ситуаций, говорит Евгений Ральченко. Наиболее частые из них:

  • когда необходимо завести двигатель с помощью системы удаленного запуска;
  • при полной разрядке аккумулятора;
  • если сбился код защитного устройства;
  • если в процессе диагностики систему иммобилайзера подключили неправильно;
  • если система неисправна, а ее ремонт и диагностика дорогие, то отключение или обход иммобилайзера могут быть экономически выгодными.

Полное изъятие штатного иммобилайзера из контура аутентификации нежелательно, отмечает эксперт. Подобная манипуляция не рекомендована заводом-изготовителем.