Мы продолжаем цикл репортажей, призванных добавить деталей к хаотичной картине российского автомобильного рынка. В прошлой серии корреспондент Autonews.ru побывал на крупнейших логистических площадках Подмосковья, обнаружив там десятки тысяч новых Haval и Geely, а также крупную поставку Kia калининградской сборки.
Теперь в центре внимания оказались автомобильные заводы Калужской области. В первую очередь речь идет о площадке Volkswagen Group, хотя от визита на фабрику «ПСМА Рус», выпускающую Peugeot, Citroen, Opel и Mitsubishi, мы отказываться не стали.
Задача проста: посмотреть, сколько машин осталось на складах готовой продукции, пообщаться с сотрудниками и попытаться спрогнозировать сценарий на ближайшие несколько месяцев. В перспективе из этих кусочков мозаики должна сложиться общая картина, которая подтвердит или опровергнет заявления официальных дилеров и представительств.
Volkswagen и Skoda: последние запасы до конца года
![Фото: Autonews.ru](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/67/756545086040676.jpg)
Перед главной проходной завода «Фольксваген Груп Рус» припарковано несколько десятков машин, на которых приехали сотрудники. Можно подумать, что за забором идет активная жизнь, но производство полностью остановлено — весь задействованный персонал занимается поддержанием оборудования в надлежащем состоянии. В конце мая стало известно, что сборка не возобновится в обозримом будущем, и местные эту информацию подтверждают.
«До конца года точно простаиваем, тут просто нечего и не из чего собирать, — комментирует один из собеседников. — Многие уже нашли работу по совместительству: 2/3 оклада, которые нам продолжают платить, это хорошо. Но ведь у многих дети, ипотека, надо как-то с этим разбираться. При этом настроения в целом позитивные: кого-то продолжают возить в Москву на обучение и аттестацию — значит, компания вкладывается в людей и верит, что все в итоге наладится. Нет ощущения, будто нас собираются закрыть и бросить».
![Фото: Autonews.ru](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/16/756545087444163.jpg)
А что с запасами? Спутниковые снимки показывают, что на складах готовой продукции может одновременно храниться приблизительно 10-12 тыс. автомобилей. Сейчас эта территория заполнена где-то на треть: на карте мы обвели те части, где стоят машины, и для понимания масштабов их легко соотнести с фотографиями.
![Фото: Yandex](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/54/756545084930541.jpg)
Как мы считали автомобили
Детализация спутниковых снимков на картах Яндекса и Google позволяет посчитать количество автомобилей в одном ряду, затем умножить этот результат на число рядов в каком-либо секторе и экстраполировать результат по всей площади. Затем мы берем актуальную ситуацию, которую видели своими глазами, и соотносим реально заполненные площади со спутниковыми снимками. Это не гарантирует абсолютно точный результат, но возможное отклонение не превышает 10-15%, то есть оценить общую картину можно вполне достоверно.
Самая «густонаселенная» площадка почти целиком состоит из Volkswagen Polo и Skoda Rapid — их здесь суммарно около 2,5 тыс. Не очень похоже на дефицит? Но давайте посмотрим шире. На официальном сайте Volkswagen раздел «Автомобили в наличии» предлагает 1336 экземпляров Polo (да, мы сосчитали). Это те машины, которые физически есть у дилеров по всей стране. Давайте оптимистично предположим, что еще столько же — в пути, на разных этапах логистики. Схожая картина должна быть и у Skoda Rapid: два лифтбека-близнеца исторически демонстрируют близкие результаты продаж.
![Фото: Autonews.ru](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/27/756545084909274.jpg)
При самых позитивных раскладах получается так: 2,5 тыс. у дилеров, столько же в пути и еще столько же на заводе. Если мы правы, то в России есть около 7,5-8 тыс. «Поло» и «Рапидов», которые еще можно продать. При этом, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), с января по май этого года было продано 14 835 лифтбеков обоих брендов, из них 841 — только в мае.
То есть имеющихся автомобилей еле-еле хватит для поддержания даже такого темпа: дилерам придется «размазывать» остатки как минимум до конца года. И если вдруг конвейер заработает прямо в январе, то от начала производства до выдачи машин клиентам тоже пройдет не меньше месяца.