branding imagebranding image
Autonews
Техосмотр Алина Распопова
Подписаться на Telegram-канал

Техосмотр, +20 км/ч, налог на роскошь. Чего ждать водителям в 2022 году

Кому больше никогда не придется проходить техосмотр, при покупке каких машин начнут начислять налог на роскошь и отменят ли нештрафуемые +20 км/ч. Разбираемся в главных вопросах, которые волнуют водителей в 2022 году
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Обсуждению отмены обязательного техосмотра, снижения нештрафуемого лимита превышения скорости с 20 до 10 км/ч и пересчета налога на роскошь была посвящена значительная часть 2021 года. Разбираемся, что в итоге властям удалось изменить в жизни автомобилистов, а о чем в 2022 году придется продолжить дискуссии.

Обязательный техосмотр: отменен и переведен на добровольную основу

Отмена техосмотра запомнится автомобилистам как одна из неожиданных и быстро принятых инициатив. В июле 2021 года в МВД выступили с предложением отменить обязательное прохождение техосмотра для легковых автомобилей и мотоциклов, о чем первым сообщил глава ГИБДД Михаил Черников. Он объяснил, что водители и без техосмотра обязаны содержать свои транспортные средства в исправности — такая норма содержится в ПДД. В итоге с 22 августа страховщики начали оформлять полисы ОСАГО без проверки диагностических карт. А в конце декабря техосмотр сделали добровольным, сделав лишь несколько исключений.

Вступивший в силу закон отменил обязательное прохождение технического осмотра для легковых автомобилей и мотоциклов, принадлежащих физическим лицам и используемых ими исключительно в личных целях. При желании техосмотр можно будет пройти, чтобы выявить неисправности и провести после этого необходимый ремонт.

Техосмотр остался обязательным для автомобилей такси, автобусов и грузовиков. Также получать диагностическую карту необходимо для легковых автомобилей или мотоциклов старше четырех лет в случаях их постановки на учет или смены владельца.

Таким образом, в списке документов, обязательных для регистрации, появится еще один пункт. Теперь для постановки на учет водителю потребуется:

  • заявление владельца транспортного средства;
  • документ, удостоверяющий личность владельца;
  • документы, идентифицирующие транспортное средство — СТС и ПТС;
  • документы, устанавливающие основания для постановки транспортного средства на государственный учет, внесения изменений в регистрационные данные, прекращения или снятия с учета;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • диагностическая карта, содержащая заключение о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности, с актуальным сроком действия.

Фото: из открытых источников
Фото: из открытых источников

Еще один обязательный пункт, при котором получение диагностической карты сделали обязательным — изменения в конструкции автомобиля. Это, например, перевод автомобиля на газовое топливо или значительная доработка для поездок по бездорожью.

В итоге штраф за отсутствие техосмотра большинству водителей не грозит. Но с 1 марта 2022 года все-таки заработают изменения в законодательстве, которые позволят выписывать штрафы за отсутствие техосмотра в размере 2 000 руб. собственникам тех транспортных средств, которым данная процедура необходима. Фиксировать нарушение смогут дорожные камеры. С учетом изменений в законах, штрафы будут грозить только тем, кто купил машину старше четырех лет и не прошел техосмотр, внес изменения в конструкцию и также не получил после этого диагностическую карту. По факту отследить такие нарушения практически невозможно: без диагностической карты машину в ГИБДД не зарегистрировать, а выявление инспекторами ГИБДД изменений «на глаз» или с помощью камер — практически невозможно.

При этом в отмене техосмотра есть и неочевидный для многих водителей нюанс. Проблемы в случае отсутствия техосмотра, который, хотя и переведен на добровольную основу, но все равно считается подтверждением технической исправности автомобиля, могут возникнуть у водителей-виновников ДТП. Как объяснили в Российском союзе автостраховщиков (РСА), если будет доказано, что причиной аварии является неисправное транспортное средство, то в этой ситуации страховщик может выставить регресс. То есть страховщик заплатит пострадавшему за виновника, однако тот должен будет возместить компании ущерб по выплатам потерпевшей стороне.

Нештрафуемые +20 км/ч: попытки отменить продолжатся

Возможность для автомобилистов ездить с прибавкой до 20 км/ч к указанному на дорожных знаках лимиту скорости представители разных ведомств пытаются упразднить уже несколько последних лет. В МВД России в конце 2020 года заявили об отсутствии планов отказаться от нештрафуемых +20 км/ч. Однако многие чиновники с этим не согласны. В частности, вице-мэр Максим Ликсутов еще в интервью Autonews.ru рассказывал, что норму нужно снижать до +10 км/ч. Руководитель Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы Михаил Кизлык в интервью Autonews.ru высказывал такое же мнение.

Отдельный законопроект об отмене нештрафуемого порога в +20 км/ч и введении разных штрафов за превышения скорости на 5-10 км/ч и 10-20 км/ч был внесен в Мосгордуму в конце осени, но его депутаты отклонили 1 декабря 2021 года. Тем не менее, зампредседателя Мосгордумы и лидер фракции «Единая Россия» в парламенте Москвы Степан Орлов после обсуждения законопроекта заявил, что дискуссия еще не окончена и будет продолжена. По его словам, отмена нештрафуемого лимита — серьезная дискуссия, которую продолжат вести на уровне транспортников, урбанистов, специалистов в области дорожного движения и общественных организаций.

Фото: РБК
Фото: РБК

«Мы не пришли к какому-то единому мнению. Было бы нецелесообразно принимать такое радикальное предложение. Давайте продолжать дискуссию. Цель верная — это безопасность дорожного движения. Но правовой механизм пока принят быть не может. Давайте изучать опыт мировых мегаполисов. И мы придем к общему мнению, о том, какой должна быть скорость на разных дорогах Москвы и каким должен быть люфт», — заявлял в конце 2021 года Орлов.

С учетом того, что в Госдуме взялись за лихачей на дорогах и агрессивных водителей и уже разработали несколько жестких санкций в их адрес вплоть до уголовной ответственности, можно предположить, что к нештрафуемому порогу скорости власти тоже вернутся.

Налог на роскошь для автомобилей

Владельцам автомобилей дороже 3 млн руб. в России приходится платить так называемый налог на роскошь: размер транспортного налога для таких машин умножают на повышающие коэффициенты. По мнению властей, модели стоимостью от 3 млн руб. могут позволить себе только более состоятельные автомобилисты, и платить за владение такими машинами они должны больше. Такой ценовой ориентир установили еще в 2014 году, с тех пор он не менялся.
При этом в Российской ассоциации дилеров (РОАД) подсчитали, что с тех пор автомобили подорожали в среднем на 60%.

В беседах с Autonews.ru представители РОАД согласились с тем, что на фоне драматического роста цен за последние годы такая планка уже потеряла актуальность: в список для расчета на роскошь стали попадать иномарки среднего ценового сегмента. Например, Kia Stinger GT, Kia Mohave, Toyota Highlander, Mazda CX-9, Nissan Murano, Nissan Pathfinder, Peugeot Traveller, Skoda Kodiaq и другие. Там также рассказали, что ведут переговоры с Минпромторгом о повышении нижней ценовой планки, начиная с которой водители обязаны платить больше. Базовый диапазон с 3-5 млн руб. дилеры попросили поднять до 5-7 млн руб.

В свою очередь в Минпромторге Autonews.ru подтвердили, что рассматривают возможность пересчета минимальной ставки налога на роскошные автомобили. В пресс-службе уточнили, что в ведомстве поддерживают изменения, позволяющие обеспечить более объективный расчет транспортного налога. Но ценовых ориентиров не назвали. Обычно справочники с подпадающими под дополнительный налог моделями в ведомстве публикуют в марте. Таким образом, не позднее этого времени водители узнают, какие модели перестанут рассматриваться как роскошные.

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Напомним, что прядок начисления транспортного налога установлен статьей 362 Налогового кодекса. По итогам года сумма налога исчисляется в отношении каждого автотранспортного средства как произведение налоговой базы (мощность двигателя в л.с.) и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента. Также налоговая ставка зависит от региона, где зарегистрирован автомобиль.

Например, в Москве для моделей с двигателями мощностью до 100 л.с. ставка составляет 12 руб., от 100 до 125 л.с. — 25 руб., от 125 до 150 л.с. — 35 руб. и так далее вплоть до 150 руб. за мотор мощностью более 250 сил. Таким образом, за год владения легковушкой любого возраста мощностью 150 л.с. и стоимостью ниже 3 млн руб. придется заплатить 5 250 руб. В случае если автомобиль подпадет под «налог на роскошь», сумму придется умножить на повышающий коэффициент.

С 2018 года работают следующие повышающие коэффициенты:

  • 1,1 –для автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн руб., с года выпуска которых прошло не более трех лет; (действует в течение первого года владения, в последующие 2 года — 1;
  • 2 — при средней стоимости автомобилей от 5 до 10 млн руб. и не более пяти лет с года выпуска;
  • 3 — при средней стоимости автомобилей от 10 до 15 млн руб. и менее 10 лет с года выпуска, а также для автомобилей средней стоимостью от 15 млн руб. не старше 20 лет.