Autonews
Новости Алина Распопова

Выплаты по ОСАГО не будет: водителям рассказали об опасной ситуации

Автомобилист пожаловался на отказ страховой платить по ОСАГО за разбитую во дворе машину. Водитель на каршеринге признал вину, в ГИБДД составили протокол. Но страховщик уверен: таких повреждений в этом ДТП быть не могло
Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»

Автомобилист остался без страховой выплаты по ОСАГО после ДТП по вине водителя каршеринга. Водитель из Москвы Иван Булатов (имя изменено, — ред.) рассказал Autonews.ru, что в его припаркованную во дворе Opel Astra врезался арендованный автомобиль. Самого Булатова не было в городе — ДТП оформили без владельца с участием инспекторов ГИБДД. Согласно материалам дела, полицейские зафиксировали повреждения переднего бампера, а также передней фары и обеих передних противотуманок. В объяснении арендовавшая Volkswagen Polo автомобилистка указала, что врезалась в Astra, когда ехала задним ходом. Свою вину, как и нанесенные повреждения, автомобилистка полностью признала.

Узнав о произошедшем, Булатов обратился к страховщику компании-каршеринга — РЕСО-гарантия. По оценке мастеров СТО, ущерб составил 72 тыс. рублей. Тем не менее, страховая компания платить отказалась. Там после осмотра автомобиля и изучения документов пришли к выводу, что заявленные повреждения при таком ДТП Opel Astra просто не мог получить. Булатов направил в страховую несколько жалоб, но в итоге получил отказ.

«Как же так? — возмутился водитель. — Виновница все признала, в ГИБДД оформили аварию, и есть экспертиза. Машину повредили в мое отсутствие и, выходит, я ничего не могут получить?»

Страховая не нашла похожих следов именно от этого ДТП

В страховой компании Autonews.ru сообщили, что после ДТП провели трасологическую экспертизу автомобиля Opel. Проверка обнаружила множество противоречий с картиной ДТП, описанной в представленных страхователем документах, объяснил заместитель генерального директора РЕСО-Гарантия Игорь Иванов. Он выразил мнение, что имеющиеся на автомобиле Opel повреждения не могли быть получены при обстоятельствах, описанных в поданных страхователем документах.

How to 14 октября 2020 Что делать, если машину повредили во дворе. Инструкция
How to 30 апреля 2020 По ОСАГО отказываются платить. Что делать?

«В частности, на переднем бампере расположены большие массивы следов, наклон которых идет в противоположных направлениях: вправо и влево. По мнению экспертов, эти следы не могли возникнуть одновременно от столкновения с одним объектом, будь это задняя дверь Volkswagen Polo или нечто иное», — обратил внимание Иванов.

Согласно ответу страховщика, в случае столкновения с Volkswagen, на поврежденных элементах Opel должны были бы остаться следы от воздействия гладкой поверхности. То есть от слоя лака, слоя базовой эмали и полимерной пленки, которой оклеен каршеринговый автомобиль. Однако реальные повреждения, согласно ответу компании, нанесены объектами, имеющими абразивную структуру — наподобие зерен наждачной бумаги. Также на поврежденном автомобиле не обнаружилось следов полимерной пленки и лакокрасочного покрытия Volkswagen, которые неизбежно должны были бы возникнуть из-за нагрева элементов автомобилей при контакте.

«Часть повреждений, якобы нанесенных задней дверью автомобиля виновника, могла возникнуть только в том случае, если бы этот автомобиль двигался боком, но конструкция Volkswagen ни технически, ни физически такого не позволяет, — сообщили в РЕСО-гарантия. — Вывод экспертизы однозначен: повреждений много, и они все разные, то есть получены в разных обстоятельствах и не одновременно».

Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»

В страховой компании посоветовали найти истинного виновника ДТП с помощью полиции. А чтобы не попадать в ситуации, когда устроившего аварию найти не удается, страховщик посоветовал оформить один из вариантов каско.

«Если же автовладелец уверен, что не исказил в своем обращении в страховую компанию и в правоохранительные органы обстоятельств дела, то есть не отнес к последствиям происшествия те повреждения, которые уже были на его машине, то следует повторно обратиться в правоохранительные органы, — отметили в страховой. — В полиции нужно составить заявление о причинении вреда его имуществу неустановленным лицом».

После этого правоохранители должны будут провести новое расследование и установить, кто вместо или помимо взявшей на себя вину в ДТП водительницы каршерингового Volkswagen нанес все перечисленные повреждения.

Что говорят юристы

О том, что составляя обращения в страховые компании, водители неточно соблюдают процедуру и прикладывают не все документы, рассказал Autonews.ru юрист в области страхования Сергей Беляков. Проанализировав ситуацию, эксперт предположил два варианта, почему так получилось. В первом — потерпевший некорректно предоставил документы. В таком случае необходимо еще раз сфотографировать все материалы дела в ГИБДД, объяснения и понятно написать обращение.

«Есть подозрения, что написанное в заявлении о страховом случае не коррелируется с тем что указано в документах ГИБДД. Страховая действительно может быть не права, если отказывает в выплате. Но у них нет времени и желания перепроверять непонятные документы. Сразу бежать в суд в таком случае — опрометчиво, надо сначала понять, каких документов не хватает».

Второй вариант, который также нередко встречается в практике Белякова — потерпевший мог указать список повреждений, которые уже были на автомобиле до ДТП в надежде починить за счет страховой и старые вмятины.

«Среди потерпевших такое бывает очень часто, пишут все повреждения, какие не лень, а потом удивляются», — отметил Беляков.

Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»

При этом юрист Европейской юридической службы Дмитрий Безделин считает, что если водитель уверен в своей правоте, у него есть шанс добиться выплаты.

«Но потерпевший вправе не согласиться с выводами страховщика и реализовать свое право на возмещение ущерба. Для начала нужно соблюсти досудебный порядок урегулирования спора, а затем обратиться в суд и пытаться доказать факт ДТП и наличие страхового случая. Рекомендую ходатайствовать о назначении автотехнической экспертизы, вызове сотрудников ГИБДД для дачи показаний», — посоветовал Безделин.

Что делать, если страховая не платит по ОСАГО

Спорить со страховой в случае разногласий следует по определенным правилам. Как объяснили Autonews.ru в Службе финансового уполномоченного, в России действует обязательный досудебный порядок урегулирования споров между финансовыми организациями и потребителями финансовых услуг. Если автовладелец не согласен с действиями страховой компании и считает, что его право нарушено, то до обращения к финансовому уполномоченному он обязан обратиться с заявлением в саму страховую компанию. Такая претензионная стадия является обязательной, без ее соблюдения финансовый уполномоченный не сможет принять к рассмотрению обращение потребителя и приступить к разрешению спора.

В своем заявлении в страховую организацию потребителю необходимо сформулировать свои конкретные претензии в отношении действия страховой компании. Заявление может быть направлено в письменной или электронной форме. Финансовая организация обязана рассмотреть заявление потребителя финансовых услуг и направить ему мотивированный ответ об удовлетворении, частичном удовлетворении или отказе в удовлетворении предъявленного требования.

Если после этого требования не будут удовлетворены страховой организацией, то он может обратиться к финансовому уполномоченному для рассмотрения спора.

При подаче обращения финансовому уполномоченному потребитель должен предоставить ряд документов в соответствии с законодательством. Кроме того, можно предоставить все имеющиеся у него документы, доказывающие по мнению клиента сам факт ДТП и причиненный ущерб. В том числе это могут быть записи видеорегистратора, камер.

В практике финансового уполномоченного были случаи, когда потребитель предоставил запись видеорегистратора, на которой были зафиксированы обстоятельства ДТП. Как следствие, у финансового уполномоченного не возникло сомнений по поводу факта ДТП и причинения именно в нем повреждений автомобиля.

Фото: Shutterstock