Autonews
Статьи Екатерина Демишева

Головная боль для водителей: парковаться во дворах постепенно запрещают

Парковка автомобиля во дворе собственного дома может привести к штрафу и эвакуации — кто ставит запрещающие знаки, законно ли это и где хранить машину, если двор закрыт
Фото: Shutterstock

Волна недовольства автомобилистов захлестнула социальные сети крупных российских городов. Владельцы квартир в новостройках возмущены запретом парковки в собственных дворах. Речь идет о популярных в последние годы проектах многоквартирного жилья с концепцией пространства без машин. Как только дома активно заселяются, управляющая компания согласует с местной администрацией знаки запрета парковки во дворах, и автомобили жильцов начинают увозит на эвакуаторах. Autonews.ru разобрался в правилах организации дворовой парковки и выяснил, законны ли запреты.

Правила организации парковки у дома

Вопрос дворовых парковок лежит в компетенции муниципальных властей. Но существуют и общефедеральные нормы, которые прописаны в СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Их застройщик должен предусмотреть еще на этапе строительства.

Статьи 27 мая Штраф за парковку во дворе: каких водителей и за что могут наказать
How to 14 октября 2020 Что делать, если машину повредили во дворе. Инструкция

В документе указывается, что отводимый под строительство жилого здания земельный участок изначально должен предусматривать возможность организации придомовой территории с гостевыми стоянками. А места для размещения стоянок или гаражей для автомобилей должны соответствовать гигиеническим требованиям. Количество машин для парковки рассчитывается по уровню автомобилизации. Для этого существует другой документ — СП 42.133330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Согласно этим правилам, обеспеченность транспортном составляет всего 350 машин на 1000 человек — то есть стоянка рассчитывается примерно на 25% жильцов.

Федеральный норматив также указывает возможные рамки расчета в коэффициенте — от 0,5 и выше на квартиру. Органы местного самоуправления могут расширять эти значения и устанавливать допустимое количество машиномест из расчета метража квартир. Но в документах не указывается, что парковка должна быть бесплатной, поэтому в зачет идут все платные паркинги.

Фото: Алексей Филиппов / ИТАР-ТАСС

Самый важный пункт — требования к расстоянию от мест хранения машин до домов. Минимальное расстояние не должно превышать 10 метров. Рассчитывается оно по количеству мест для машин и наличию окон:

  • парковка для 10-50 машин должна располагаться на расстоянии 10 метров от зданий без окон и 15 метров от зданий с окнами;
  • парковка для 50-100 автомобилей должна быть ¬на расстоянии 15 метров от зданий без окон и 25 метров от зданий с окнами;
  • стоянка для 100-300 автомобилей не должна быть ближе 25 метров от зданий без окон и 35 метров от зданий с окнами.

Кроме того, регламентируется расстояние парковки от детских и учебных учреждений, площадок для игр, спорта и отдыха. Даже стоянка на 10 машин должна быть удалена от перечисленных объектов минимум на 25 метров.

Решение о парковке принимает управляющая компания

В реальности требования СП редко выполняются, хоть и созданы для обеспечения комфорта жильцов и соблюдения требований пожарной безопасности. Чтобы это увидеть, достаточно заглянуть в любой ближайший двор. Поэтому, рассматривая вопрос законности установки запрещающих знаков на придомовой территории, стоит оценить легальность самой парковки на этой земле. Жаловаться на застройщика можно только в том случае, если он нарушил вышеописанные пункты при проектировке. Дальнейшее их соблюдение перекладывается на управляющую компанию.

Помимо автомобилистов, в новостройках живут и борцы за экологию. Один из самых известных случаев такой борьбы произошел два года назад, когда житель Братска возмутился парковкой машин во дворе своего дома и дошел со своей жалобой до Верховного суда. Тогда суд постановил, что жильцы многоквартирных домов не в праве использовать гостевую парковку, а только такой вид стоянки прописан в документах в качестве автостоянки для личных автомобилей. Основой решения стали уже указанные выше документы СанПин. Причем штрафы за нарушения правил грозят управляющей компании. 

Фото: Shutterstock

По словам координатора «Синих ведерок» Петра Шкуматова, у управляющих компаний нет никаких ограничений, кроме ГОСТов. «Теоретически они могут запретить почти все. Если был разработан проект организации дорожного движения во дворе, то штрафы с таких знаков может выписывать соответствующее должностное лицо либо пользователи приложения «Помощник Москвы». Если это не эвакуация, то все деньги с таких штрафов пойдут в региональный бюджет», — объяснил эксперт в беседе с Autonews.ru.

Кто ставит запрещающие знаки

Расстановка знаков во дворах происходит после согласования проекта организации дорожного движения за авторством муниципальных депутатов или городской администрации. Сделать это могут и сами жильцы — через управляющую компанию, ТСН или ТСЖ. Либо спроектировать организацию дорожного движения во дворе изначально может застройщик. После согласования проекта дорожным службам дают поручение установить знаки. Например, в Москве установку знаков согласуют в Центре организации дорожного движения.

Как рассказал Autonews.ru ведущий специалист Европейской юридической службы Орест Мацала, знаки 3.27 «Остановка запрещена» и 3.28 «Стоянка запрещена» устанавливать во дворах жилых домов вполне законно. Дорожникам важно только расположить знак правильно — он должен быть развернут лицевой стороной к дороге по направлению к водителям и хорошо заметен. И обязательно перед установкой должен быть утвержден проектом организации дорожного движения — тогда штрафы и эвакуация становятся законными.

Такая схема невозможна только в одном случае — если территория для парковки отнесена к имуществу собственников многоквартирного дома. В таком случае решение об установке дорожного знака будут принимать собственники. Но этим вопросом стоит озаботиться заранее, а еще лучше - оценить парковочный фактор на эта покупки квартиры. Такой совет автомобилистам дал Петр Шкуматов.

«Нужно просто не покупать квартиру, если инфраструктура двора и окрестностей недружелюбна к автомобилистам. В новостройках всегда предупреждают, что у людей будут двор без машин, клумбы, цветы и фонтаны — то есть все, что угодно, кроме бесплатной парковки. Люди своими руками за свои деньги покупают в таких домах квартиры, а потом удивляются» — пояснил Шкуматов.

Фото: соцсети

Парковка или стоянка под запрещающим знаком влечет административную ответственность по статье 12.19 КоАП. Штраф Москвы и Санкт-Петербурга составляет 2500 рублей, для других городов — 1500 рублей.