Autonews
Статьи Екатерина Демишева

«Что будут есть наши дети?» Как мы меняли резину в карантин

Почему шиномонтажи, мойки и небольшие автосервисы в условиях пандемии коронавируса, всеобщей самоизоляции и приказов сверху все равно продолжают работать
Фото: Егор Алеев / ТАСС

Апрель — самый хлебный месяц для автосервисов и станций шиномонтажа, но в этом году все иначе. Правительственные меры сделали работу предприятий по обслуживанию автомобилей очень тяжелой. Машины по улицам ездить продолжили, а вот обслуживать их официально стало негде.

На этой неделе ситуация изменилась: Минпромторг направил главам регионов рекомендацию не закрывать СТО. И в 33 регионах чиновники последовали просьбе министерства, автосервисы стали открываться. Впрочем, Москва и Московская область в число этих регионов пока не вошли. Здесь по-прежнему большинство крупных и сетевых сервисов закрыто, но есть и те, кто не думал сворачивать бизнес. Маленькие сервисы и мойки обслуживали клиентов с первых дней самоизоляции и продолжают делать это сегодня.

«А что нам есть?»

Мы поехали в один из таких сервисов в Подмосковье, чтобы сменить зимнюю резину на летнюю. В это обычно загруженное весеннее время у СТО было припарковано всего несколько автомобилей. Никакой очереди, мастер сразу принял машину в работу. На нем были технические перчатки, а маска или какие-то другие средства защиты отсутствовали.

How to 24 марта 2020 Пора переобуваться: 8 правил, которые должен знать каждый
Статьи 3 апреля 2020 «Платить уже нечем». Карантин больно ударил по автосервисам

«Ажиотажа нет, народ едет неохотно. Но простоя тоже нет, люди все-таки приезжают. Кому резину поменять, а кому ремень ГРМ, — рассказал мастер-приемщик. — Мы не закрывались на карантин. Если мы закроем сервис, то что будут есть наши дети? Мы не боимся проверок, вирусов тоже не боимся. Посмотрите, в каких условиях мы работаем, это работа на кусок хлеба».

Сотрудник сервиса сразу предупредил, что оплата шиномонтажа будет через онлайн-перевод по номеру телефона. Единственное новое правило, связанное с карантином, — стараться не брать у клиентов наличные деньги. «Мы и ремонтируем, и резину меняем. Можем электрику и ходовую посмотреть, какие-то запчасти поменять. Нам никто никаких каникул не предоставил, аренду и налоги мы обязаны платить», — объяснил механик.

По словам сотрудника сервиса, СТО ждет притока клиентов и прибыли сразу после окончания карантина. «Несмотря на то что мы работаем, клиентов все равно очень мало. Потому что люди сидят дома, машины стоят во дворах. Как только поедут куда-то, приедут и к нам — на ремонт или монтаж», — пояснил сотрудник сервиса.

Фото: Екатерина Демишева / РБК

Что у официалов

О том, что в некоторых регионах и крупные автосервисы работают, нам рассказала сооснователь сети автосервисов «Вилгуд» и председатель сообщества независимых автосервисов России Барно Турсунова. По ее словам, в регионах, где работа разрешена, автостанции соблюдают все меры безопасности. «Наши сотрудники работают в масках и перчатках, а помещения оборудованы дезинфекционными средствами. Регулярно проводится уборка, а клиентов записывают на строго определенное время, чтобы избежать их пересечения друг с другом», — сказала Турсунова.

По данным собеседницы, в Москве и Московской области, где находится большинство сервисов ее сети, пока нет разрешительных указов для полноценной работы и здесь точки остаются закрытыми для обычных клиентов.

Автосервисы Autonews
Искать больше не нужно. Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис

«Работают только те точки, где есть корпоративные клиенты из списка разрешенных к работе. Клиентам, у которых срочный ремонт, мы предлагаем бесконтактную приемку», — объяснила Барно Турсунова.

Бесконтактная приемка выглядит следующим образом: автомобиль принимается на разрешенной дистанции, а все согласования с клиентом проводятся через телефон или видео в мессенджерах.

«Автосервисы пока не добавлены в категорию пострадавшей отрасли, как мы просили у правительства. Ситуация для бизнеса пока критическая. Запчасти во многих регионах начали продавать, и в Москве тоже», — уточнила собеседница.

При этом те официальные сервисы, которые все-таки возобновили работу, делают это в убыток. Клиентов очень мало, люди не выходят из дома без острой необходимости. Сейчас клиентами автосервисов являются те, кто вынужден постоянно передвигаться на автомобиле.

Фото: Антон Вергун / ТАСС

«Не трогайте машину»

Официального запрета на работу автосервисов не было: закрылись те точки, которые зависят от продажи запасных частей, потому что ее как раз запретили. Кроме того, для многих СТО карантинные меры по обслуживанию клиентов и обеспечению работы сотрудников являются невыполнимыми. Но некоторые автосервисы все-таки смогли подстроиться под новые правила.

«Нет запрета на работу автосервисов. Работать нам официально можно. Мы сократили прием автомобилей, сократили до минимума контакт с клиентами. Мы занимаемся кузовным ремонтом. Клиент приехал, оставил нам машину на один, три дня, на неделю, а иногда и на месяц, — рассказал в беседе с Autonews.ru технический директор «ЛСД-сервиса» Леонид Дементьев. — Сперва у нас были сомнения, работать или нет. Если бы ввели режим ЧС, то тогда да — мы бы закрылись. А так работать можно, клиенты есть».

По словам собеседника, после первых недель самоизоляции народ начал аккуратно выходить на улицу и посещать автосервисы в том числе. «Первые дней 10 было тихо. Я даже вел статистику для себя. За неделю было всего два звонка, а первый клиент приехал только через 8 дней. Но на этой неделе народ поехал и звонят активнее. Но финансово у людей сейчас все непросто. На шиномонтаж приедут, а что-то чинить будут уже после, когда денег подкопят. Мы принимаем машину на улице, берем ключи, отдаем бумагу, если она нужна. Все остальное решается по телефону, клиент в сам сервис не заходит. Перчатки у всех есть. На рули и сиденья надеваем чехлы. Где возможно, протираем антибактериальными растворами», — объяснил Дементьев.

Представитель московского автосервиса рассказал, что многие люди напуганы и это основная проблема и потеря клиентов. «В первые дни самоизоляции приехал мужчина, чтобы поменять резину, и попросил сделать это не дотрагиваясь до автомобиля. Мы долго общались, предлагали ему самостоятельно заехать на подъемник, закрыть машину, но не трогать совсем ее невозможно — в перчатках наши сотрудники все равно снимают колеса и дотрагиваются до них. Мы с ним так и не нашли общий язык, он сказал, что лучше приедет потом, когда все закончится», — сказал Леонид Дементьев.

Фото: Олег Лозовой / РБК