Autonews
«Что будут есть наши дети?» Как мы меняли резину в карантин
Фото: Егор Алеев / ТАСС
Статьи
Екатерина Демишева
Статьи 10 апреля
Екатерина Демишева
«Что будут есть наши дети?» Как мы меняли резину в карантин
Почему шиномонтажи, мойки и небольшие автосервисы в условиях пандемии коронавируса, всеобщей самоизоляции и приказов сверху все равно продолжают работать

Апрель — самый хлебный месяц для автосервисов и станций шиномонтажа, но в этом году все иначе. Правительственные меры сделали работу предприятий по обслуживанию автомобилей очень тяжелой. Машины по улицам ездить продолжили, а вот обслуживать их официально стало негде.

На этой неделе ситуация изменилась: Минпромторг направил главам регионов рекомендацию не закрывать СТО. И в 33 регионах чиновники последовали просьбе министерства, автосервисы стали открываться. Впрочем, Москва и Московская область в число этих регионов пока не вошли. Здесь по-прежнему большинство крупных и сетевых сервисов закрыто, но есть и те, кто не думал сворачивать бизнес. Маленькие сервисы и мойки обслуживали клиентов с первых дней самоизоляции и продолжают делать это сегодня.

«А что нам есть?»

Мы поехали в один из таких сервисов в Подмосковье, чтобы сменить зимнюю резину на летнюю. В это обычно загруженное весеннее время у СТО было припарковано всего несколько автомобилей. Никакой очереди, мастер сразу принял машину в работу. На нем были технические перчатки, а маска или какие-то другие средства защиты отсутствовали.

По теме:

«Ажиотажа нет, народ едет неохотно. Но простоя тоже нет, люди все-таки приезжают. Кому резину поменять, а кому ремень ГРМ, — рассказал мастер-приемщик. — Мы не закрывались на карантин. Если мы закроем сервис, то что будут есть наши дети? Мы не боимся проверок, вирусов тоже не боимся. Посмотрите, в каких условиях мы работаем, это работа на кусок хлеба».

Сотрудник сервиса сразу предупредил, что оплата шиномонтажа будет через онлайн-перевод по номеру телефона. Единственное новое правило, связанное с карантином, — стараться не брать у клиентов наличные деньги. «Мы и ремонтируем, и резину меняем. Можем электрику и ходовую посмотреть, какие-то запчасти поменять. Нам никто никаких каникул не предоставил, аренду и налоги мы обязаны платить», — объяснил механик.

По словам сотрудника сервиса, СТО ждет притока клиентов и прибыли сразу после окончания карантина. «Несмотря на то что мы работаем, клиентов все равно очень мало. Потому что люди сидят дома, машины стоят во дворах. Как только поедут куда-то, приедут и к нам — на ремонт или монтаж», — пояснил сотрудник сервиса.

Фото: Екатерина Демишева / РБК

Что у официалов

О том, что в некоторых регионах и крупные автосервисы работают, нам рассказала сооснователь сети автосервисов «Вилгуд» и председатель сообщества независимых автосервисов России Барно Турсунова. По ее словам, в регионах, где работа разрешена, автостанции соблюдают все меры безопасности. «Наши сотрудники работают в масках и перчатках, а помещения оборудованы дезинфекционными средствами. Регулярно проводится уборка, а клиентов записывают на строго определенное время, чтобы избежать их пересечения друг с другом», — сказала Турсунова.

По данным собеседницы, в Москве и Московской области, где находится большинство сервисов ее сети, пока нет разрешительных указов для полноценной работы и здесь точки остаются закрытыми для обычных клиентов.

«Работают только те точки, где есть корпоративные клиенты из списка разрешенных к работе. Клиентам, у которых срочный ремонт, мы предлагаем бесконтактную приемку», — объяснила Барно Турсунова.

Бесконтактная приемка выглядит следующим образом: автомобиль принимается на разрешенной дистанции, а все согласования с клиентом проводятся через телефон или видео в мессенджерах.

«Автосервисы пока не добавлены в категорию пострадавшей отрасли, как мы просили у правительства. Ситуация для бизнеса пока критическая. Запчасти во многих регионах начали продавать, и в Москве тоже», — уточнила собеседница.

При этом те официальные сервисы, которые все-таки возобновили работу, делают это в убыток. Клиентов очень мало, люди не выходят из дома без острой необходимости. Сейчас клиентами автосервисов являются те, кто вынужден постоянно передвигаться на автомобиле.

Фото: Антон Вергун / ТАСС

«Не трогайте машину»

Официального запрета на работу автосервисов не было: закрылись те точки, которые зависят от продажи запасных частей, потому что ее как раз запретили. Кроме того, для многих СТО карантинные меры по обслуживанию клиентов и обеспечению работы сотрудников являются невыполнимыми. Но некоторые автосервисы все-таки смогли подстроиться под новые правила.

«Нет запрета на работу автосервисов. Работать нам официально можно. Мы сократили прием автомобилей, сократили до минимума контакт с клиентами. Мы занимаемся кузовным ремонтом. Клиент приехал, оставил нам машину на один, три дня, на неделю, а иногда и на месяц, — рассказал в беседе с Autonews.ru технический директор «ЛСД-сервиса» Леонид Дементьев. — Сперва у нас были сомнения, работать или нет. Если бы ввели режим ЧС, то тогда да — мы бы закрылись. А так работать можно, клиенты есть».

По словам собеседника, после первых недель самоизоляции народ начал аккуратно выходить на улицу и посещать автосервисы в том числе. «Первые дней 10 было тихо. Я даже вел статистику для себя. За неделю было всего два звонка, а первый клиент приехал только через 8 дней. Но на этой неделе народ поехал и звонят активнее. Но финансово у людей сейчас все непросто. На шиномонтаж приедут, а что-то чинить будут уже после, когда денег подкопят. Мы принимаем машину на улице, берем ключи, отдаем бумагу, если она нужна. Все остальное решается по телефону, клиент в сам сервис не заходит. Перчатки у всех есть. На рули и сиденья надеваем чехлы. Где возможно, протираем антибактериальными растворами», — объяснил Дементьев.

Представитель московского автосервиса рассказал, что многие люди напуганы и это основная проблема и потеря клиентов. «В первые дни самоизоляции приехал мужчина, чтобы поменять резину, и попросил сделать это не дотрагиваясь до автомобиля. Мы долго общались, предлагали ему самостоятельно заехать на подъемник, закрыть машину, но не трогать совсем ее невозможно — в перчатках наши сотрудники все равно снимают колеса и дотрагиваются до них. Мы с ним так и не нашли общий язык, он сказал, что лучше приедет потом, когда все закончится», — сказал Леонид Дементьев.

Фото: Олег Лозовой / РБК