Autonews
Статьи Роман Фарботко

CR7, Jeep и азиаты: как автопроизводители меняют футбол

Jeep и «Ювентус» переподписали соглашение: теперь итальянцы будут получать от титульного спонсора по 42 млн евро в год. Разбираемся, почему топ-клубы работают с автомобильными брендами и как это влияет на спорт
Фото: Jeep

Роберто Скачатторе уже за 40, и половину своей жизни он продает китайский мерч рядом со стадионом «Ювентуса». Он ездит на старом Fiat Panda, живет в тесной квартире в Асти и помнит, как клуб из Турина вышвырнули в «Серию Б» за договорные матчи.

«Понимаешь, раньше было совсем все по-другому, — итальянец сделал паузу, потушил сигарету и зачем-то начал жевать фильтр. — Без Криштиану (Роналду. — Прим. ред.) я бы все эти шмотки и шарфы продавал до декабря. Сейчас налепил седьмой номер — и все, ты самый успешный бизнесмен на севере Италии».

От Роналду здесь действительно все сходят с ума: в клубном магазине футболки разбирают день в день с поставкой (к вечеру остаются только XXL), пожилые итальянки рисуют на щеках CR7, а те, которые помоложе, фотографируют КриРо с трибун и заваливают ленту «Инстаграма» одинаково убогими постами.

Автосервисы Autonews
Искать больше не нужно. Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис

Причем неважно, как играет обладатель пяти «Золотых мячей». Домашний матч с «Локомотивом» он, например, провалил, получив от La Gazzetta dello Sport разгромную оценку 5,5. При этом каждое его касание мяча стадион сопровождал овациями, а от дальних и совсем не опасных ударов публика сходила с ума и хваталась за головы, будто это был верный голевой момент.

Еще несколько лет назад приглашение суперзвезды уровня Роналду казалось чем-то из Fantasy Football, а сегодня болельщики шутят, что летом «Юве» должен подписать еще и Месси. Революционные изменения в клубе — результат работы Андреа Аньелли, наследника империи Fiat. Когда-то его дядя Джанни, один из богатейших людей Италии, обменивал игроков из других клубов на моторы для катеров, а сейчас Андреа выкупает контракты за 100 млн евро и более.

Фото: ZUMA Press / Global Look Press

Бизнес-модель «Юве» — одна из самых успешных в мире футбола. Здесь нет безумных арабских денег и немыслимых испанских кредитов. На прошлой неделе клуб пересмотрел контракт со своим титульным спонсором — маркой Jeep. Теперь автомобильный бренд, который входит в состав концерна FCA (Fiat Chrysler — его тоже контролирует семья Аньелли), будет платить клубу не по 17, а уже по 42 млн евро в год. Стороны объяснили это «успешными выступлениями команды и повышением узнаваемости бренда «Ювентуса» на глобальном уровне».

Год назад клуб переподписал контракт с adidas на супервыгодных для себя условиях. До 2027 г. немцы заплатят итальянцам как минимум 408 млн евро (около 50 млн евро в год), причем в эту сумму не включены бонусы за успешные выступления и повышение узнаваемости бренда. Клуб может получить дополнительную роялти за использование имиджевых прав новых футболистов. То есть общий объем годовых выплат легко увеличится до 60–70 млн евро.

Статьи 25 мая 2017 Метро, катер и Mercedes: на чем ездит новая сборная России по футболу
Фото 27 июля 2017 Хром и тысяча сил: самые редкие и дорогие автомобили футболистов

С узнаваемостью, кстати, уже полный порядок, причем далеко за пределами Италии. За три часа до матча на Strada della Continassa паркуются два гигантских автобуса с китайскими туристами. Итальянец на ломаном английском дает указание подопечным: «Так, ребята, сначала идем в клубный магазин, потом собираемся здесь же — пьем кофе и идем на стадион».

Азиаты неубедительно кивают (они, похоже, не поняли ни слова) и несутся в сторону вывески Juventus Store. Там за 15 минут сметают игровые футболки по 129 евро за штуку и весело галдят в километровой очереди на кассу. Азиатский рынок в последние годы стал если не приоритетным для клуба, то очень важным. Например, именно Аньелли убедил федерацию проводить один матч в неделю в 13:30 по местному времени — все ради того, чтобы китайцы, японцы и корейцы тоже смотрели на «Ювентус».

Фото: imago-images.de / Global Look Press

После всех глобальных преобразований в Турине на футбол ходят как в театр. Curva Nord (главная фанатская трибуна) в последние годы недовольна дорогими абонементами, но сделать с этим ничего не может: тиффози в прошлом сезоне протестовали молчанием, писали обращения Аньелли и даже бойкотировали матчи, но результата это не дало. 40 евро — и ни центом меньше.

Билет на центральную трибуну стоит уже от 100 до 250 евро, поэтому на парковке Fiat Panda Роберто Скачатторе стояла между Ferrari 458 Italia и Maserati Levante. Игроки и сотрудники клуба, впрочем, ездят на «Джипах», выполняя контрактные обязательства. Причем даже когда «Юве» приедет в Москву на ответный матч с «Локомотивом», руководство тоже будет перемещаться на Jeep Grand Cherokee — черных и белых.

Как минимум в Италии никого, похоже, уже не удивит, если Jeep в скором времени выпустит, например, линейку J-edition. После ребрендинга букву J использовали для названия гостиницы в пешей доступности от стадиона и для медицинского центра прямо в здании стадиона: J-hotel и J-medical.

Фото: Jeep

Сотрудничество «Ювентуса» с Jeep не уникально: автомобильные бренды все больше инвестируют в футбол. Audi десять лет успешно работает с «Баварией» и платит клубу по 30 млн евро в год. Договор подходит к концу, и конкуренты из BMW уже предложили свои условия: 800 млн евро за 10 лет. «Вольфсбург» вообще существует только благодаря «Фольксвагену», а Chevrolet выплачивает «Манчестер Юнайтед» по 49 млн фунтов стерлингов каждый год.

Андреа Аньелли тем временем затеял очередную перестройку. В среду, 23 октября, на собрании акционеров клуба он предложил увеличить капитал еще на 300 млн евро.

«Эти цифры кажутся огромными по сравнению с итальянской реальностью, но наша точка отсчета — большие европейские клубы. Мы можем утверждать, что «Ювентус» является крупнейшим клубом итальянского футбола, но и одним из крупнейших в Европе. Футбол стареет как товарное предложение, которое остается в силе для лиц старше 35 лет. Новые направления в сфере развлечений, такие как киберспорт, набирают силу. Это то, о чем нужно подумать», — объяснил Аньелли.

Кажется, Роберто Скачатторе пора покупать машину вместительнее «Панды», а заодно искать помощника — мерча будет еще больше.

Фото: Jeep