Autonews
Крикетный мяч и самолет Spitfire: как создают автомобили Jaguar
Фото: Jaguar
Статьи
Дмитрий Александров
Статьи 8 октября
Дмитрий Александров
Крикетный мяч и самолет Spitfire: как создают автомобили Jaguar
Что общего у спорткара Jaguar и крикетного мячика, зачем британцам много глины, куда делась военная база в Гейдоне и как самолет Spitfire помог марке победить в Ле-Мане

Автомобильный мир стремительно меняется, и основные направления уже понятны: электрификация, каршеринг, автономное вождение и экологичность. Помимо создания новейших технологий и разработки альтернативных систем продаж, бренды занимаются переосмыслением дизайна машин будущего. И в первую очередь это касается брендов, для которых роскошь и традиции стоят на первом месте. Потому что ценность таких автомобилей, как и их восприятие в обществе, тоже переосмысливается.

На месте дизайн-центра Jaguar во время холодной войны находилась военная база ВВС Великобритании, но сейчас о ней напоминают лишь стенды с черно-белыми фотографиями. Сегодня это ультрасовременный комплекс, сердцем которого стало пространство под названием Heart Space, где работает команда из 280 специалистов, ответственных за разработку будущих поколений автомобилей Jaguar. Руководит ими Джулиан Томпсон, который занял пост главного дизайнера британского бренда после ухода Яна Каллума. Привычные номера для отделов, комнат и переговорок в дизайн-центре отсутствуют — их заменили названиями культовых моделей Jaguar или именами людей, сыгравших важную роль в истории бренда.

Автомобиль из глины

В отделе по разработке экстерьера на данный момент трудятся 25 специалистов. Многие из них до этого не работали с автомобилями и пришли в компанию из абсолютно разных сфер дизайна. Например, над внешностью автомобилей Jaguar сейчас трудятся создатели часов, яхт и даже телефонов. Ежедневно они создают сотни скетчей, которые вывешиваются на специальные стенды и коллективно обсуждаются с коллегами. По признанию дизайнеров, для них это настоящее соревнование друг с другом, хотя оно и носит дружеский характер.

Для создания полноразмерных прототипов машин англичане используют глину. Работы ведут 46 скульпторов, которым помогают особые роботизированные станки. Глиняную скульптуру покрывают краской и даже устанавливают на нее реальные элементы кузова. После этого макет можно спутать с реальным автомобилем. Всего при проектировании новой машины дизайнеры создают как минимум шесть масштабных моделей абсолютно разных размеров. Создание скульптур ведется на особых платформах с механическими рельсами, которые позволяют проводить работы над моделью сразу с обеих сторон.

После окончания работы над прототипом все его данные заносят в компьютер с помощью специальных сканеров и позже используют для создания анимированной цифровой модели, над которой трудятся специалисты с опытом работы в мире компьютерных игр. В итоге на экране можно будет увидеть даже то, как прототип будет вести себя на дороге. Впечатляет не меньше, чем эффектные трейлеры нового Need for Speed или Grand Turismo. Тут же создаются и первые рендеры будущих автомобилей, которые нередко потом всплывают в новостных лентах автомобильных порталов.

Дух 54-го и легендарный Spitfire

Отдел по разработке интерьера будущих машин Jaguar трудится в одной зоне с коллегами по экстерьеру. Все дизайнеры должны работать вместе, постоянно взаимодействуя между собой. В помещении установлены три главных автомобиля, которые воплощают философию бренда и служат источником вдохновения. Первое место здесь принадлежит легендарному D-type, который трижды становился победителем Ле-Мана. Спорткар был выпущен в 1954 году и использовал наработки от самолетов Spitfire времен Второй мировой войны.

Рядом стоит S-type — седан, который олицетворяет собой классику 60-х годов. Замыкает тройку XF второго поколения. По словам британцев, в этом седане воплотились все нынешние ценности Jaguar — роскошные материалы отделки, театральность и идеальная персонализация. Черты этих трех машин и будут определять вектор развития интерьеров будущих автомобилей бренда.

Процесс работы тут также включает в себя создание скетчей, глиняных скульптур, а также 3D-моделирование. Вместе с дизайнерами интерьера работает VR-группа, которая использует очки виртуальной реальности для кругового обзора салона машины во всех мельчайших деталях. Изображение при этом также может транслироваться на 11-метровый цифровой 4К-дисплей во всю стену.

Материалы и краска

Отдельное помещение дизайн-студии отведено для работы над материалами отделки и напоминает уютную гостиную с симпатичной мебелью. Для поиска вдохновения англичане действительно посвящают немало времени изучению домашних интерьеров. Трудятся тут в основном женщины, причем некоторые из них до этого работали дизайнерами одежды или украшений.

«Главная задача — постоянный поиск новых материалов, которые можно применить в отделке автомобилей. Все это делается с оглядкой на экологические программы компании. В частности, нами активно используется переработанное сырье. Плюс ко всему мы ищем варианты сделать материалы более долговечными», — рассказала одна из сотрудниц подразделения.

Рядом расположилась настоящая химическая лаборатория, которая отвечает за цвет будущих моделей Jaguar. Сотрудники этого подразделения сравнивают свою деятельность с работой парфюмеров, занятых постоянным смешиванием ингредиентов для получения идеального результата.

По теме:

«Это реальная наука — сложные схемы, работа с пигментами и прочие процессы. Правильно выбранная краска подчеркивает красоту автомобиля — это настоящий восклицательный знак в конце предложения о дизайне машины. При этом надо понимать, что подборка цвета для автомобиля вообще не должна быть привязана к полу или возрасту возможного водителя», — пояснил представитель отдела. Этот человек, как оказалось, прежде работал над дизайном упаковок шоколада.

Глобально цвета почти всех нынешних «Ягуаров» с небольшими изменениями пришли из сороковых и пятидесятых годов прошлого века. Работы над новыми колерами идут постоянно, но информация о следующем цвете для автомобилей бренда — такой же секрет, как и технические детали.

Назад в будущее

Меняться с оглядкой на прошлое — осознанная стратегия компания под названием «Назад в будущее». Общее место всей философии создания новых машин Jaguar остается прежним: роскошь, производительность, красота и новации.

«Взгляд на роскошь и красоту, безусловно, меняется, однако некоторые вещи остаются незыблемыми. В наши машины мы всегда стараемся добавить что-нибудь из прошлого, что-нибудь традиционное для Британии. Разумеется, тут главное выйти из стереотипов, поэтому мы не говорим об английском бульдоге, красной телефонной будке или двухэтажном автобусе. Речь идет прежде всего об архитектуре, спорте или поп-культуре», — пояснил представитель Jaguar.

Чтобы понять, о чем идет речь, нам предлагают взглянуть на прострочку кожи в салоне автомобиля Jaguar, которая полностью повторяет швы на крикетном мяче. Тут же демонстрируется динамик аудиосистемы, своим дизайном напоминающий старые эмблемы британского бренда. И таких мелочей в машинах Jaguar хватает.

Что ждет Jaguar

Развитие бренда в ближайшие годы будет идти в рамках стратегии Destination Zero. Уже начиная с 2020 г. каждая модель британцев будет получать электрическую версию, а первенцем станет зеленая версия флагманского седана XJ. Информацию о разработке этого автомобиля на мероприятии подтвердил президент Jaguar Land Rover Ральф Шпет. При этом отказываться от выпуска автомобилей с традиционными бензиновыми и дизельными двигателями компания не намерена.

Особое внимание британцы уделяют разработкам технологий повторного использования сырья. В ближайшее время детали для автомобилей Jaguar и Land Rover начнут производить из пластиковых отходов. Отходы превращают в пиролизное масло, которое затем превращается в новый высококачественный материал, точно повторяющий характеристики «первичных» пластиков. Этот материал будут использовать, например, при производстве приборных панелей и элементов внешней отделки.

А вот полностью автономных автомобилей британцы пока не планируют. В Jaguar считают, их клиентов не следует лишать удовольствия от личного вождения хороших машин. И тут с британцами действительно сложно поспорить.

Комментарии