Подпишитесь на РБК Comfort

Получайте рассылку с новостями, которые касаются каждого. Самое актуальное о личных финансах, карьере и безопасности.

Читайте РБК без рекламных баннеров на сайте и в мобильном приложении.

Autonews
Статьи Алина Распопова

«Людям больше не нужна роскошь». Как изменится автомобильный дизайн

Дизайнер Infiniti Карим Хабиб рассказал, почему японцы не признают роскошь, что будет влиять на облик автомобилей будущего, а еще — как он убедит весь мир полюбить минимализм
Фото: Infiniti

Известный автомобильный дизайнер Карим Хабиб уже два года работает в Infiniti. Ливанец по происхождению, проведший все детство в Канаде, перешел в японскую компанию из BMW в 2017 году. В Германии он нарисовал «семерку», X6, X3, а еще придумал интерьер для «пятерки» в кузове E60.

Сейчас офис Карима Хабиба находится в Центре глобального дизайна компании в Ацуги, недалеко от Йокогамы. В рамках своих полномочий Хабиб отвечает за дизайн Infiniti во всем мире. Мы встретились с Каримом прямо в дизайн-центре, где для вдохновения сотрудники стреляют из лука, занимаются икебаной и в любое время могут передохнуть и даже поспать в огромном кабинете, наполненном артефактами бренда.

— Карим, выход серийных автомобилей с дизайном, созданным под вашим руководством, уже не за горами. Что нового мы увидим на автомобилях Infiniti? Стоит ли ждать кардинальных изменений?

— Характер бренда Infiniti корнями уходит в японскую культуру, что лично меня приводит в настоящее восхищение. Я работаю здесь уже два года и каждый день узнаю что-то новое в дизайне, архитектуре, искусстве. Здесь я открываю то, что можно перенести и на дизайн автомобилей, — это особый, уникальный опыт. Японское наследие всегда было частью истории Infiniti, и сейчас мы стараемся максимально усилить этот эффект. Мы хотим использовать эту особенность на полную мощь и надеемся, что такое решение сделает нас более уникальными, отличными от конкурентов и одновременно позволит создать более узнаваемый глобальный дизайн. Другими словами, нечто такое, что охотно будут принимать и понимать люди по всему миру.

Два новых концепта, которые мы представили совсем недавно (Qx Inspiration и Qs Inspiration. — Прим. ред.), можно назвать хорошей демонстрацией того, что мы собираемся делать в ближайшем будущем. Они показывают, куда мы идем и на что будут похожи наши серийные автомобили. Мы возьмем многое из того, что делали раньше в Infiniti, но перенесем это наследие в новую эру электрификации. Если посмотреть на кузов, то можно увидеть, что мы хотим сохранить решетку радиатора в форме двойной арки. Также мы сохранили фары со светодиодными блоками в виде клавиш пианино, правда, уменьшив их и сделав их чище и легче. Это не кардинальные изменения, но довольно значительные.

— Но будет интересен самобытный японский дизайн людям в других странах, где другие вкусовые пристрастия? Например, в Китае или России.

— Я думаю, что наш бренд ценится на международном уровне. Конечно, японская культура, как и многие другие, имеет свои особенности, которые не встретить в других странах. Например, в Японии нет такого понятия, как luxury. Здесь ценят минимализм, в отличие от Запада или Китая. Конечно, легко усомниться, что такие ценности могут сработать на международном уровне. Но мы должны признать: сейчас во всем мире происходит переоценка восприятия самого понятия «роскошь». Люди начинают ценить и интересоваться более аутентичными и самобытными вещами в плане качества, ощущений, тактильного контакта с натуральными материалами. А это именно то, что несет в себе японская культура.

Посмотрите на большие деревянные дома в Японии или древние храмы — они выглядят по-настоящему богато, но совершенно в ином смысле этого слова, более аутентичном. Для меня, как представителя другой культуры, все это выглядит достаточно необычно. Одновременно с этим возникает шанс научиться чему-то новому и перенести это в мир Infiniti — создать нечто, что будет цениться в России, Китае и во всем мире. Возможно, это не будет соответствовать всем принятым нормам, зато будет уникальным.

— Расскажите, какие новые элементы из концептуальных версий перенесут на серийные модели?

— На самом деле, очень многие. Ведь когда мы создаем концепт, то уже примерно представляем, как будет выглядеть реальный серийный автомобиль. Поэтому не все, но большинство элементов перейдут и на серийные модели. Конечно, существовали некоторые ограничения: технические, экономические. Признаюсь, что на этот раз создание концепт-каров оказалось сложным как никогда. Получилась целая история перехода от прежнего языка дизайна к новому, на котором мы будем общаться в эпоху электрификации. Но в итоге дух нашего дизайна мы смогли выразить максимально ясно, сохранив фирменный почерк и основные черты.

— В эру электрификации, о которой мы сейчас так много говорим, заметно меняются пропорции автомобилей. За счет применения новых технологий приходит и другая архитектура. Как в таких условиях договариваются дизайнеры и инженеры?

— Перед дизайнерами и инженерами стоят одинаково сложные задачи в эту новую эру. За последние годы мы получили огромный опыт — я говорю об Infiniti и Nissan. Например, Nissan стал первым брендом, который выпустил серийный электрокар — Leaf. Наше инженерное сообщество понимает ценность электрокаров, и с их стороны мы не встречаем никакого сопротивления. В последующие годы в портфолио моделей Nissan и Infiniti внушительную часть займут именно электрифицированные модели. Поэтому мы работаем вместе и используем возможности создавать что-то новое.

Новости 4 января 2019 Infiniti показала внешность будущих моделей на концептуальном кроссовере
Новости 31 января 2019 Студенты помогут Infiniti разработать кроссовер нового поколения

Да, конечно, у нас есть блоки батарей, у которых совершенно конкретная высота. А многим ведь хочется низкие и широкие модели. Но так это не работает. Мы много обсуждаем посадку водителей и пассажиров — насколько они высоки, какой длины у них ноги. Мы должны думать о том, какого возраста наши клиенты, как сделать так, чтобы им было максимально удобно садиться и выходить из машины. Это непростая работа. Но я думаю, что мы сможем найти лучшие решения в плане эргономики и аэродинамики.

— От чего еще зависит будущее автомобильного дизайна и то, какими захотят видеть свои автомобили водители во всех странах?

— Сейчас настало очень интересное время. Ценность автомобилей, их восприятие в обществе кардинально меняется. Конечно, существует технический прогресс — например, создаются беспилотные автомобили. В день, когда по дорогам поедут беспилотники или, по крайней мере, требования к безопасности на дорогах изменятся настолько, что аварии вообще исчезнут, изменится абсолютно все. Если аварий не будет вовсе, можно просто создать стеклянный квадрат и ездить в нем. Это изменит автомобильный мир даже больше, чем всеобщий переход на электротранспорт. Но есть еще пока совсем неизвестный фактор — то, какие заявления обществу захотят делать люди, выбирая тот или иной автомобиль. Что вы захотите сказать своим автомобилем, какой у вас будет посыл?

Можно провести параллель между одеждой и автомобилями. Были времена, когда все мужчины ходили исключительно в костюмах, а женщины — в длинных платьях. Теперь вы можете носить что угодно в любое время дня и ночи. Даже здесь, в нашем дизайн-центре, где традиции многое значат, вы можете носить что угодно. Посыл, который вы делаете при помощи одежды, он также изменился.

То же самое будет происходить с автомобилями. Раньше директор какой-нибудь крупной компании был просто обязан по статусу ездить на классическом седане. Он не мог даже подумать о том, чтобы приехать на деловую встречу на кроссовере или чем-то в таком духе. Теперь все изменилось, но наша профессия не умрет: люди по-прежнему будут мечтать о том, что хорошо выглядит, выбирать то, что вызывает приятные эмоции. Просто это будет нечто иное. И возможно, от создания дизайна классической кожаной обуви мы просто перейдем на кроссовки для бега.